Внешняя и внутренная среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы заключаются в следующем:
- выяснить, что означают понятия «внешняя и внутренняя среда организации»;
- определить, какое влияние могут оказывать факторы внешней и внутренней среды на организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятия внешней и внутренней среды организации….4
1.1 Внутренняя среда организации………….…………....6
1.2. Внешняя среда организации …………………………9
1.2.1 Внешняя микросреда
(среда прямого воздействия)………………………..11
1.2.2 Внешняя макросреда
(среда косвенного воздействия)…………………….14
ГЛАВА 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации……………………………………………………………..17
2.1 SWOT- анализ…………………………………………..18
2.2 PEST – анализ…………………………………………..23
2.3 Профиль среды…………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

внешняя и внутренняя среда организации, КР.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    Рыночные угрозы – это события, оказывающие неблагоприятные воздействия на организацию. Например, появление новых конкурентов, увеличение налогов, изменение покупательских предпочтений и т.п.

    Стоит обратить  внимание на то, что один и тот же фактор для одной организации может быть угрозой, а для другой - возможностью. Например, для магазина дорогих продуктов увеличение доходов населения является возможностью, так как приводит к росту числа покупателей. А для магазина-дискаунтера этот же фактор становится угрозой, так как его покупатели с увеличением зарплат перейдут к конкурентам с более высоким уровнем сервиса.

    1. Определение сильных и слабых сторон предприятия:

- составления списка  параметров, по которым будет оцениваться  организация;

- определение сильных  и слабых сторон предприятия  по каждому из параметров;

- выбор наиболее  значимых сильных и слабых  сторон организации и занесение их в матрицу SWOT-анализа.

    Для оценки организации можно использовать следующие параметры:

  • Организация: квалификация сотрудников, их интерес к развитию предприятия, взаимодействие между отделами предприятия
  • Производство: производственные мощности, используемое оборудование, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов
  • Финансы: доступность капитала, издержки производства, прибыльность бизнеса, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия
  • Инновации: внедрение новых продуктов и услуг, степень их новизны, сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок
  • Маркетинг: качество товаров и услуг с точки зрения потребителей, полнота ассортимента, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, известность марки, эффективность рекламы, эффективность применяемой модели сбыта, уровень цен, репутация предприятия, квалификация обслуживающего персонала.

    Далее необходимо заполнить таблицу 1.

    2. Определение рыночных возможностей и угроз

    Следующий  этап SWOT-анализа - оценка рынка.  Он позволяет проанализировать ситуацию вне организации - оценить возможности и угрозы. Для этого необходимо:

- составить список параметров для оценки рыночной ситуации;

- определить возможности и угрозы организации по каждому из  параметров;

- выбрать наиболее значимые возможности и угрозы и построить матрицу SWOT-анализа.

    Обычно  используются следующие параметры:

  • Факторы спроса: емкость рынка, структура спроса на продукцию предприятия, темпы роста рынка либо его сокращения
  • Факторы конкуренции: количество непосредственных конкурентов, высота барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка, наличие на рынке товаров-заменителей
  • Факторы сбыта: количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок материалов и комплектующих
  • Экономические факторы: курс валют, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства, уровень инфляции
  • Политические и правовые факторы: политическая стабильность в стране, правовая грамотность населения, законопослушность, коррумпированность власти
  • Научно-технические факторы: уровень развития науки, количество новых товаров и  технологий, степень государственной поддержки развития науки
  • Социально-демографические факторы: численность и половозрастная структура населения, уровень рождаемости и смертности, занятость населения
  • Социально-культурные факторы: существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей, традиции и система ценностей общества
  • Природные и экологические факторы: состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды, климатическая зона
  • международные факторы: наличие локальных конфликтов, уровень стабильности в мире

    Затем заполняется  таблица 2.

    В заполненной матрице SWOT-анализа можно увидеть основные сильные и слабые стороны организации, а также её перспективы и опасности.

    3. Сопоставление сильных и слабых сторон организации с рыночными возможностями и угрозами

    Сопоставив  сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами рынка, можно дать ответы на следующие вопросы:

    • Каким образом можно воспользоваться возможностями организации, используя её сильные стороны?
    • Какие слабые стороны организации могут неблагоприятно повлиять на её деятельность?
    • С помощью каких сильных сторон организации можно устранить существующие угрозы?
    • Какие угрозы являются наиболее опасными для организации, так как могут ещё более усугубиться её слабыми сторонами?

    Для ответа  на эти вопросы применяется  матрица SWOT-анализа, представленная в таблице 3.

    В заполненной матрице виден результат:

- определены основные направления развития организации;

- сформулированы основные проблемы организации, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 

2.2. PEST – анализ 

    PEST-анализ используется для выявления существующих аспектов внешней среды организации, оказывающих на неё непосредственное влияние (табл. 4).

   К этим аспектам  относятся:

-  политические (Policy);

- экономические (Economy);

- социальные (Society);

- технологические  (Technology).

    Политические  аспекты рассматриваются в связи  с тем, что политическая власть  главным образом определяет среду организации. Экономические аспекты рассматриваются для анализа распределения ресурсов государством, так как это является неотъемлемой частью деятельности организации. В социальном аспекте определяются основные потребительские предпочтения. С помощью технологического аспекта выявляются тенденции технологического развития, являющиеся причинами изменений рынка и появления новых продуктов.

    Рассмотрим  основные положения PEST - анализа:

- все компоненты  PEST-анализа тесно взаимосвязаны, в связи с чем                                                                                     анализ каждой из компонент должен проводится системно;

- нельзя полагаться только на рассмотренные факторы внешней среды, так как в реальной жизни их значительно больше;

- PEST - анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой отдельной организации существует свой особый набор ключевых факторов. 
 
 

2.3. Профиль среды 

    Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Этот метод, в основном, применятся для составления профиля отдельного макроокружения. С помощью этого метода оценивают влияние отдельных факторов среды на организацию.

    Метод составления профиля среды состоит в следующем: в таблицу профиля среды необходимо вписать отдельные факторы среды, а затем каждому из факторов дать оценку (табл. 5):

- важность для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1 - слабая;

- влияние на организацию  по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 - слабое, 0 - отсутствие влияния;

- направленность влияния  по шкале: +1 - позитивная, -1 - негативная.

    Перемножив эти оценки, получим интегральную оценку, которая показывает степень важности фактора для организации. С её помощью можно определить, какие факторы среды имеют более важное значение для организации, а какие заслуживают меньшего внимания со стороны руководства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В 1 главе данной курсовой работы были рассмотрены понятия «внешняя и внутренняя среда организации», их составляющие и основные факторы, оказывающие на них непосредственное воздействие. В ходе работы были сделаны следующие выводы.

    К основным  переменным внутренней среды  организации относятся структура,  цели, задачи, технология и люди. Формулирование целей является  очень важным средством координации  работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений связаны с целями организации в целом. Задачи можно классифицировать как работу с предметами, людьми, информацией. В виду тесных связей между задачами и технологией руководители стремятся ставить перед организацией более специализированные задачи. Руководители занимаются вопросами поведения людей как отдельных личностей, как групп и как лидеров. Среда, создаваемая руководством, очень часто имеет очень важное значение и влияние на поведение сотрудника, поэтому руководители должны стремиться сделать эту среду наиболее способствующей достижению целей организации. Все внутренние переменные организации тесно взаимосвязаны. Изменение одного фактора влечёт изменения всех остальных.

    Любая организация  является открытой системой, так как она находится в зависимости с внешней средой, поэтому руководители должны учитывать внешнее окружение фирмы в целом.

    Основными  факторами среды прямого воздействия  являются поставщики материалов, трудовых ресурсов и капитала, законы и органы государственного регулирования, потребители и конкуренты.

    Наиболее  важными переменными среды косвенного  воздействия являются технология, экономика, политическая обстановка  и социокультурные факторы.

    Все факторы  внешнего окружения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Поэтому для достижения целей организации руководители должны учитывать, а затем реагировать и приспосабливаться к изменениям внешних переменных.

    Во 2 главе  курсовой работы рассматривались  некоторые методы анализа внешней и внутренней среды организации: SWOT-анализ, PEST-анализ и профиль среды. Были сделаны следующие выводы.

    SWOT-анализ обычно применяется для получения ясной оценки сил организации и существующей ситуации на рынке. Он представляет собой определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из внешней среды. Чтобы провести данный анализ, необходимо сначала определить основные направления развития организации, затем оценить её силы на рынке и, в заключение, поставить перед организацией определённые цели с учётом её реальных возможностей. Данные действия сводятся к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы заносятся сильные и слабые стороны организации, а также рыночные возможности и угрозы. Сопоставив сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами рынка, можно дать ответы на следующие вопросы:

    • Каким образом можно воспользоваться возможностями организации, используя её сильные стороны?
    • Какие слабые стороны организации могут неблагоприятно повлиять на её деятельность?
    • С помощью каких сильных сторон организации можно устранить существующие угрозы?
    • Какие угрозы являются наиболее опасными для организации, так как могут ещё более усугубиться её слабыми сторонами?

    PEST-анализ используется для выявления существующих аспектов внешней среды организации, оказывающих на неё непосредственное влияние, однако он не является общим для всех организаций, так как для каждой отдельной организации существует свой особый набор ключевых факторов.

    С помощью  метода составления профиля среды оценивают влияние отдельных её факторов на организацию. В ходе проведения такого анализа получают интегральную оценку, которая показывает степень важности фактора для организации. С её помощью можно определить, какие факторы среды имеют более важное значение для организации, а какие заслуживают меньшего внимания со стороны руководства. 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. Москва. КОНСЭКО, 1998

    2. Герчикова И.Н. Менеджмент. Москва. ЮНИТИ, 1994

Информация о работе Внешняя и внутренная среда организации