Внешняя и внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. проанализировать основные элементы внешней и внутренней среды организации;
2. рассмотреть методы оценки внешней и внутренней среды;
3. исследовать взаимосвязь элементов внутренней и внешней среды организации.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Введение. 

    Любая организация находится и функционирует как во внешней, так и во внутренней среде. Каждое действие всех без исключения организаций, возможно лишь в том случае, если среда допускает его осуществление. Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собою и взаимоотношения с внешним окружением.

      Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также стать и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации

       Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

       Для того чтобы определить  стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

   Данная тема является актуальной. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом   успеха фирмы.

    Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

1. проанализировать основные элементы внешней и внутренней среды организации;

2. рассмотреть методы оценки внешней и внутренней среды;

3. исследовать взаимосвязь элементов внутренней и внешней среды организации.

  

        
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, сущность и роль внешней среды организации 

     Рассматривая организацию как  систему, все составляющие ее  подсистемы, их взаимодействие между  собою взаимоотношение с внешним окружением. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента1.

     Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы2.

    Анализ внешней среды помогает  получить важные результаты. Он  дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности3.

    Внешняя среда представляет собой совокупность двух относительно самостоятельных систем - макросреда (фоновое окружение организации)  и микросреда (непосредственное окружение организации). 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1. Анализ основных факторов среды косвенного воздействия 

    Макросреда (среда косвенного воздействия) создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. Макросреда состоит из пяти групп факторов: политические, экономические, технологические, социальные, географические и природно-климатические.

    Политические  факторы влияют на социально-экономическую систему через деятельность правительственных институтов, региональных и местных органов власти и управления4. Эти факторы должны изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться в выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны  в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить такие базовые характеристики базовой системы, как: какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть5.

    Экономические факторы находят отражение в прогнозах развития экономики как краткосрочных, так и на длительную перспективу функционирования6. Эта группа факторов оказывает влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового национального продукта и продукции отраслей, оплата труда, его производительность. Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влияние на положение организации из-за снижения инвестиций в ее отрасль. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или конкретной отрасли может потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом. В этой группе факторов следует рассматривать и другие экономические параметры, например ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработицы, динамику доходов населения, размеры инфляции и т. п. Очевидно, например, что рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации. Высокий уровень безработицы может быть учтен при разработке кадровой политики организации и при решении вопросов оплаты труда работающих и т. д.

    Анализ  технологических факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них7.

    Изучение  социальных факторов макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т. п. Значение социальных факторов очень важно, так как они являются всепроникающими, влияющими как на другие факторы макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации, поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения8.

    Географические  и природно-климатические  факторы отражают общие экологические законы. Среди них:

    -закон  "шагреневой кожи", свидетельствующий  о непрерывном истощении ресурсного потенциала Земли в ходе исторического развития общества и ориентирующий человечество на создание, широкое внедрение и использование достижений научно-технического прогресса в целях восстановления этого потенциала;

    -принцип  "экологичное - экономично";

    -"венок"  экологических законов Б. Коммонера  (1974), который отражает всеобщую  связь вещей и явлений в  природе и человеческом обществе ("все связано со всем"); законы сохранения массы вещества ("все должно куда-то деваться"); цену развития ("ничего не дается даром"); главный критерий эволюционного отбора ("природа знает лучше"); закон ограниченности ресурсов ("на всех не хватит"), который, по существу, характеризует источник всех форм конкуренции, соперничества и антагонизма в природе и обществе;

    -правило  социально-экологического равновесия, согласно которому общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и ее восстановлением природно-естественным и искусственным образом9.

    Важнейшее требование современности - экологизация экономики, означающая разносторонний и системный подход к системе "человек-природа", всестороннее глубокое осознание роли природы в жизни человека. По своей сути это экологизация всего социально-экономического уклада, нацеленная на снижение природоемкости производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Анализ основных факторов среды прямого воздействия. 

    Изучение факторов прямого воздействия организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

    Анализ  потребителей. Потребители – частные лица или другие компании и организации, которые приобретают товары и услуги данной компании. Традиционными источниками информации о клиентах являются маркетинговые исследования, опросы, отчеты торговых представителей10.  В условиях насыщенного рынка компаниям приходится бороться за каждого клиента. Изучение потребителей позволяет организацией лучше уяснить то, какой продукт в большей мере будет приниматься ими, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере потребители привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и многое другое11.

    Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

    - географическое месторасположение  покупателя;

    - демографические характеристики  покупателя (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);

    -социально-психологические  характеристики покупателя, отражающие  его положение в обществе, стиль  поведения, вкусы, привычки и  т.п.;

    - отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает  данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации