Власть и авторитет: условия равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно. Менеджер может обладать определенной степенью власти в организации, но при этом не иметь авторитета среди сотрудников и подчиненных. Поэтому первостепенное значение здесь имеет эффективное использование руководителем своего статуса, своего влияния и власти. Еще в XVII веке Н. Макиавелли в своей работе «Принц» указывал, что власть и манипулирование ею являются рычагами управления государством.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль менеджера в организации, его власть и авторитет
Роль менеджера в организации………………………………………………4
Власть менеджера: понятие, источники, баланс, виды и методы…………8
Авторитет и псевдоавторитет менеджера……………………………….…16
Взаимодействие власти и авторитета менеджера………………………....20
Оценка руководителя хлебозавода «Автомат» КУП «Минскхлебпром»
Краткое описание хлебозавода «Автомат» КУП «Минскхлебпром»……22
Исследование удовлетворенности сотрудников руководителем хлебозавода «Автомат»…………………………………………………………24
Власть и авторитет: условия равновесия.
3.1 Система весов (собственная разработка)………………………………….28
3.2 Равновесие власти и авторитета на примере руководителя хлебозавода «Автомат» КУП «Минскхлебпром»…………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32
Приложение

Работа содержит 1 файл

Власть и авторитет менеджера.doc

— 475.00 Кб (Скачать)

     С 1986 по 1988 год работниками завода с участием конструкторов объединения проведена механизация посадки тестовых заготовок хлеба в шкафы расстойки. Силами рационализаторов, специалистов в 1990 году на заводе монтируется линия по производству печенья «Рамонак», что было продиктовано повышенным спросом на кондитерские изделия и их дефицитом в Минске.

     Постоянно реконструируется сухарный цех предприятия. Модернизируется тестоприготовление, внедряются пересадчик и смазчик  сухарной плиты, раскладчик сухарей, изготавливается  кулер для выстойки сухарной плиты.

     В 1993 году на смену яичной смазке сухарной плиты приходит пароувлажнение, модернизируются  шкаф расстойки и пересадчик.

     На  сегодняшний день хлебозавод «Автомат»  — одно из самых высокомеханизированных предприятий по отрасли в целом. Все процессы, кроме укладки готовой продукции, здесь механизированы. Производственная мощность завода по выработке хлебобулочных изделий — 140 тонн в сутки.

     Специализируется  «Автомат» на выпуске ржано-пшеничных  хлебов, батонов, сушек и сухарей. Здесь выпекается и разработанный специалистами завода улучшенный сорт хлеба «Вясновы». [Приложение А]

     На  территории завода действует сауна  с бассейном и комнатой отдыха. Реконструированы бытовые помещения  и клуб.

     Большим уважением пользовался у коллектива завода его директор Е. Т. Кошев, находящийся сейчас на заслуженном отдыхе. Ныне директор «Автомата» - А. Н. Локтыш.

     В 1979 году Анатолий Николаевич Локтыш закончил Барановичский технологический  техникум, затем — Всесоюзный заочный  институт пищевой промышленности. Начал свою трудовую деятельность в качестве слесаря-ремонтника на хлебозаводе «Автомат». В 1980 году назначен мастером ремонтного участка, в 1982 — главным механиком, в 1987 — главным инженером, а в 1989 году стал директором завода.

     Большой вклад в развитие хлебозавода внесли ветераны (ныне пенсионеры) Г. В. Каржевич, Л. Г. Зимогорова, И. В. Куленчик, Н. А. Побойкин, С. С. Матусевич, Н. П. Паливко, Е. Н. Гончарова, З. И. Шичко, П. Г. Козел, А. С. Кожич, Г. М. Михайловская, З. М. Гермен, У. А. Никулина и многие другие.

     Сегодня лучшие традиции коллектива продолжают начальник ПТЛ Т. Б. Дорошко, начальник  сухарного участка А. М. Прусская, начальник хлебного цеха Т. М. Долматович, пекарь сухарного участка А. В. Кононова, тестовод С. Н. Черник, слесарь С. А. Герасименя, инженер по труду Т. Г. Гришина, рационализаторы главный инженер С. И. Гулицкий, главный механик В. В. Дедуль, а также другие работники хлебозавода. [6] 
 

 

      2.2 Исследование удовлетворенности сотрудников руководителем хлебозавода «Автомат» 

     Основатель предприятия «Motorola» Пол Галвин когда-то сказал: «Любая компания эффективна ровно настолько, насколько эффективны ее сотрудники, и в наибольшей степени это касается ее руководителей». Если во главе предприятия стоит сильный управленец - организация развивается, не зависимо от внешних условий. Если организацией управляет ответственный руководитель - она работает эффективно. Если организацией руководит компетентный начальник, то она становится лучшей.

     Мной  было проведено исследование, где  я оценила отношение сотрудников хлебозавода «Автомат» к своему начальнику Анатолию Николаевичу Локтышу и его деятельности. При оценке был проведен опрос сотрудников в виде анонимного анкетирования. Образец анкеты представлен на рисунках. 

Рисунок 2.2.1 - Анкета. Вступительный блок.

     Уважаемый сотрудник!

     Задача  нашего исследования – получение  информации  о личностных и профессиональных качествах начальника хлебозавода  «Автомат» Анатолия Николаевича  Локтыша и их оценка. От точности и откровенности ваших ответов  будут зависеть результаты всего анкетирования и возможности улучшения ситуации и решения проблемных вопросов.

     Вы  можете сохранять анонимность, поэтому  информация, которой вы делитесь, останется  строго конфиденциальной и будет  обрабатываться в общем массиве  данных. Тем не менее, если вы хотите, можете указать свою фамилию и имя в конце анкеты.

 

Таблица 2.2.1 - БЛОК I. Краткая оценка характеристик вашего руководителя.

Мой начальник Ответ
Да Скорее да Скорее нет Нет
Несправедливый        
Активный        
Внимательный        
Вежливый        
Разбирается в своем деле        
Проявляет заботу о подчиненных        
Порядочный        
Пользуется  симпатией окружающих        
Вызывает  доверие        
Плохо информирует        
Выслушивает мнение подчиненных        
Придирчивый        
Устанавливает теплые отношения в коллективе        
Конфликтный        
Под его  руководством приятно работать        
Всегда  оказывает поддержку в работе        
Высоко  профессионален        
 

Таблица 2.2.2 - БЛОК II. Оценка качества руководителя.

Качество Оценка  от 1 до 5
Качества  руководителя как специалиста
Профессиональная  компетентность (глубина необходимых  знаний, широта профессионального кругозора, знание специфики работы)  
Инициативность (способность выдвинуть новую идею, найти новый путь решения задач, выступить с конкретными предложениями при решении различных проблем)  
Умение  коротко и ясно говорить о деле (четко и понятно объяснять  его суть, кратко и логично излагать свои мысли)  
Работа  над собой (постоянный профессионально-квалификационный рост, расширение знаний и умений в своей области)  
Забота  о профессиональном росте сотрудников (передача своего опыта, готовность оказывать помощь в повышении профессиональной квалификации)  
Качества  руководителя как  организатора коллектива
Умение  организовать работу коллектива, создать творческую обстановку  
Стремление  совершенствовать методы работы (чувство  нового, творческое отношение к труду, умение внедрять передовой опыт)  
Умение  расстанавливать кадры и распределять между ними обязанности (способность  разбираться в людях, давать им задания с учетом их личных возможностей и загрузки)  
Стремление  не сковывать инициативу других (давать возможность подчиненным активно  проявлять себя, поддерживать их предложения и стремление к творчеству, рационализации)  
Оперативность (способность быстро принимать решения, легко переключаться с одного дела на другое, не теряя времени организовывать исполнение)  
Умение  осуществлять взаимодействие с другими  подразделениями  
Умение  постоять за коллектив и за его  интересы  
Демократичность в руководстве (умение советоваться и привлекать подчиненных к выработке и выполнению решений)  
Забота  о должностном росте подчиненных  
Умение  создавать благоприятные отношения  в коллективе (умение создавать взаимоотношения, положительно влияющие на успех профессиональной деятельности)  
 

Таблица 2.2.3 - БЛОК III. Значимость качеств руководителя.

Проранжируйте по значимости лично  для вас и для  предприятия в  целом качества вашего руководителя. (1 –  самый незначимый параметр, 9 – самый значимый).
Справедливость  5
Активность 3
Внимание  1
Порядочность  4
Хорошо  информирует сотрудников  8
Выслушивает мнение 9
Строгость 7
Профессионализм 6
Забота  о подчиненных  2

     Согласно организационной структуре хлебозавода «Автомат» (рис. 2.2.2.), мною были опрошены руководители подразделений, а также несколько работников более низкого звена (пекарь, тестовод, слесарь), всего 12 человек:

  • начальник ПТЛ Т. Б. Дорошко,
  • начальник сухарного участка А. М. Прусская,
  • начальник хлебного цеха Т. М. Долматович,
  • начальник участка по сбыту
  • бухгалтер Воронович Е.В.
  • экономист Горбыко С.А.
  • пекарь сухарного участка А. В. Кононова,
  • тестовод С. Н. Черник,
  • слесарь С. А. Герасименя,
  • инженер по труду Т. Г. Гришина,
  • главный инженер С. И. Гулицкий,
  • главный механик В. В. Дедуль. [6]

     Анкеты  некоторых сотрудников представлены в Приложениях Б и В. 

Рисунок 2.2.2 – Организационная структура хлебозавода «Автомат».

       

     Проанализировав ответы сотрудников, директора хлебозавода  «Автомат» можно охарактеризовать следующим образом.

     Сотрудники с большим уважением относятся к своему директору,  высоко оценивают его качества как руководителя и специалиста. И это, на мой взгляд, вполне обоснованная оценка, так как Анатолий Николаевич прошёл в своей карьере путь от слесаря-ремонтника до директора хлебозавода и может оценивать обстановку на предприятии как с позиции руководителя, так и с позиции работников. За долгие годы работы на хлебозаводе он успел заслужить авторитет сотрудников и рабочих, и теперь он имеет соответствующую власть и влияние на предприятии.

     Наиболее  значимыми качествами руководителя в общем по опросу являются: информирование сотрудников, выслушивание мнений, строгость, профессионализм и справедливость. 

 

      3 Власть и авторитет: условия равновесия 

     3.1 Система весов  (собственная разработка) 

     Авторитет руководителя - это признание, которым  он пользуется у подчиненных. Но первоначально  авторитет руководителя отождествляется  с его должностью, а точнее с  той властью, которой обладает менеджер, занимая ту или иную должность.

     Взаимосвязь должностной власти и авторитета можно представить в виде весов: на одной части власть (В), на другой - авторитет руководителя (А).

     Эти весы можно изобразить для трех ситуаций:

  1. весы находятся в уравновешенном состоянии, заслуживший авторитет менеджер обладает соответствующим количеством власти. Т.е. имеет место правильное соотношение должностной власти и действий руководителя по утверждению авторитета.
 

Рисунок 3.1.1 – Равновесное состояние.

       

       
 

     
  1. власть  перевешивает авторитет. Т.е. возможно, руководитель не соответствует занимаемой им должности, так как, не смотря на свою власть, не обладает должным авторитетом в организации.
 

Рисунок 3.1.2 – Превышение власти над авторитетом.

     

     

       
 
 

     
  1. авторитет перевешивает власть. Данную ситуацию следует рассматривать как положительную, так как наличие у руководителя управленческого запаса дает возможности повышения в должности.
 

Рисунок 3.1.3 – Превышение авторитета над властью.

       

     

       
 

     На  мой взгляд, предпочтительнее является первое положение весов, потому, что влияние и власть непосредственно зависят от того авторитета, которым обладает руководитель. Хотя в организации наличие авторитета только отчасти определяется иерархией. 
 

Информация о работе Власть и авторитет: условия равновесия