Влияние межличностной коммуникации на эффективность деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение составляющих эффективного взаимодействия во время личных контактов с работниками организации, и возникающих при этом определённых проблем. В соответствии с поставленной целью в работе выявлены следующие задачи теоретического характера:
- дать определение понятиям «коммуникация», «межличностная коммуникация» в современной организации
- определить особенности межличностных коммуникаций, которые заключаются в понимании работником существа своей работы и своих обязанностей, способности принимать решения и достигать производительности
- дать рекомендации по повышению эффективности коммуникации на уровне отдельной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
§ 1. Сущность и виды коммуникаций. 6
§ 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса 10
§ 3. Особенности межличностной коммуникации 15
Глава II. ТАКТИКА КОММУНИКАЦИИ WEB-СТУДИИ «SHAREEFFECT» 21
§ 1. Организационная структура web-студии «Shareeffect» 21
§ 2. Анализ межличностной коммуникации в web-студии «Shareeffect» 24
§ 3. Пути повышения эффективности межличностной коммуникации в организации «Shareeffect» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

МОЙ КУРСОВИК ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ.doc

— 419.00 Кб (Скачать)
    
    ОГЛАВЛЕНИЕ      
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
  § 1. Сущность и виды коммуникаций. 6
  § 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса 10
  § 3. Особенности межличностной коммуникации  15
Глава II. ТАКТИКА КОММУНИКАЦИИ WEB-СТУДИИ «SHAREEFFECT» 21
  § 1. Организационная структура web-студии  «Shareeffect» 21
  § 2. Анализ межличностной коммуникации в web-студии  «Shareeffect» 24
§ 3. Пути повышения эффективности межличностной коммуникации в организации «Shareeffect» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность темы курсовой работы. Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем   менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная  система»  единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях.  Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

    Все это уже давно осознали зарубежные и многие отечественные менеджеры. Но как добиться эффективных коммуникаций? Как приобрести навыки и умение управлять  коммуникативными процессами? - вот  главные вопросы, которые беспокоят современных российских руководителей.

    В  рамках  вышесказанного  актуальность  выбранной  темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию.

    Степень разработанности темы. Научные исследования по теме курсовой работы ведутся по нескольким направлениям.

    Первое  направление – это теоретические  исследования по общению и коммуникации. В рамках этого направления выделяются работы по теории общения (Г.М. Андреева1, А.А. Бодалев2, А.Ю. Борисов3), по теории коммуникации (Г.Г. Почепцов4, Ф.И. Шарков5). Исследовательский интерес привлекают невербальные коммуникации (И.Н. Горелов6, В.П. Морозов7).

      Второе  направление – исследования коммуникаций в организациях. Системный анализ коммуникаций в организациях представлен в работах А.В. Занковского8, М. Мескона9. Неформальное общение в организации исследуется С.Ю. Алашеевым 10, невербальные коммуникации в организации – А.Т. Зуб 11.

    Третье  направление – исследования по вопросам управления коммуникациями в организациях. Следует выделить, прежде всего, работы по коммуникационному менеджменту (Е.И. Кузнецова, Е.П. Савруцкая, А.И. Суханов12),

    Теоретико-методологическую основу курсовой работы составил системный подход, в соответствии с которым коммерческая фирма рассматривается как комплексная система взаимосвязанных организационных элементов, а коммуникационная стратегия фирмы, вытекающая из общекорпоративной стратегии, – как связь, объединяющая всех сотрудников организации. Системный подход позволяет комплексно оценить межличностные коммуникации фирмы и деятельность системы управления ею на уровне конкретных характеристик. Применение системного подхода позволяет проанализировать наилучшим способом любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы.

    Объектом курсовой  работы является – персонал web-студии «Shareeffect», которая ведёт активную финансово-хозяйственную деятельность и занимает относительно прочную рыночную позицию. Данный контекст задаёт определенные рамки данной работы и предполагает наличие определённых элементов и их свойств у рассматриваемого объекта.

Предмет данного исследования – особенности межличностных коммуникаций в web-студии «Shareeffect».

Цель  настоящей работы – изучение составляющих эффективного взаимодействия во время личных контактов с работниками  организации, и возникающих при этом определённых проблем. В соответствии с поставленной целью в работе выявлены следующие задачи теоретического характера:

    -  дать определение понятиям «коммуникация», «межличностная коммуникация» в современной организации

    - определить особенности межличностных коммуникаций, которые заключаются в понимании работником существа своей работы и своих обязанностей, способности принимать решения и достигать производительности

    - дать рекомендации по повышению эффективности коммуникации на уровне отдельной организации.

    Эмпирической  базой курсовой работы является отечественная учебная литература, периодические издания по проблемам управления персоналом, экономической теории и управленческой психологии, устав организации «Shareeffect», информация, взятая с сайта одноименной организации, а также результаты социологического исследования, проведенного авторами работы.

    Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.  
 

    Глава I.  РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

     § 1. Сущность и виды коммуникаций

     Коммуникации – это обмен информацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности  основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.13

     Руководителю  приходится осмысливать большие  объемы информации, среди которой  есть информация, не влияющая на процесс  управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления, носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер – это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные, т.е. полезные для процесса управления.14

     Коммуникации осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными руководителями, на собраниях, при чтении документов, разговорах по телефону, составлении документов. Коммуникациями признан весь процесс производства и управления.

     Коммуникации  подразделяются на две большие группы:15 между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями.

     К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собой информационное взаимодействие с внешней средой: это средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, поставщики и т.п. Возникновение коммуникаций внутри предприятия в виде собранний, обсуждений, телефонных переговорах, отчетов и т.д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды. В качестве коммуникаций для организации используются различные формы. Так, для реализации товара используются программы маркетинга и рекламы. Для соблюдения норм государственного регулирования требуется письменное оформление документов. Изучение рынка ведется при помощи специальных организаций, т.е. существует множество способов коммуникаций.

     Ко  второй группе относятся межуровневые коммуникации, коммуникации между различными подразделениями, коммуникации «руководитель – подчиненный», коммуникации между руководителем рабочей группой, неформальные коммуникации.

     В процессе управления осуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали  между подразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях на высших уровнях (текущие задачи, конкретные задания, рекомендации). Эта информация может передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей.

     Не  менее важными являются  коммуникации и по восходящей линии. Предприятие  не может функционировать без информации о ходе производственного процесса. По восходящей передается информация о загрузке оборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции и т.д. Иногда возникает ситуация, когда для решения вопроса на низовом уровне требуется вмешательство руководителей высшего звена. И тогда информация по ступеням управления снизу передается на самый высокий уровень. Так, например, вопрос об изменении технологии, возникший на производственном участке, должен решать руководитель организации.

Для координации  задач и действий подразделений  организации требуется обмен  информацией между ними, поэтому  устанавливаются потоки информации между подразделениями по горизонтали. Таким образом координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределением ресурсами, сбытом продукции. Руководители различных подразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники. Помимо координации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлению равноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается на работе всей организации.16

     Две трети всей деятельности на предприятии  – это деятельность, основанная на коммуникациях «руководитель  – подчиненный». Они относятся  к коммуникациям по вертикали, но выделяются в отдельную группу, так как оказывают непосредственное влияние на производственный процесс. Это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, способностях работников, проблемах, изменениях, результатах, усовершенствованиях и т.д.

     Поскольку подчинённые объединены в Рабочие  группы, то коммуникации с ними руководителя являются важным компонентом для  достижения эффективности управления. участие в обмене информацией  каждого члена рабочей группы позволяет выработать более правильные отношения группы с руководителем, а руководителю более активно вовлекать подчинённых в дела организации.

     Определённую  роль играют также коммуникации с  неформальными группами. Часто мнения, складывающиеся в неформальных группах  и поступающие к руководителям по неформальным каналам, дают возможность понимать более правильные решения или предупреждать конфликтные ситуации.

     Информационный  процесс охватывает все подразделения  и все стороны деятельности предприятия, поэтому естественно, что его деятельность в значительной степени зависит от эффективности коммуникационного процесса. Но в процессе коммуникаций информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Эффективность обмена информацией достигается только в том случае, когда одна сторона передает информацию, а другая - правильно её воспринимает. Поэтому главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия передаваемой информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса

Коммуникации  пронизывают все элементы организации. Их основная цель — обеспечить взаимопонимание людей, участвующих в информационном обмене. Однако сам факт обмена информацией еще не гарантирует эффективности общения. Довольно часто передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, коммуникации — неэффективными. Для того чтобы лучше понять сущность процесса обмена информацией и условия его эффективности, рассмотрим основные элементы и стадии коммуникационного процесса.17

     Процесс коммуникации, возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов: отправитель, сообщение, канал связи, получатель.

Информация о работе Влияние межличностной коммуникации на эффективность деятельности организации