Влияние культуры на мотивацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности процесса мотивации для работников различных культурных групп; рассмотреть классификацию деловых культур и их влияние на мотивацию; показать стереотипы национальных культур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Культура в сравнительном менеджменте 5
1.1. Теории культуры 5
1.1.1. Универсальный подход. 6
1.1.2. Системный подход. 6
1.1.3. Ценностный подход 7
1.2. Типология деловых культур 7
1.2.1.Классификация культур Р. Льюиса. 7
1.2.2. Классификация культур Г. Хофстеде 9
1.2.3. Классификация культур Ф. Тромпенаарса 11
Глава 2. Национальные стереотипы представителей различных стран 13
2.1. Американский национальный стереотип (США) 13
2.2. Английский национальный стереотип 14
2.3. Французский национальный стереотип 15
2.4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока 16
2.5. Китайский национальный стереотип 17
2.6. Японский национальный стереотип 18
Глава 3. Мотивация в международной фирме 20
3.1. Потребности персонала международной фирмы 20
3.2. Оценка значимости работы для сотрудников международной фирмы 23
3.3. Оплата труда в международной фирме 24
3.4. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения 27
3.5. Практика стимулирования труда в различных странах 30
Заключение 34
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Влияние культуры на мотивацию.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     Таблица №2. Параметры культуры по Г. Хофстеде

     1.2.3. Классификация культур Ф. Тромпенаарса

     Ф. Тромпенаарс выделил 5 культурных измерений, которые могут рассматриваться как аналоги индексов Хофстеде, а также уделил внимание установкам по отношению ко времени и окружающей среде.

     1) Универсализм – специализация

     В культурах с большим индексом универсализма концентрируются  больше на формальных правилах, чем  на отношениях, контракты в сфере  бизнеса рассматриваются очень  узко (США, Австралия, Германия, Швеция). В культурах с низким значением  этого индекса упор делается на отношения и доверие, контракты часто изменяются, потому что партнеры хорошо друг друга знают и меняют контракт в соответствии с обстоятельствами (Венесуэла, страны СНГ, Индонезия).

     2) Индивидуализм – коммунитаризм

       Этот показатель аналогичен индексу Хофстеде: индивидуализм указывает на людей, которые чувствуют себя уникальными личностями (Канада, Великобритания, США, Франция), в «коммунитарных» культурах люди оценивают себя как часть группы (Южная Корея, Малайзия, Гонконг).

     3) Нейтральные – эмоциональные культуры

     В нейтральных культурах эмоции принято  контролировать, представители не показывают своих чувств и стойко переносят трудности (Япония, Великобритания). Представители эмоциональных культур выражают свои чувства открыто и естественно, они шумны и говорливы (Мексика, Голландия, Швейцария).

     4) Специальные – диффузные культуры

     Специальная культура предполагает четкое разграничение  публичного и приватного пространства, представители строго охраняют свою частную жизнь (Великобритания, США, Швейцария). Для диффузной культуры характерно совмещение частного и публичного пространства (КНР, Испания).

     5) Культура достижение – культура  принадлежности

     Культура  достижений характеризуется тем, что  статус члена общества определяется успешностью выполнения им своих функций (Австрия, США, Мексика, Германия). В культуре принадлежности статус определяется принадлежностью человека к той или иной группе по родственному или профессиональному признаку (Венесуэла, Индонезия, Чили, страны СНГ).

     6) Отношение ко времени

     Тромпенаарс отмечает наличие двух подходов: синхронное и последовательное. В культурах с последовательным подходом люди стремятся делать одно дело в каждый промежуток времени, они пунктуальны, следуют строго разработанному плану (США, Италия, Германия). Представители культур с синхронным подходом делают несколько дел одновременно, время деловых встреч назначается приблизительно, распорядок дня не важен (Испания, Франция, Мексика).

     7) Окружающая среда

     Тромпенаарс делит культуры по отношению к  окружающей среде на внутренне и внешне управляемые. Представители первого типа верят в возможность контроля получаемых результатов и сосредоточены на управлении внутренними ресурсами (США, Австрия, Германия). Люди, принадлежащие ко второму типу культур, считают, что события идут своим чередом и к ним можно только приспособиться (Китай, Япония).  

     Для того чтобы успешно сотрудничать с представителями разных стран  и культур, необходимо знать их особенности  и учитывать их при принятии решений. Именно поэтому, на мой взгляд, многие ученые XX века уделяли внимание данной проблеме, и поэтому я рассмотрела в своей работе основные направления кросс-культурных характеристик.

 

      Глава 2. Национальные стереотипы представителей различных стран

     Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку мотивация является непосредственной причиной поведения сотрудников. В международной фирме проблема мотивации усложняется – менеджеру необходимо учитывать и культурные особенности своих подчиненных.

     Очевидно, что на культуру отдельной страны влияют национальные стереотипы ее граждан. Но следует иметь ввиду, что национальные стереотипы не обязательно характеризуют всех представителей отдельной культуры. Здесь играют роль и местные специфические условия (сравним проявление русского национального характера, например, у вологодца и у краснодарца); и образование, и жизненные особенности (ливанский бизнесмен будет отвечать национальному стереотипу, но если он много лет учился в США, то существенные особенности неизбежны); и влияние принадлежности к определенному социальному слою (китайский бизнесмен более европеизирован, нежели китайский рабочий)*.

     В этой главе я выделю некоторые  национальные стереотипы представителей разных стран, с которыми в большей мере сотрудничают российские компании.

     2.1. Американский национальный  стереотип (США)

     Житель  США – это человек, в котором  смешались различные национальные культуры, причем условия жизни и многолетняя демократия позволили взять все лучшее от разных наций. Типичного американца можно охарактеризовать следующими основными чертами.

     1. Жесткий прагматизм, ориентация  на реальное, приносящее пользу  дело, уважение и стремление к  материальному достатку и зарабатыванию  денег.

     2. «Целевой динамизм»: американец  видит жизненные, деловые, личные и иные цели, которые он хочет достигнуть. Прогресс и постоянное стремление к обновлению («цель – действие – достижение – новая цель») стали своего рода идеалом, к которому стремится вся нация.

     3. Американец уважительно относится  ко времени как таковому, и тем более ко времени как важнейшему деловому ресурсу. В этом смысле выражение «время - деньги» истинно американское.

     4. Типичный американец очень индивидуален, он уверен в том, что только  ты сам сможешь все сделать  для себя. Отсюда исключительная  самостоятельность в принятии и реализации решений, равно как и полная готовность нести за них всю необходимую ответственность.

     5. К другим людям американец  относится дружелюбно. Он готов  к сотрудничеству и поиску разумных компромиссов, американцы очень болезненно реагируют на любые проявления нечестной игры.

     6. Американцы достаточно жестко  разграничивают деловое и личное  в бизнесе и в поведении  вообще. Для российских бизнесменов  это очень важно, поскольку для нас характерно обратное.

     7. Для американца свойственны патриотизм и гордость за успехи и положение США в мире, что проявляется в некотором этноцентризме: особая роль страны в мире, «образцовая» демократия, благотворительность для других стран.

     2.2. Английский национальный  стереотип

     В России укоренился образ чопорного, лишенного эмоций, джентльмена, любящего спорт, собак и лошадей. Насколько этот образ совпадает с настоящим англичанином? Рассмотрим национальные стереотипы, характерные для англичан.

     1. Прагматичность, ориентация на дело  и действие, роднит англичан и американцев. Однако англичанин относится к бизнесу как к спорту, в то время как американец – как к способу получения дохода.

     2. Отличительное свойство англичан  – нелюбовь к умозрительным  проектам, за которыми не стоят реальные дела. Это проявляется в том, что попытка убедить англичанина в том, что проект удачен, показывая ему детальный план, будет обречена; в то время как демонстрировать деловые качества на деле будет куда эффективнее.

     3. Глубоко укоренилось в национальном  сознании чувство собственного достоинства. Англичанин соблюдает все этические нормы и традиции, терпимо относится к чужим взглядам и убеждениям, он мужественен и хладнокровен, никогда не позволит уронить себя в глазах партнера.

     4. Глубочайшее уважение к традициям:  национальным, государственным, семейным. Этот традиционализм может принимать разные формы, в том числе консерватизма, проявляющегося в разных сторонах жизни и мышления.

     5. Для англичан характерен определенный  этноцентризм. Но в сравнении с американским он более скрытый и исключительно корректный, не задевающий национальные чувства других людей.

     2.3. Французский национальный  стереотип

     Исторически сложилось, что для россиян Франция  ассоциируется с искусством, эстетикой и утонченностью. Рассмотрим структуру национального стереотипа французов.

     1. Интеллектуализм, любовь к искусству,  гармонии и красоте, что проявляется в деловой жизни в построении высокосовершенных планов, проектов и программ.

     2. Робость и нерешительность в  реализации задуманных планов. Эти  два стереотипа составляют «две стороны одной медали»: с одной стороны – разработка и выстраивание логических схем, в чем французам нет равных; а с другой – нерешительность практического выполнения задуманного.

     3. Французы не любят компромиссов, больше чем другие нации, склонны к конфликтам и спорам в решении проблем. Это вытекает из базовой черты национального характера – любой поиск компромисса нарушает точную логическую схему, которая, по мнению ее создателя, должна была эффективно решить все проблемы.

     4. Когда мы переходим к личностным чертам французов, их манере и стилю общения, то здесь действует своеобразный эффект компенсации, т.е. никто так не раскован, естественен, так отличается живостью характера и чувством юмора как французы в неформальной обстановке.

     2.4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока

     Было  бы полезно рассмотреть национальные стереотипы, но в данном случае не хватает  достоверных страновых исследований. В то же время близость исторического и культурного развития, общая религия (ислам) позволяют говорить о своего рода региональном стереотипе.

     1. Носители восточной культуры  стремятся к созданию обстановки  неторопливости, дружественности и доверия. Представители этого типа ориентированны на саму работу, нежели на результат (это отвечает их отношению ко времени), что зачастую раздражает американцев и европейцев.

     2. Для людей восточной культуры  характерно стремление избегать  какой бы то ни было конфронтации и критики. Для западного менеджмента характерно создание конструктивных конфликтов, что не приемлемо для Ближнего и Среднего Востока.

     3. В людях Востока очень развито  чувство гордости и боязни  «потерять лицо». Поэтому международный  менеджер должен проявлять большую  осмотрительность в своих словах и поступках.

     4. В отношениях коммуникаций необходимо отметить, что ведя переговоры с людьми Ближнего и Среднего Востока, опытный менеджер должен иметь ввиду, что его партнеры очень чутки к звукам и словам, но зачастую не очень проворны в улавливании резко меняющегося направления разговора.

     2.5. Китайский национальный  стереотип

     Развитие  экономических связей с Китаем –  одно из наиболее интересных направлений будущего международного бизнеса для России, поэтому возрастает интерес к этой стране не только со стороны ее истории и культуры, но и со стороны международного менеджмента.

     Говоря  о базовых чертах китайского стереотипа необходимо отметить, что даже полвека  коммунистического режима не могли  изменить национального стереотипа древней культуры, а так же фундаментальное влияние конфуцианства на стереотип нации.

     1. Основополагающая черта – своеобразная  смесь повиновения, терпения и упорства. Этот момент важен для менеджера – с терпением и упорством китайский партнер будет добиваться максимально выгодных условий сделки, и предельно настойчиво выжимать из нее все, что возможно.

     2. Многие исследователи, жившие  в Китае, обращают внимание  на то, что китайцы обманывают  друг друга и партнеров достаточно  часто, при этом не испытывают  угрызения совести. Отсюда вывод:  с китайским партнером мало  просто договориться об изменениях – нужно очень терпеливо пройтись по ним несколько раз, закрепить их на бумаге и терпеливо и настойчиво (по-китайски) контролировать выполнение каждого пункта договоренности*.

Информация о работе Влияние культуры на мотивацию