Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявить особенности влияния факторов влияющих на процесс принятия управленческих решений.
Задачею курсовой работы является рассмотреть природу управленческих решений, виды, описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности факторов, влияющих на принятие решений в процессе управления; рассмотреть и проанализировать на конкретных примерах процесс принятия управленческого решения.
Введение 3
Природа процесса принятия решений 4
Классификация управленческих решений 5
Требования, предъявляемые к управленческим решениям...........................................10
Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений................ ..12
Пример 1.1 7
Пример 1.2 9
Пример 1.3 14
Компромиссы в процессе принятия управленческих решений....................................14
Методы принятия решений..........................................................................................15
Подходы к принятию решений 17
Пример 1.4 24
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 26
Пример 1.5 28
Пример 1.6 30
Пример 1.7 35
Заключение 37
Литература 38
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Природа процесса принятия решений 4
Классификация управленческих решений 5
Требования, предъявляемые
к управленческим решениям......................
Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений................ ..12
Пример 1.1 7
Пример 1.2 9
Пример 1.3 14
Компромиссы в процессе
Методы принятия решений.......................
Подходы к принятию решений 17
Пример 1.4 24
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 26
Пример 1.5 28
Пример 1.6 30
Пример 1.7 35
Заключение 37
Литература 38
Менеджмент — это способность добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, а также — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Управленческое решение – одна из основных функций менеджмента и задач руководителя организации.
Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений — центральный пункт управления, позволяющий выполнять управленческие функции.
Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений. Разработка управленческого решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Ценен именно тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей независимо от обстоятельств, принимать своевременные рациональные решения. На мой взгляд, именно эти качества отличают хорошего руководителя. Этим объясняется актуальность, своевременность и перспективность выбранной мною темы.
Очень важно понять природу и сущность управленческих решений, особенно будущим управленцам.
Целью данной курсовой работы является выявить особенности влияния факторов влияющих на процесс принятия управленческих решений.
Задачею курсовой работы является рассмотреть природу управленческих решений, виды, описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности факторов, влияющих на принятие решений в процессе управления; рассмотреть и проанализировать на конкретных примерах процесс принятия управленческого решения.
Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решении. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений.
РЕШЕНИЕ — это выбор альтернативы.
К решениям относится как малозначащий выбор одежды для работы или меню второго завтрака, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество — в меню может быть 50 наименований, в университете свыше 100 основных специальностей — почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания.
Однако в управлении принятие решения
более систематизированный
Особенности управленческих решений представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1, [2]
Особенности управленческих решений
Отличительный признак |
Особенности |
Цели |
Менеджер принимает решение в целях разрешения не личных проблем, а проблем организации |
Последствия |
Частный выбор индивида сказывается на его жизни и может повлиять на близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий для организации в целом и его решения могут повлиять на многих людей |
Разделение труда |
Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует разделение труда: менеджеры принимают решения, а исполнители их выполняют |
Профессионализм |
В частной жизни человек принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В организации принимать решения имеют право только сотрудники, обладающие профессиональными знаниями и навыками |
Ответственность за принятие важных
организационных решений —
КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в табл. 1.2., [3]
Таблица 1.2
Классификация управленческих решений, [1]
Классификационный признак |
Виды управленческих решений |
Характер задач |
Экономические, технологические, организационные и т.п. |
Значимость цели |
Стратегические, тактические, текущие |
Сфера воздействия |
Организация, подразделение, отдельный работник |
Длительность реализации |
Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные |
Характер использованной информации |
Детерминированные, вероятностные |
Количество критериев выбора |
Однокритериальные, многокритериальные |
Форма принятия |
Единоличные, коллегиальные, коллективные |
Способ фиксации решения |
Документированные, недокументированные |
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений — часть каждодневной работы управляющего. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги». Каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл. 1.3, [1]
Таблица 1.3.
Решения, типичные для функций управления, [1]
Планирование |
1. Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса? 2. Какими должны быть наши цели? 3. Какие изменения
происходят во внешнем 4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей? |
Организация деятельности |
1. Каким образом следует
структурировать работу
2. Как скоординировать функционир 3. Принятие каких решений
на каждом уровне организации
следует доверять людям, в 4. Следует ли нам
изменять структуру |
Мотивация |
1. В чем нуждаются мои подчиненные? 2. В какой мере эти
потребности удовлетворяются в
ходе деятельности, направленной
на достижение целей 3. Если удовлетворение работой и производительность моих подчиненных возросли, то почему это произошло? 4. Что можем мы сделать,
чтобы повысить уровень |
Контроль |
1. Как нам следует измерять результаты работы? 2. Как часто следует давать оценку результатов? 3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей? 4. Если мы недостаточно
продвинулись к поставленным
целям, то почему это |
Руководителю очень важно
Как показано в примере 1.1., эффективный обмен информацией повышает качество принятия решений и облегчает процесс управления в целом. На мой взгляд, чем меньше граница между руководителем и подчиненными, тем лучше, однако в разумных пределах. Во-первых, руководитель получает полезную информацию из первых рук, он осведомлен обо всех делах компании (формальных и неформальных), что явно идет на пользу процессу управления в целом. Во-вторых, подчиненные, чувствуют себя увереннее в компании, где не существует барьера при коммуникации.
Пример 1.1
«Не каждый придет со своими трудностями к руководителю. А интернет убирает барьер между начальством и подчиненными»
Наталья Касперская, председатель совета директоров "Лаборатории Касперского", генеральный директор InfoWatch
Около года назад жизнь преподнесла мне хороший урок. Началось все с того, что сотрудники InfoWatch стали в интернете обмениваться информацией о делах компании. Разразилась бурная дискуссия. Одни критиковали, другие защищали. Для меня это стало неожиданностью: все-таки мы привыкли, что компания — закрытый конгломерат, где проблемы не выходят за рамки офиса. Ситуация приняла такой оборот, что я предложила участникам дискуссии обговорить все в рамках личной встречи. На предложение откликнулись семь человек — рядовые сотрудники нашей компании. Нам удалось обсудить несколько интересных идей по кадровым изменениям и по продуктам компании. Диалог получился очень конструктивный. Недавно был и другой похожий случай. Участник одного из популярных форумов выступил с достаточно конструктивной критикой компании InfoWatch. Памятуя о вышеописанной истории, я решила действовать проверенными методами, а именно связалась с ним и предложила обсудить все вопросы при личной встрече. В итоге в лице этого человека мы получили надежного соратника. Сейчас он главный аналитик компании. В современном мире компания уже перестала быть сугубо авторитарной. Интернет вывел ее за рамки офиса и сделал открытой для всех. Нельзя игнорировать эту тенденцию. Даже президент ведет свой блог и при помощи интернета общается с гражданами. Как бы ни был занят руководитель компании, необходимо находить хоть несколько минут, чтобы оглянуться по сторонам, вовремя услышать окружающих. Если на работе возникают какие-то трудности, не каждый рискнет прийти к своему руководителю. А интернет убирает барьер между начальством и подчиненными. Мы стали больше доверять друг другу.
|