Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:52, реферат
Цель реферата - раскрыть сущность классификации управления, привести примеры разных подходов к этому вопросу, осветить основные признаки этой классификации, проанализировав при этом наиболее важные и распространенные из них.
Задачи, которые ставились во время подготовки реферата, были следующие:
1) сбор и анализ информации по заданной теме;
2) выявление главных вопросов и основной сути содержания реферата;
3) подведение итогов, процесс выводов и умозаключений;
4) оформление отобранной информации в виде реферата;
Введение…………………………………………………………………………………....3
Глава 1.
Сущность, виды, система и механизм управления (менеджмента)…………………….5
Глава 2.
Характеристика признаков классификации видов управления
Источники управленческого воздействия. Централизованный подход в противоположность к децентрализованному……………………………………17
Временной фактор
Стратегическое управление организациями……………………………………..18
Оперативное управление организациями………………………………………..19
Адаптивность. Адаптивное управление……………………………………………..20
Виды менеджмента в зависимости от областей управленческой деятельности
Классификация менеджмента по признаку объекта…………………………….20
Классификация менеджмента по признаку содержания………………………..21
Области управления. Характеристика управления социальными системами...22
Методы и стили управления………………………………………………………....23
Типы организационных структур управления…………………………………...…25
Глава 3.
Концепции и модели менеджмента
Характеристика процессуального подхода……………………………………..27
Характеристика системного подхода
Кибернетическая модель управления…………………………………………....28
Каноническая модель управления…………………………………………..……28
Иерархическая модель управления………………………………………..……..29
Сетевая модель управления……………………………………………………...29
Характеристика ситуационного подхода………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………………....32
Приложение. Словарь……………………………………………………………………34
Федеральное агентство по образованию
Московский
государственный университет
Кафедра
«Менеджмент»
Реферат по дисциплине «Основы менеджмента».
Тема: «Видовая
классификация управления».
Подготовил: студент группы Э-31
Малова Карина
Проверил: д.э.н., профессор, преподаватель
Пурденко
Ю.А.
Москва, 2008 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Сущность, виды, система и механизм управления (менеджмента)…………………….5
Глава 2.
Характеристика признаков классификации видов управления
Глава 3.
Концепции и модели менеджмента
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Приложение. Словарь……………………………………………………………
Введение
Тема реферата - «Видовая классификация управления». Выбор пал на освещение этой темы в связи с актуальностью данного вопроса. В современном обществе процесс управления пронизывает любую деятельность человека, касается многих сторон жизни, связанных отнюдь не только с рабочей, профессиональной деятельностью. Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т. е. способность с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, осуществляющих работу по управлению.
Как видно из вышесказанного, управление затрагивает множество областей человеческой деятельности. Можно сделать вывод, что систематизация знаний по вопросу «Управление» необходима дня наиболее полной характеристики процессов, происходящих как в организации, так и за её пределами, что реализуется посредством проведения классификации его видов.
Цель реферата - раскрыть сущность классификации управления, привести примеры разных подходов к этому вопросу, осветить основные признаки этой классификации, проанализировав при этом наиболее важные и распространенные из них.
Задачи, которые ставились во время подготовки реферата, были следующие:
1) сбор
и анализ информации по
2) выявление главных вопросов и основной сути содержания реферата;
3) подведение
итогов, процесс выводов и
4) оформление отобранной информации в виде реферата;
Основные темы, предоставленные на обзор в данном реферате:
- сущность, виды, система и механизм управления
- характеристика признаков классификации видов управления
- концепции и модели менеджмента
Сущность, виды, система и механизм управления (менеджмента).
В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (управляющая подсистема)
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (управляемая подсистема)
Рис.1. 1. Управляющая и управляемая подсистемы системы управления
Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие – объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения – объекты управления.
Субъект управления – это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных – группа лиц, подразделение, орган управления.
В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.
Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объектов управления – ресурсов могут выступать:
В любой
организации протекает
К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции и т. д. Соответственно в качестве объектов управления – результатов могут служить:
- производственные
или управленческие затраты и т. д.
Следует заметить, что отечественные
авторы управление нередко определяют
как воздействие субъекта на объект, т.
е. его сводят в значительной мере к деятельности
субъекта управления. При этом управление
рассматривается как одностороннее действие,
направленное на объект, что приводит
к неверным выводам о сущности управления.
В результате подмены диалектической
взаимосвязи, единства субъекта и объекта
их субординационным расположением за
пределами рассмотрения остается, в частности,
движущее начало управления – противоречие
между субъектом и объектом. Поэтому как
бы полно ни учитывались возможность и
готовность объекта управления выполнять
управленческие команды, если они рассматриваются
только как основа для поиска наиболее
эффективных управленческих воздействий,
оценка возможностей управления будет
не адекватной фактическим возможностям
осуществления управления. Следовательно,
нельзя рассматривать управление исключительно
с позиций субъекта управления.
Кроме того, следует заметить, что в настоящее время господствует подход к управлению, согласно которому результат управляющего воздействия прямо пропорционален приложенным усилиям. Однако это имеет место только в случае, когда управляемая система находится в равновесном состоянии с окружающей средой и внутренними процессами.
Если система находится в сильно неравновесном состоянии, она начинает подчиняться законам нелинейного характера (отклик системы непропорционален силе воздействия на нее).
В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства.
Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.
Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление.
Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т. п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т. е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.
Так, если объект управления не является собственником средств производства, то его готовность выполнять управленческие команды зависит от того, насколько его потребности будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять команды связана с его производственными возможностями. В этом случае для того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов объекта управления одновременно как собственника и как исполнителя, при котором интересы собственников доминируют.