Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:50, реферат
В своей работе я буду рассматривать две важные составляющие любой организации – формальные и неформальные группы. Существование формальных организаций исчисляется тысячелетиями, начиная с древнейших государств, таких, как Месопотамия, Египет, Китай, но только в последние годы они приобрели такой огромный масштаб.
Введение.
Часть 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента
1.1 Группы и их значение
1.2 Хоторнский эксперимент
Часть 2. Формальные и неформальные группы
2.1 Формальные организации
2.2 Неформальные организации
2.2.1 Причины вступления в неформальные организации
2.2.2 Характеристика неформальных организаций
2.2.3 Управление неформальными организациями
2.2.4 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями
2.2.5 Как повысить эффективность групп
Часть 3. Формальные и неформальные организации на примере предприятия ОАО «Челябвтормет»
Заключение
Список литературы
Человек, недолго поработавший в компании, может иметь лучшие идеи и больший опыт в какой-то определенной сфере, чем сотрудник с высоким статусом, приобретенным им благодаря многолетней работе в фирме. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю относящуюся к делу информацию и объективно взвешивать все идеи.
Роли членов группы. Важным
фактором эффективности групп является
поведение каждого ее члена. Чтобы
группа была эффективной, поведение
ее членов должно способствовать достижению
ее целей и социальному
Существование неформальных групп в организации – вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их поддерживать. К примеру, фирма «Коргинг гласс» (США) установила в здании эскалаторы, вместо лифтов, чтобы увеличить возможность неформальных контактов между сотрудниками. Фирма «МММ» (США) организует клубы с целью повышения вероятности случайных бесед, способствующих решению проблем во время приема пищи или в других ситуациях. Все это усиливает чувство причастности к коллективу. Здесь налицо единство и солидарность, которые проявляются не только в труде, но и часы досуга. Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в организации.
Часть 3. Формальные и неформальные организации на примере предприятия ОАО «Челябвтормет»
Формальная организация ОАО «Челябвтормет» может быть описана в виде системы подразделений групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника в горизонтальной функциональной структуре называется функцией, в вертикальной властной структуре - статусом.
Формальная организация ОАО «Челябвтормет» стремится к стиранию личностных характеристик людей и использования их в сугубо функциональных целях. Это мы и видим на рисунке 3, где например, нас больше интересует какие функции выполняет и за что отвечает главный бухгалтер, личные характеристики стоят на втором плане.
Главные задачи формальной
организации ОАО «Челябвтормет»
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.
Исходя из причин вступления в группу, выявленных в Хоторнском эксперименте, проанализируем некоторые неформальные организации в ОАО «Челябвтормет»:
Принадлежность. На предприятии ОАО «Челябвтормет» люди в основном неформально чаще общаются с теми же, с кем работают каждый день, так как у них много общего. Например, сотруднику из отдела бухгалтерии интересно общаться со своими коллегами, а также коллегами из финансово-экономического отдела. Им лучше понимать друг друга, так как разговаривают на едином профессиональном сленге (например, юридический документ называется «рыба»).
Помощь. Когда новичок
приходит на работу в отдел бухгалтерии,
главный бухгалтер объясняет
ему задания, в течение выполнения
своей работы сотрудник постоянно
не спрашивает главного бухгалтера, он
консультируется у своих
Время перерыва на чай официально не прописано, но сотрудники отдела кадров всегда пьют чай в одно и то же время – с девяти до полдесятого.
Общение с директором у сотрудников среднего звена официально и неофициально всегда формальны, что связано с тем, что предприятие занимается металлургией. Поэтому стиль управления – директивный (авторитарный).
Общение. Каждый человек проводит значительную часть своей жизни на работе, поэтому общение является одной из самых важных характеристик психологического комфорта человека. Отличительной чертой предприятия ОАО «Челябвтормет» являются династии работников. Люди поколениями работают на ОАО «Челябвтормет» и конечно же общаются в неформальной обстановке о своих и своих детей успехах.
Тесное общение и симпатия. Каждый из сотрудников работает в соей бригаде (если это металлург например) или в кабинете с коллегами по своему делу (например, бухгалтер работает в кабинете бухгалтерии с другими бухгалтерами). Конечно же, сотрудники тесно общаются неформально (в столовой, на перерывах) и обсуждают свои проблемы и успехи, советуются, обсуждают заработную плату и многое другое. Со временем, многие коллеги становятся хорошими друзьями, так как они помогают друг другу и работают для достижения единой цели.
Кроме этого, для сплочения коллектива, на предприятии ОАО «Челябвтормет» каждый вторник и четверг сотрудники могут поиграть в баскетбол. А также проводятся шахматные турниры.
Мы рассмотрели формальную и неформальную структуру предприятия ОАО «Челябвтормет». В наше время, одним из самых важных для организации является человеческий ресурс. Для многих людей, психологический климат в компании является более приоритетным, нежели заработная плата. Неформальные отношения очень сильно влияют на работу любого предприятия. Так, при конфликте одного отдела с другим, появляются дополнительные шумы и работа предприятия снижается. Необходимо контролировать неформальные структуры, отслеживать обстановку в каждой из неформальных групп, знать, кто является неформальным лидером. И самое главное, уметь управлять неформальной организацией для достижения общей цели организации, что повысит эффективность работы предприятия в целом и каждого сотрудника в частности.
Заключение
Организация – это социальная
категория и одновременно – средство
достижения целей. Это – место, где
люди строят отношения и взаимодействуют.
Поэтому в каждой формальной организации
существует сложное переплетение неформальных
групп и организаций, которые
образовались без вмешательства
руководства. Эти неформальные объединения
часто оказывают сильное
Несмотря на то, что неформальные
организации созданы не по воле руководства,
они представляют собой фактор, с
которым должен считаться каждый
руководитель, потому что такие организации,
и другие группы могут оказывать
сильное влияние на поведение
отдельных личностей и на рабочее
поведение сотрудников. Кроме того,
как бы хорошо руководитель ни выполнял
свои функции, невозможно определить,
какие действия и отношения потребуются
для достижения целей в организации,
стремящейся вперед. Руководителю и
подчиненному часто приходится взаимодействовать
с людьми, находящимися за пределами
данной организации и с
Управление группой имеет очень большое значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.
Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Хорошо зная групповую
динамику, руководство сможет эффективно
управлять формальными
В своей курсовой работе,
я применила полученные знания о
формальных и неформальных организациях
на предприятии ОАО «Челябвтормет»
Список литературы
Организационное поведение. Мерсиянова И. В.
Основы менеджмента. Мескон, Альберт, Хедоури.
Словарь-справочник менеджера. Под ред. Лапуты М. Г.
Социология организаций. Фролов С.С.
Теория организации. Рогожин С. В., Рогожина Т. В.
Теория организации. Смирнов Э. А.
Теория организации. Мильнер Б. З.
Теория организации. Третьякова Е. П.
Теория организации. Под ред. Алиева В. Г.
Информация о работе Влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы компании