Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:52, реферат
Цель реферата - раскрыть сущность классификации управления, привести примеры разных подходов к этому вопросу, осветить основные признаки этой классификации, проанализировав при этом наиболее важные и распространенные из них.
Задачи, которые ставились во время подготовки реферата, были следующие:
1) сбор и анализ информации по заданной теме;
2) выявление главных вопросов и основной сути содержания реферата;
3) подведение итогов, процесс выводов и умозаключений;
4) оформление отобранной информации в виде реферата;
Введение…………………………………………………………………………………....3
Глава 1.
Сущность, виды, система и механизм управления (менеджмента)…………………….5
Глава 2.
Характеристика признаков классификации видов управления
Источники управленческого воздействия. Централизованный подход в противоположность к децентрализованному……………………………………17
Временной фактор
Стратегическое управление организациями……………………………………..18
Оперативное управление организациями………………………………………..19
Адаптивность. Адаптивное управление……………………………………………..20
Виды менеджмента в зависимости от областей управленческой деятельности
Классификация менеджмента по признаку объекта…………………………….20
Классификация менеджмента по признаку содержания………………………..21
Области управления. Характеристика управления социальными системами...22
Методы и стили управления………………………………………………………....23
Типы организационных структур управления…………………………………...…25
Глава 3.
Концепции и модели менеджмента
Характеристика процессуального подхода……………………………………..27
Характеристика системного подхода
Кибернетическая модель управления…………………………………………....28
Каноническая модель управления…………………………………………..……28
Иерархическая модель управления………………………………………..……..29
Сетевая модель управления……………………………………………………...29
Характеристика ситуационного подхода………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………....32
Приложение. Словарь……………………………………………………………………34
Система управления (менеджмента) современной предпринимательской организации должна включать пять подсистем (рис.1.2): 1) обеспечивающую; 2)целевую; 3) производственную; 4) развития; 5) сбытовую (рыночную).
Факторы делового окружения
Целевая подсистема
Производственная подсистема
Ресурсы
Рис. 1.2. Структура системы менеджмента организации
В представлении профессора Р. А. Фатхутдинова система менеджмента организации включает четыре подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.
Рис.1.3.Система менеджмента организации.
Механизм управления организацией (рис. 1.4.) состоит из принципов управления, т.е. набора правил, по которым осуществляется управление; целей управления, т.е. направлений деятельности; методов управления, или способов достижения целей, и функций управления, определяющих виды управленческой деятельности.
Рис. 1.4. Механизм управления организацией
Помимо общих принципов управления и организационной структуры, система управления включает: цель и задачи управления, систему методов, исполнительные экономические и организационные механизмы, законодательно оформленные правила и условия управления. Функции управления делятся на основные и обеспечивающие. К основным функциям можно отнести задающую, координирующую, регулирующую и контрольную. К обеспечивающим — информационную, экспертно-аналитическую, нормативно-методическую.
Характеристика признаков классификации управления.
Источники управленческого воздействия.
Централизованный подход в противоположность децентрализованному.
Централизованный подход призывает к тому, чтобы как можно больше решений принималось главным управлением. Например, главные решения о будущем Банковской корпорации Citicorp принимались Кристианом Джоном Ридом и небольшой группой главных менеджеров. Решение Рида по ориентации корпорации на частных вкладчиков стало главным сверхцентрализованным решением. Оно было принято одним человеком на высшем уровне управления.
Даже
при сверхцентрализованной
Децентрализованный подход поощряет менеджеров передавать ответственность по принятию решений на самый низкий управленческий уровень. Этот подход предохраняет главных менеджеров, таких как Рид, от возможности увязнуть в мелких деталях ежедневных операций. При децентрализованном подходе менеджер среднего уровня в потребительском банке, который был назначен наблюдать за движением очередности, имел бы значительную свободу действий при разрешении возникающих специфических проблем. Одно из очевидных преимуществ децентрализованного подхода состоит в том, что он дает большую ответственность и власть в принятии решений людям из более низких уровней управления. Степень децентрализации в процессе принятия решений есть функция от нескольких переменных. Они включают в себя предпочтения отдельных менеджеров, организационную динамику и даже влияние культуры.
Стратегическое управление — управление, предполагающее, что в центре внимания руководства организации находятся факторы внутренней и внешней среды организации, ее окружения (поставщики, клиенты, конкуренты, государственные структуры, партнеры и т.д.).
Стратегическое управление предусматривает планирование текущей деятельности организации для достижения желаемых результатов в будущем с учетом тенденции развития внешней среды.
Рис. 2.1. Основные этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование, как правило, охватывает период длительностью более одного года. При определении стратегии руководство должно ответить на следующие основные вопросы:
• какой бизнес следует прекратить;
• какой бизнес целесообразно продолжить;
• в какой надлежит перейти;
• с каким бизнесом должно объединиться.
Рис. 2.2 Направления оперативного развития
Оперативное планирование, как правило, осуществляется на срок до 1 года.
Цель оперативного управления — реализация плановых заданий и борьба с отклонениями от них. В случае неожиданного отклонения результатов деятельности от плановых заданий руководство организации обращается к адаптивному управлению.
Адаптивное управление предполагает приспособление организации к изменениям внешней и внутренней сред с возможной корректировкой оперативных целей, задач и планов в зависимости от складывающейся ситуации.
Основной фактор эффективности адаптивного управления — время. От умения менеджера управлять своим рабочим временем и рабочим временем подчиненных, быстро и правильно реагировать на изменения ситуации зависят будущее организации, эффективность ее деятельности.
Роль адаптивного управления возрастает в следующих ситуациях:
• в период выхода организации из кризиса (антикризисное управление);
• при внедрении инноваций (инновационное управление);
• в случае осуществления организационных изменений.
Виды менеджмента в зависимости от областей управленческой деятельности.
Виды менеджмента в зависимости от специальных областей управленческой деятельности, связанных с решением определенных задач менеджмента.
Классификация менеджмента по признаку объекта.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный или специальный менеджмент: заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п. Например: инновационный менеджмент, производственный менеджмент, менеджмент качества, финансовый менеджмент, экологический менеджмент и т.д.
В любой
организации общий и
Классификация менеджмента по признаку содержания.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический
менеджмент предполагает выработку
набора стратегий, их распределение
во времени, формирование потенциала успеха
организации и обеспечение
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Таблица 2.1. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента
Признаки | Стратегический менеджмент | Оперативный менеджмент |
1. Уровень иерархии | Преимущественно высший уровень | Все уровни менеджмента с акцентом на средний |
2. Неопределенность | Высокая степень | Низкая степень |
3. Вид проблем | Не структурированные | Структурированные |
4. Горизонт времени | Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный | Акцент на краткосрочный |
5. Потребности в информации | Преимущественно внешняя | В основном внутренняя |
6.Степень детализации | Укрупненная проработка | Детальная проработка |
Области управления. Характеристика управления социальными системами.
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов.
Социальное управление – это воздействие субъектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы, то есть управление социальными системами.
Рис. 2.3. Области управления
Социальное управление включает в себя два основных подкласса: управление индивидуальной деятельностью человека и коллективной (совместной) деятельностью.
Рис.2.4. Социальное управление