Видовая классификация управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Цель реферата - раскрыть сущность классификации управления, привести примеры разных подходов к этому вопросу, осветить основные признаки этой классификации, проанализировав при этом наиболее важные и распространенные из них.
Задачи, которые ставились во время подготовки реферата, были следующие:
1) сбор и анализ информации по заданной теме;
2) выявление главных вопросов и основной сути содержания реферата;
3) подведение итогов, процесс выводов и умозаключений;
4) оформление отобранной информации в виде реферата;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3
Глава 1.
Сущность, виды, система и механизм управления (менеджмента)…………………….5
Глава 2.
Характеристика признаков классификации видов управления
Источники управленческого воздействия. Централизованный подход в противоположность к децентрализованному……………………………………17
Временной фактор
Стратегическое управление организациями……………………………………..18
Оперативное управление организациями………………………………………..19
Адаптивность. Адаптивное управление……………………………………………..20
Виды менеджмента в зависимости от областей управленческой деятельности
Классификация менеджмента по признаку объекта…………………………….20
Классификация менеджмента по признаку содержания………………………..21
Области управления. Характеристика управления социальными системами...22
Методы и стили управления………………………………………………………....23
Типы организационных структур управления…………………………………...…25
Глава 3.
Концепции и модели менеджмента
Характеристика процессуального подхода……………………………………..27
Характеристика системного подхода
Кибернетическая модель управления…………………………………………....28
Каноническая модель управления…………………………………………..……28
Иерархическая модель управления………………………………………..……..29
Сетевая модель управления……………………………………………………...29
Характеристика ситуационного подхода………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………....32
Приложение. Словарь……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Реферат по менеджменту. Видовая классификация управления.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

 Необходимо  заметить, что существует значительное количество видов управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором бифуркационных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами. В табл. 1.1 приведены главным образом противостоящие по противоположным качествам дихотомические виды управления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1.1.Видовая классификация управления

 
    Признак классификации
    Виды  управления
Источник  управленческого воздействия Централизованное, децентрализованное
Адаптивность(приспособляемость) Адаптивное, консервативное
Временной фактор Стратегическое, тактическое
Расположение  субъекта управления по отношению к объекту Внешнее, внутреннее
Подготовленность  управленческого персонала Любительское, профессиональное
Способ  выработки управленческого решения Коллегиальное, единоначальное
Стиль управления Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное
Тип управленческих взаимосвязей Субординационное, координационное
Отношение к субъекту управления или восприятие воздействия Принудительное, доверительное
Качество  управления Дилетантское, качественное
Системность управления Несистемное, системное
Используемые  в управлении знания Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое)
Уровень управления Государственное, региональное, муниципальное и т. д.
Направленность управления Горизонтальное, вертикальное
Эффективность управления Эффективное, неэффективное
Жесткость (мягкость) управления Жесткое, мягкое
Автоматизация управления Автоматизированное, неавтоматизированное
Формализация  управления Формализованное, неформализованное
Персонификация  управления Персонифицированное, неперсонифицированное
Компетентность  управления Компетентное, некомпетентное
Управленческие  воздействия Непосредственное, опосредованное

 Разнообразие  видов управления этим не исчерпывается. Так, вне поля зрения этой таблицы остались многочисленные разновидности управления, связанные с его функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями, финансами и т. д.

 Все виды управленческой деятельности перечислить  невозможно, но некоторые из них, имеющие  для менеджмента наиболее важное значение, назвать необходимо. Сведем их в несколько групп, в каждой из которых есть общие направления  руководящей деятельности.

 Одним из таких видов является хозяйственное управление. Оно включает управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами в государственных и частных предприятиях (организациях). Хозяйственное управление охватывает широкий круг вопросов жизнедеятельности данных юридических и физических лиц.

 Тесно связано с этим видом техническое  управление. В него входят управление техникой и технологиями; ремонт и  профилактика машин, технических устройств  и механизмов; замена устаревшей техники  и технологии; обучение персонала приемам и методам работы; научная организация труда и ряд других вопросов.

 Во  всех организациях, где имеет место  коллективный труд, возникла необходимость  еще одного вида управленческой деятельности - управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей. На производстве появились специалисты – социологи и психологи, объектом работы которых стал морально-психологический климат в коллективе, психологическое состояние отдельных работников, решение социальных вопросов, организация отдыха, повышение культурного уровня трудящихся и т.д.

 Хозяйственное, техническое и социально-психологическое  управление как виды присущи внутрипроизводственной, внутренней жизни организаций.

 Однако  предприятия не изолированы от внешнего окружения, они связаны с деятельностью государственных, общественных и международных органов и организаций. Эта внешняя среда имеет свои виды управления: государственное управление, управление общественными организациями и др.

 Под воздействием научно-технического прогресса создаются условия еще для одного самостоятельного вида управленческой деятельности – креативно-эвристического менеджмента. Менеджеры, работающие в научных и опытно-конструкторских организациях, руководят исследованиями и разработкой инновационных проблем, применением на практике научных и технических открытий и изобретений, математическим моделированием, разработкой программ для компьютерной техники и другими видами научной и опытно-конструкторской деятельности.

 В сфере  материального производства характерными являются следующие виды управленческой работы:

-управление  производством – выбор основных  параметров работы техники и  применение технологий, определение  объема выпуска продукции или  оказания услуг, расстановка людей,  организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.

-управление  снабжением и сбытом произведенной  продукции – заключение хозяйственных  договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля. Сюда же необходимо отнести и управление маркетингом, осуществляющим изучение рынков сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, конъюктура рынка, выработка ценовой политики и организация рекламы;

-управление финансовой деятельностью – формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.

-управление кадрами – решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологическими климата на предприятии, организация работы с профсоюзами в разрешении трудовых споров и конфликтов;

-управление  инновациями – организация процесса  научных и опытно-конструкторских  работ и разработок, использование  в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления;

-управление  эккаутингом (учет и анализ хозяйственной деятельности) – сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.

 Управление  может осуществляться только в том  случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

 Следует вспомнить, что система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:

  • целостности свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;
  • структурности;
  • взаимозависимости структуры и среды;
  • иерархичности;

-   множественности описания каждой системы. 
    Возвращаясь к системе управления, следует заметить, что такая система обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства, называемые эмерджентными.

 Система управления современной организацией (предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:

  • обладать высокой гибкостью;
  • быть  адекватной   сложной  технологии   производства, требующей соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;
  • оперативно реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды предприятия, конъюнктуры рынка;
  • учитывать конкуренцию на соответствующем рынке товаров (услуг);
  • учитывать требования к качеству обслуживания потребителей и выполнения договоров;
  • обеспечивать высокую эффективность управления предприятием;
  • способствовать развитию организации;
  • обеспечивать внедрение достижений науки и передовой практики;
  • обладать способностью саморегулирования, чтобы любые отклонения от нормы (по стоимости, качеству, срокам и др.) 
    быстро фиксировались (в идеале – автоматически) и сразу же вырабатывались  и  предпринимались  контрмеры,  возвращающие систему управления в прежнее нормальное состояние.

 Непременным элементом любой системы управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

 Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными и т. д.

  Прямая связь – это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т. д.

  Обратная связь – это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. Как правило, обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

 Приведенные прямые и обратные связи относят  к вертикальным. Кроме них существуют также горизонтальные связи, позволяющие реализовать неформальные отношения, способствующие передаче знаний и навыков, обеспечивающие координацию действий субъектов одного уровня по достижению системой управления поставленных перед ней целей.

 Систему управления можно представить в  общем, элементарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.

 Существуют  разные представления о системе менеджмента современной организации. Так, О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли «остова» системы управления.

 Вторая  подсистема – информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:

-управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

-интересы и поведенческие нормы участников процесса управления;

-информация и коммуникации в системе управления.

 Совокупность  данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т. д. В настоящее время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного и расширенного распространения информации резко возрастает роль данной подсистемы.

Третьей подсистемой является подсистема саморазвития системы управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.

 Данная  подсистема может быть разделена  на две части: первая – ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие, вторая – обеспечивает ее развитие.

Информация о работе Видовая классификация управления