Виды управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявить особенности влияния факторов влияющих на процесс принятия управленческих решений.
Задачею курсовой работы является рассмотреть природу управленческих решений, виды, описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности факторов, влияющих на принятие решений в процессе управления; рассмотреть и проанализировать на конкретных примерах процесс принятия управленческого решения.

Содержание

Введение 3
Природа процесса принятия решений 4
Классификация управленческих решений 5
Требования, предъявляемые к управленческим решениям...........................................10
Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений................ ..12
Пример 1.1 7
Пример 1.2 9
Пример 1.3 14
Компромиссы в процессе принятия управленческих решений....................................14
Методы принятия решений..........................................................................................15
Подходы к принятию решений 17
Пример 1.4 24
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 26
Пример 1.5 28
Пример 1.6 30
Пример 1.7 35
Заключение 37
Литература 38

Работа содержит 1 файл

решения.doc

— 2.55 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

Природа процесса принятия решений 4

Классификация управленческих решений 5

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям...........................................10

Подготовка, принятие и организация  выполнения управленческих решений................ ..12

Пример 1.1 7

Пример 1.2 9

Пример 1.3 14

            Компромиссы в процессе принятия  управленческих решений....................................14

            Методы принятия  решений..........................................................................................15

Подходы к принятию решений 17

Пример 1.4 24

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 26

Пример 1.5 28

Пример 1.6 30

Пример 1.7 35

Заключение 37

Литература 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Менеджмент — это способность добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, а также — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Управленческое решение – одна из основных функций менеджмента и задач руководителя организации.

     Принятие решений является составной частью  любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений — центральный пункт управления, позволяющий выполнять управленческие функции.

     Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений. Разработка управленческого решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации.         Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно. Ценен именно тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо управлять, добиваться поставленных целей независимо от обстоятельств, принимать своевременные рациональные решения. На мой взгляд, именно эти качества отличают хорошего руководителя. Этим объясняется актуальность, своевременность и перспективность выбранной мною темы.

     Очень важно понять природу и сущность управленческих решений, особенно будущим управленцам.

     Целью данной курсовой работы является выявить особенности влияния факторов влияющих на процесс принятия управленческих решений.

     Задачею курсовой работы является рассмотреть природу управленческих решений, виды, описать стадии разработки и принятия управленческих решений и рассмотреть степень важности факторов, влияющих на принятие решений в процессе управления; рассмотреть и проанализировать на конкретных примерах процесс принятия управленческого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

 

ПРИРОДА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решении. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений.

РЕШЕНИЕ — это выбор альтернативы.

К решениям относится как малозначащий выбор одежды для работы или меню второго завтрака, так и выбор  места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество  — в меню может быть 50 наименований, в университете свыше 100 основных специальностей — почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания.

Однако в управлении принятие решения  более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается прежде всего на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее — управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации. Например, менеджер может принять решение штрафовать каждого работника, чей перерыв на чашку кофе продлится более 10 мин. или тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случай опоздания на работу и снижение активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении атомной бомбы президентом Трумэном, попадают в эту категорию, [1]

Особенности управленческих решений  представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1, [2]

Особенности управленческих решений

 

 

Отличительный

признак

Особенности

Цели

 

Менеджер принимает решение в целях разрешения не личных проблем, а проблем организации

Последствия

 

Частный выбор индивида сказывается  на его жизни и может повлиять на близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий для организации  в целом и его решения могут повлиять на многих людей

Разделение труда

 

Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам  его и выполняет, то в организации  существует разделение труда: менеджеры  принимают решения, а исполнители  их выполняют

Профессионализм

 

В частной жизни человек принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В организации принимать решения имеют право только сотрудники, обладающие профессиональными знаниями и навыками


 

Ответственность за принятие важных организационных решений — тяжелое  моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более рационально и систематизировано, необходимо познакомиться со всеобщностью принятия решении, его взаимосвязью с процессом управления и с классификацией некоторых организационных решений, которая представлены в Таблице 1.2, [1]

 

КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в табл. 1.2., [3]

 

Таблица 1.2

Классификация управленческих решений, [1]

 

Классификационный признак

Виды управленческих решений

Характер задач

Экономические, технологические, организационные и т.п.

Значимость цели

Стратегические, тактические, текущие

Сфера воздействия

Организация, подразделение, отдельный  работник

Длительность реализации

Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные

Характер использованной информации

Детерминированные, вероятностные

Количество критериев выбора

Однокритериальные, многокритериальные

Форма принятия

Единоличные, коллегиальные, коллективные

Способ фиксации решения

Документированные, недокументированные


 

 

Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений — часть каждодневной работы управляющего. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги». Каждый руководитель играет свою роль в межличностном общении, информационных обменах и принятии решений. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений. Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.

В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед  группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. Некоторые из них перечислены в табл. 1.3, [1]

 

Таблица 1.3.

Решения, типичные для функций управления, [1]

 

Планирование

1. Какова наша сверхзадача  или природа нашего бизнеса?

2. Какими должны быть  наши цели?

3. Какие изменения  происходят во внешнем окружении  и как они отражаются и могут  отразиться в будущем на организации?

4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения поставленных целей?

Организация деятельности

1. Каким образом следует  структурировать работу организации?  Как целесообразно укрупнить  блоки выполняемых работ?

         2. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?

3. Принятие каких решений  на каждом уровне организации  следует доверять людям, в частности  руководителям?

4. Следует ли нам  изменять структуру организации  из-за изменений во внешнем окружении?

Мотивация

1. В чем нуждаются  мои подчиненные?

2. В какой мере эти  потребности удовлетворяются в  ходе деятельности, направленной  на достижение целей организации?

3. Если удовлетворение  работой и производительность  моих подчиненных возросли, то почему это произошло?

4. Что можем мы сделать,  чтобы повысить уровень удовлетворенности  работой и  производительность подчиненных?

Контроль

1. Как нам следует  измерять результаты работы?

2. Как часто следует  давать оценку результатов? 

3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей?

4. Если мы недостаточно  продвинулись к поставленным  целям, то почему это случилось  и какие коррективы следовало  бы внести?


 

Руководителю очень важно иметь  уверенность в том, что процедура  принятия решений в самом  деле правильна и желательна. Очевидно, если запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения, принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления. Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с «почему» в связи с процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей, которые должны применять эту процедуру, [1]

 

Как показано в примере 1.1., эффективный обмен информацией повышает качество принятия решений и облегчает процесс управления в целом. На мой взгляд, чем меньше граница между руководителем и подчиненными, тем лучше, однако в разумных пределах. Во-первых, руководитель получает полезную информацию из первых рук, он осведомлен обо всех делах компании (формальных и неформальных), что явно идет на пользу процессу управления в целом. Во-вторых,  подчиненные, чувствуют себя увереннее в компании, где не существует барьера при коммуникации.

 

Пример 1.1

 

«Не каждый придет со своими трудностями к руководителю. А интернет убирает барьер между начальством и подчиненными»

 

Наталья Касперская, председатель совета директоров "Лаборатории  Касперского", генеральный директор InfoWatch

 

Около года назад жизнь преподнесла  мне хороший урок. Началось все  с того, что сотрудники InfoWatch стали в интернете обмениваться информацией о делах компании. Разразилась бурная дискуссия. Одни критиковали, другие защищали. Для меня это стало неожиданностью: все-таки мы привыкли, что компания — закрытый конгломерат, где проблемы не выходят за рамки офиса. Ситуация приняла такой оборот, что я предложила участникам дискуссии обговорить все в рамках личной встречи. На предложение откликнулись семь человек — рядовые сотрудники нашей компании. Нам удалось обсудить несколько интересных идей по кадровым изменениям и по продуктам компании. Диалог получился очень конструктивный.

Недавно был и другой похожий  случай. Участник одного из популярных форумов выступил с достаточно конструктивной критикой компании InfoWatch. Памятуя о  вышеописанной истории, я решила действовать проверенными методами, а именно связалась с ним и предложила обсудить все вопросы при личной встрече. В итоге в лице этого человека мы получили надежного соратника. Сейчас он главный аналитик компании.

В современном мире компания уже перестала быть сугубо авторитарной. Интернет вывел ее за рамки офиса и сделал открытой для всех. Нельзя игнорировать эту тенденцию. Даже президент ведет свой блог и при помощи интернета общается с гражданами. Как бы ни был занят руководитель компании, необходимо находить хоть несколько минут, чтобы оглянуться по сторонам, вовремя услышать окружающих. Если на работе возникают какие-то трудности, не каждый рискнет прийти к своему руководителю. А интернет убирает барьер между начальством и подчиненными. Мы стали больше доверять друг другу.

 

                                                               Источник: "Секрет фирмы", Апрель 2011г, стр. 112, [4]

Информация о работе Виды управленческих решений