Внешняя и внутренная среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Основные цели работы заключаются в следующем:
- выяснить, что означают понятия «внешняя и внутренняя среда организации»;
- определить, какое влияние могут оказывать факторы внешней и внутренней среды на организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Понятия внешней и внутренней среды организации….4
1.1 Внутренняя среда организации………….…………....6
1.2. Внешняя среда организации …………………………9
1.2.1 Внешняя микросреда
(среда прямого воздействия)………………………..11
1.2.2 Внешняя макросреда
(среда косвенного воздействия)…………………….14
ГЛАВА 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации……………………………………………………………..17
2.1 SWOT- анализ…………………………………………..18
2.2 PEST – анализ…………………………………………..23
2.3 Профиль среды…………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

внешняя и внутренняя среда организации, КР.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

      Балтийский  государственный  технический университет  «Военмех» им. Д.Ф.Устинова

      Кафедра Р1 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  курсу «Основы  менеджмента»

 
 
 

     Тема: «Внешняя и внутренняя среда организации» 
 
 
 

                                                                                                                                               Выполнил студент

                                    группы Р-172

      Крутикова И.С.

      Проверил

      Иванова Т.Д.

                                                                                                        

                      

Санкт-Петербург,

2008 год

 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

      ГЛАВА 1. Понятия внешней и внутренней среды организации….4

                1.1 Внутренняя среда организации………….…………....6

              1.2. Внешняя среда организации …………………………9

                  1.2.1 Внешняя микросреда

                  (среда прямого воздействия)………………………..11

                  1.2.2 Внешняя макросреда

                  (среда косвенного воздействия)…………………….14

    ГЛАВА 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации……………………………………………………………..17

              2.1 SWOT- анализ…………………………………………..18

              2.2 PEST – анализ…………………………………………..23

              2.3 Профиль среды…………………………………………24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………28

    ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….29  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

    Данная курсовая работа посвящена теме «Внешняя и внутренняя среда организации». Выбор этой темы не случаен. Сегодня всё чаще по телевидению или радио можно услышать такие понятия, как, например, «внешние переменные организации» или «факторы прямого воздействия». В связи с этим, хочется разобраться, что же всё-таки означают эти понятия, на что влияют и от чего зависят. Именно поэтому темой данной курсовой работы и является «внешняя и внутренняя среда организации».

    Основные цели работы заключаются в следующем:

- выяснить, что означают  понятия «внешняя и внутренняя среда организации»;

- определить, какое влияние могут оказывать факторы внешней и внутренней среды на организацию.

    Задачами  данной курсовой работы являются:

- выявление основных составляющих внешней и внутренней среды организации;

- определение факторов, от которых они зависят;

- рассмотрение некоторых методов анализа внешней и внутренней организационных сред. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.

Понятия внешней и внутренней среды организации 

    Среда любой организации состоит из двух сфер: внутренней и внешней. Внешняя среда фирмы подразделяется на микросреду, или среду косвенного воздействия, и макросреду, или среду прямого воздействия (рис.1).

    Под внутренней средой организации понимается хозяйственная деятельность фирмы, включающая управленческий механизм, направленный на оптимизацию технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы, а также основные задачи и цели, к которым стремится данная организация[4]. Говоря о внутренней среде, подразумевается глобальная структура фирмы, охватывающая все финансовые, производственные предприятия фирмы, транспортные, страховые и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

    Внешнюю  среду организации составляют все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия каких-либо управленческих решений[4].

    Обычно организация в процессе управления сама определяет факторы, воздействующие на результаты её деятельности в настоящее время и в перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих

решений. При этом, прежде всего, определяются и рассматриваются факторы внешней организационной среды, оказывающие непосредственное воздействие на внутреннюю организационную среду. В этой части анализа рассматриваются экономические, политические, социокультурные, а также технологические факторы и факторы международного окружения.

     Изучение  внешней микросреды предполагает анализ тех внешних факторов, с которыми организация непосредственно взаимодействует, это: поставщики, покупатели, конкуренты, акционеры, кредиторы. Анализ внутренней среды проводится по следующим основным направлениям: финансы, производство, маркетинг, структура управления, персонал, НИОКР, в связи с тем, что этот анализ направлен на определение потенциала фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Внутренняя среда  организации 

     Внутренняя  среда организации представляет собой ситуационные факторы внутри организации. Менеджер может формировать и, в случае необходимости, изменять, внутреннюю организационную среду, которая состоит из сочетания ее внутренних переменных. Так как организации – это созданные людьми ограниченные структуры управления, то внутренние переменные, как правило, являются результатом управленческих решений. Но это отнюдь не значит, что все внутренние переменные полностью находятся под контролем руководства. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм направлен на достижение оптимального взаимодействия всех уровней и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные внутренние переменные любой организации, требующие внимания руководства, - это:

- цели;

- структура организации;

- задачи;

- технология;

- люди.

    Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе[8]. Организация, как правило, ставит перед собой следующие цели:

- увеличение прибыли;

- снижение затрат;

- повышение производительности фирмы;

- уменьшение процента брака;

- максимизация пользы обществу.

    Цели организации разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые, пользуясь разнообразными средствами и методами, пытаются их достичь.

    Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации[8]. В структуре организации реализуются различные требования, направленные на усовершенствование системы управления.

    Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговорённые сроки[8]. Все задачи организации можно разделить на работу с предметами (сырьё, машины, инструменты) и на работу с людьми и информацией.

    Наиболее  часто встречающиеся задачи организаций  заключаются в следующем:

- управление персоналом;

- управление маркетингом;

- управление инновациями;

- управление финансовыми  ресурсами;

- управление материальными  ресурсами;

- управление производительностью труда.

    Технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

    В организации люди могут проявлять себя в трёх аспектах:

- как отдельные  личности;

- в группах;

- как руководители.

    Все многообразие внутренней среды организации можно свести к следующим, наиболее важным, сферам:

- маркетинг;

- материально-техническое снабжение (МТС);

- производство; 
- НИОКР; 
- бухгалтерия;

- финансовое управление; 
- общее управление.

    Но это  деление носит условный характер. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2. Внешняя среда организации 

    Внешняя среда организации - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности[2]. Внешняя среда организации зависит от факторов прямого и косвенного воздействия.

    Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них[8]. Факторы косвенного воздействия – это те условия, которые организация не может изменить, но должна их постоянно учитывать в процессе  функционирования. К ним относятся:

- экономические факторы;

- политические факторы;

- социокультурные  факторы;

- технологические   факторы;

- факторы международного  окружения.

    Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации[5]. К факторам прямого воздействия можно отнести:

- поставщиков;

- потребителей;

- конкурентов;

- органы и законы  государственного регулирования;

- трудовые ресурсы.

     Внешняя среда организации отличается следующими качествами:

- сложностью;

- взаимосвязанностью факторов;

- неопределенностью;

- подвижностью.

    Сложность внешней среды – это число факторов, на которые

организация обязана  реагировать, а также уровень  вариативности каждого фактора[8].

    Факторы внешней среды организации взаимосвязаны, как и факторы внутренней. Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

   Неопределенность  внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.

    Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации[8]. Внешняя среда организации непрерывно изменяется, она не постоянна. Существуют организации, изменения внешней среды которых происходят особо быстрыми темпами. К таким организациям относятся фармацевтические, химические, космические и электронные компании. Кроме того, подвижность внешней среды организации может быть выше для одних

подразделений организации  и ниже для других. В связи с этим, организации должны постоянно учитывать сложность функционирования в условиях подвижной среды и опираться на более разнообразную информацию для принятия наиболее эффективных решений относительно своих внутренних переменных.

Информация о работе Внешняя и внутренная среда организации