Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования – показать особенности процесса мотивации для работников различных культурных групп; рассмотреть классификацию деловых культур и их влияние на мотивацию; показать стереотипы национальных культур.
Введение 3
Глава 1. Культура в сравнительном менеджменте 5
1.1. Теории культуры 5
1.1.1. Универсальный подход. 6
1.1.2. Системный подход. 6
1.1.3. Ценностный подход 7
1.2. Типология деловых культур 7
1.2.1.Классификация культур Р. Льюиса. 7
1.2.2. Классификация культур Г. Хофстеде 9
1.2.3. Классификация культур Ф. Тромпенаарса 11
Глава 2. Национальные стереотипы представителей различных стран 13
2.1. Американский национальный стереотип (США) 13
2.2. Английский национальный стереотип 14
2.3. Французский национальный стереотип 15
2.4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока 16
2.5. Китайский национальный стереотип 17
2.6. Японский национальный стереотип 18
Глава 3. Мотивация в международной фирме 20
3.1. Потребности персонала международной фирмы 20
3.2. Оценка значимости работы для сотрудников международной фирмы 23
3.3. Оплата труда в международной фирме 24
3.4. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения 27
3.5. Практика стимулирования труда в различных странах 30
Заключение 34
Список используемой литературы 38
3. Как и все восточные люди, китайцы очень привержены к ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов достоинства и крайне болезненно переносят «потерю лица».
4.
Китайцы чувствительны к шутке
и юмору, готовы откликнуться
на соответствующие инициативы
другой стороны. Зачастую
5.
Китайцы крайне склонны
Поразительные успехи Японии в экономическом развитии предопределили тот успех, которым пользуется как сама страна, так и методы ее менеджмента в мире. Поэтому интересно будет рассмотреть основные черты национального стереотипа, что, несомненно, повлияло на специфику японского менеджмента.
1.
Базовой чертой стереотипа
2.
Японцы – безусловные
3. Японцы очень дисциплинированны и преданны чувству долга перед коллективом, готовы приносить ему в жертву личные нужды и интересы. Но необходимо учитывать, что, будучи преданным и честным по отношению к общему делу, японский партнер ждет того же от своего соратника.
4.
Что касается о житейских чертах нации,
то японцы прежде всего вежливы и деликатны,
крайне аккуратны и чистоплотны, а так
же умело контролируют личное поведение
и эмоции.
Я рассмотрела национальные стереотипы, характерные для представителей тех культур, с которыми российские бизнесмены чаще всего сотрудничают. Это США, Великобритания, Франция, страны Ближнего и Среднего Востока, а так же Япония и Китай.
Разумеется, все вышеперечисленные портреты нельзя считать достаточно полными. Речь идет просто о тех характеристиках, учет или неучет которых может повлиять на решения международного менеджера в вопросах мотивации в отношении его зарубежных сотрудников. Итак, национальный стереотип – не более чем основа и направление поиска для творческих усилий международного менеджера.
Задав вопрос европейскому или американскому менеджеру: «Следует ли управлять мотивацией сотрудников?», мы, несомненно, получим положительный ответ. Но управлять мотивацией без представления о потребностях, интересах, вариациях получения удовольствия на сегодняшний день не предоставляется возможным.
Отсюда следует вывод – для успешного процесса мотивации менеджер должен изучить потребности и интересы своих подчиненных. Но для фирмы, в которой работают сотрудники из разных стран, изучение потребностей усложняются: необходимо учесть и культурные особенности каждого сотрудника.
Под мотивацией будем понимать активизацию резервных возможностей сотрудника. Мотивация в сравнительном менеджменте – это активизация профессиональных и коммуникативных навыков сотрудников, определяемая синергетическим эффектом межкультурного взаимодействия*.
Так
как на процесс мотивации в
большей мере влияют потребности
персонала, поэтому в данной главе
я рассмотрю потребности
Потребности являются наиболее изученными переменными мотивационного фактора. Большинство мотивационных теорий разработаны с учетом опыта США и, поэтому, не всегда могут быть пересены на другие страны. Отсюда – проблемы использования человеческих ресурсов в международном менеджменте требуют дополнительного знания и постоянного изучения.
Несмотря
на совпадение основных потребностей
для представителей разных стран, их
приоритетность меняется в зависимости
от влияния культурных аспектов. Например,
восточные культуры больше ориентированны
на потребности общества, а западные –
на индивидуализм (см. таб. №3)
Потребности китайцев | Потребности французов |
1. Потребность в принадлежности | 1. Физиологические потребности |
2. Физиологические потребности | 2. Потребность в безопасности |
3. Потребность в безопасности | 3. Потребность в социализации |
4. Потребность в самореализации | 4. Потребность статуса и самореализации |
Таблица
№3. Сравнительная таблица
Потребность в достижении и росте также по-разному воспринимается представителями разных культур. Если для представителя западной культуры данная потребность ассоциируется с индивидуальными достижениями, карьерным ростом и успешной социализацией, то японский сотрудник, руководствуясь базовым принципом гармонии групповых и корпоративных интересов, будет связывать данную потребность с коллективными достижениями и успехом фирмы в целом.
Представители разных культур по-разному оценивают реальность поставленных целей и свою роль в данном процессе, а так же роль таких факторов, как судьба и внешняя среда. Известно, сто для представителя западной культуры цель может являться сильнейшим мотиватором, для восточных культур значимость донного фактора снижается.
Итак,
на основе потребностей своих подчиненных
международный менеджер регулирует
процесс мотивации. Цели сотрудника и
цели компании должны корреспондироваться,
а для этого международный менеджер должен
использовать все возможные средства
(см. таб. №4).
Организация работ | Разнообразие навыков, требуемых для выполнения работы. Законченность выполняемых заданий. Значимость и ответственность работы. Предоставление самостоятельности работнику. Своевременная обратная связь о соответствии работы установленным требованиям. |
Материальное стимулирование | Конкурентоспособность предлагаемой заработной платы в результате сравнения уровней оплаты экспатриантов и местного персонала, командированных и закрепленных в штаб-квартире. Соотношение постоянной и переменной частей заработной платы. Связь оплаты и результатов работы международной компании при условии реализации социальных программ. Возможность дифференцировать оплату. |
Моральное стимулирование | Широкий набор нематериальных стимулов, используемый как непосредственным руководителем, коучем, так и администрацией компании в целом и филиала. |
Индивидуальный подход к работнику | Оценка руководителем
индивидуальных особенностей данного
работника и выбор таких |
Постановка целей | Постановка перед работником четких целей и задач, которые должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и реализуемость – ключевые требования к мотивирующим целям. |
Информирование | Своевременность и полнота удовлетворения потребностей работников в значимой для них информации, что особенно важно для командированного сотрудника |
Корпоративная культура | Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимодействия руководства штаб-квартиры и филиала и персонала. Традиции компании и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие сотрудников в мультинациональном коллективе. |
Практика управления | Качество управления, доминирующий в компании стиль управления и соответствие стиля управления сложности задач и основным характеристикам персонала (уровень классификации, образование, опыт, уровень самостоятельности). |
Меры дисциплинарного воздействия | Своевременность дисциплинарного воздействия. Соразмеренность строгости наказания тяжести поступка. Разъяснение причин дисциплинарного воздействия. Внеличностный характер наказаний. |
Обращение к наиболее значимым для работника ценностям | Самоуважение. Финансовое благополучие. Ответственность перед коллективом (командой). Ответственность перед соотечественниками. Интересы компании. Карьерные перспективы. Интересы семьи. |
Убеждение | Воздействие на мнение, оценки и взгляды работника, определяющие его отношение к работе, в ситуациях межличностного общения. |
Таблица
№4. Возможности использования
Для восприятия сущности мотивации у представителей различных стран не последнюю роль играет понимание значимости самой работы, которая не исчерпывается экономической необходимостью, потребностью в достижении, признании и т.д.
Исследователи
интернациональной команды MOW (meaning of work)
сопоставили значимость работы со значимостью
досуга, социализации, религии и семьи
для отдельного человека. В основе данного
исследования находилась концепция трудоцентризма,
т.е. определение того места, которое работа
занимает в жизни индивидуума. Данные
по этому исследованию доказали утверждение
того, что значимость работы играет не
последнюю роль.
Страны | Показатели
значимости работы
(трудоцентризма) |
|
7,78
7,10 6,94 6,81 6,69 6,67 6,36 |
Таблица
№5. Значимость работы в развитых странах*
Высокий
уровень показателей
Все
страны подчеркнули значимость работы
как источника дохода. Однако наилучшие
перспективы для формирования у сотрудников
механизмов самомотивации у израильтян,
так как наиболее результативная категория
интереса – к содержанию самой работы
– имеет для них наибольшее значение.
То, что в Японии, например, гармония коллективных
интересов превалирует над индивидуальным
престижем и статусом предопределило
столь низкую оценку соответствующей
функции работы у японцев.
Страна | Работа – источник дохода | Интерес к содержанию самой работы | Работа – средство социализации | Работа – способ служения обществу | Работа – способ занятости | Работа – источник занятости и престижа |
Япония | 45,4 | 13,4 | 14,7 | 9,3 | 11,5 | 5,6 |
Германия | 40,5 | 16,7 | 13,1 | 7,4 | 11,8 | 10,1 |
Бельгия | 35,5 | 21,3 | 17,3 | 10,2 | 8,7 | 6,9 |
Великобритания | 34,4 | 17,9 | 15,3 | 10,5 | 11,0 | 10,9 |
США | 33,1 | 16,8 | 15,3 | 11,5 | 11,3 | 11,9 |
Израиль | 31,1 | 26,2 | 11,1 | 13,6 | 9,4 | 8,5 |
Нидерланды | 26,2 | 23,5 | 17,9 | 16,7 | 10,6 | 4,9 |
Все страны | 35,0 | 19,5 | 14,3 | 11,8 | 10,8 | 8,5 |
Таблица №6. Оценка значимости функции работы*