Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:52, реферат
Цель реферата - раскрыть сущность классификации управления, привести примеры разных подходов к этому вопросу, осветить основные признаки этой классификации, проанализировав при этом наиболее важные и распространенные из них.
Задачи, которые ставились во время подготовки реферата, были следующие:
1) сбор и анализ информации по заданной теме;
2) выявление главных вопросов и основной сути содержания реферата;
3) подведение итогов, процесс выводов и умозаключений;
4) оформление отобранной информации в виде реферата;
Введение…………………………………………………………………………………....3
Глава 1.
Сущность, виды, система и механизм управления (менеджмента)…………………….5
Глава 2.
Характеристика признаков классификации видов управления
Источники управленческого воздействия. Централизованный подход в противоположность к децентрализованному……………………………………17
Временной фактор
Стратегическое управление организациями……………………………………..18
Оперативное управление организациями………………………………………..19
Адаптивность. Адаптивное управление……………………………………………..20
Виды менеджмента в зависимости от областей управленческой деятельности
Классификация менеджмента по признаку объекта…………………………….20
Классификация менеджмента по признаку содержания………………………..21
Области управления. Характеристика управления социальными системами...22
Методы и стили управления………………………………………………………....23
Типы организационных структур управления…………………………………...…25
Глава 3.
Концепции и модели менеджмента
Характеристика процессуального подхода……………………………………..27
Характеристика системного подхода
Кибернетическая модель управления…………………………………………....28
Каноническая модель управления…………………………………………..……28
Иерархическая модель управления………………………………………..……..29
Сетевая модель управления……………………………………………………...29
Характеристика ситуационного подхода………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………....32
Приложение. Словарь……………………………………………………………………34
Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на объект управления или средство мотивации деятельности исполнителя.
Виды
методов: экономические, организационно-
Для экономических методов исходным является наличие рынка, умение управлять в условиях рынка, когда механизм отраслевого управления заменяется рыночным механизмом. Действие рыночного механизма в открытой системе определяет использование маркетинга в механизме управления. Экономические методы широко используют экономико-математические модели (ЭММ). Их различают по размерности, сложности, характеру используемого математического аппарата и т.д. Примером ЭММ, применяемых в экономических методах управления, могут быть модели для выбора экономически оптимальных решений.
Они включают целевую функцию и ограничения.
Целевая функция — инструмент, с помощью которого то или иное состояние идентифицируется как оптимальное; ограничение — условия, при которых осуществляется выбор решений.
Организационно-
Социально-психологические методы управления — это совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия на коллектив в целом и на отдельную личность коллектива, а также внутри-коллективные отношения. Они включают: повышение квалификации и ответственности, моральные поощрения, развитие социальных потребностей и интересов, поддержание здорового климата в коллективе.
Стиль управления — совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, использующихся в процессе управленческой деятельности.
Автократический стиль — сосредоточение на работе и полное пренебрежение людьми. Автократический руководитель – это руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
Демократический
стиль — считается, что человек
получает удовольствие от работы, хочет
принимать участие в
Волюнтаристский стиль – характерен для руководителя, который не принимает во внимание объективные закономерности общественного развития, а требует, чтобы они сообразовывались с его волей.
Партисипативный стиль — стиль управления, основанный на участии рядовых сотрудников в управлении организацией. Партисипативные организации— организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:
• участвовать в принятии решений;
• участвовать в процессе постановки целей;
• участвовать в решении проблем организации.
Им дано право:
• выдвигать предложения;
• вырабатывать альтернативы решений проблем;
• выбирать окончательное решение.
В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.
Типы организационных структур управления.
Рис. 2.5. Организационные структуры управления
В зависимости от характера связей между подразделениями различают структуры управления бюрократические и адаптивные.
К бюрократическим
относятся структуры
Особенности бюрократических структур управления:
- хорошо
зарекомендовали себя в
-проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация, разделяются на множество мелких, которые поручаются для выполнения отдельным подразделениям, специалистам;
-каждое
подразделение решает свою
-права
и обязанности каждого
-только высшее руководство решает, насколько частные задачи, выполняемые подразделениями, соответствуют целям организации;
-связи
между подразделениями,
-поощряется исполнительность.
Адаптивные структуры управления – более гибкие, нежели бюрократические, лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий. В них творческая, содержательная сторона деятельности преобладает над формальной.
Особенности адаптивных структур управления:
-более
подходят для работы в
-сотрудники
должны решать собственные
-сотрудники
взаимодействуют как по
-поощряются инициатива, творческий подход к делу.
Концепции и модели менеджмента.
В менеджменте выделяют 3 основополагающих концептуальных подхода: процессуальный, системный, ситуационный.
Характеристика процессуального подхода.
Процессуальный подход рассматривает управление как процесс взаимосвязанных функций, связанных последовательно и параллельно.
Рис. 3.1. Процессуальный подход
Коммуникация — обмен информацией как внутри, так и во вне организации, на основе которого руководитель получает данные для принятия необходимых управленческих решений и доводит принятые решения до сведенья сотрудников организации, рассчитывая на их понимание.
Управленческое
решение — акт
Характеристика системного подхода.
Системный подход формирует основные принципы и законы, по которым протекают процессы в организации. Центральное место в системном подходе занимает понятие системы. Система — это совокупность из двух и более элементов, удовлетворяющая трём условиям:
1. Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.
2. Поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы.
3. Система является подсистемой одной или более подсистем и зависит от их функционирования.
Системный подход — это методология комплексного анализа, исходящая из принципа взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, и предполагающая рассмотрение изучаемой проблемы или объекта не только как самостоятельной системы, но и как части некоторой большой системы. Системный подход требует анализа максимально возможного числа связей для последующего их ранжирования по степени важности, выбора существенных факторов и их оценки.
Системный подход можно интерпретировать как сочетание комплексного анализа, системного моделирования и системного управления. Процесс управления предприятием может быть представлен в виде кибернетической, канонической, иерархической, сетевой моделей управления.
Кибернетическая модель управления.
- Кибернетическая модель (рис. 3.2) позволяет разделить описание процесса управления на объект и субъект управления. Представляет управление, в качестве кибернетической самообучающейся системы, производящей сравнение того, что получилось на выходе с тем, что было запланировано на входе и корректирующей объект управления и управляющие воздействия в соответствии с изменениями внешней среды.
Рис. 3.2. Кибернетическая модель процесса управления
Каноническая модель управления.
-Каноническая модель (рис. 3.3) ориентирована на внешнюю среду.
С помощью этой модели исследуются связи процессов, происходящих в организации с внешней средой через входы и выходы объекта управления.
Рис. 3.3. Каноническая модель процесса управления
Иерархическая модель управления.
-Иерархическая модель может определять организационную структуру управления (рис. 3.4) или декомпозицию цели организации в цели её структурных подразделений.
Рис. 3.4. Иерархическая модель процесса управления
Сетевая модель управления.
- Сетевая модель (рис. 3.5) позволяет представить события процесса производства и связи между ними. Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производственные, финансовые, сбытовые, транспортные, управленческие и др.), изображаемые в виде стрелок. Их конечные результаты (события) изображены в виде узлов сети, пронумерованные от начального события до конечного. Сетевая модель позволяет оптимизировать стоимостные, временные и технические характеристики процесса.