Данным Указом определен
перечень республиканских унитарных
предприятий, при преобразовании которых
в открытые акционерные общества
принадлежащие Республике Беларусь
акции не будут подлежать продаже
на льготных условиях за денежные средства
и обмену на именные приватизационные
чеки «Имущество».
В перечень вошли
наиболее экономически значимые
для республики предприятия Министерства
промышленности, Министерства энергетики,
Государственного военно-промышленного
комитета, Белорусского государственного
концерна по нефти и химии,
находящиеся в республиканской
собственности, включенные в план
приватизации на 2008-2010 годы.
При этом меры экономического
стимулирования республиканских
унитарных предприятий, включенных
в перечень, сохраняют свое действие
в отношении открытых акционерных
обществ, созданных в процессе
приватизации этих предприятий.
Реализация положений
Указа будет способствовать привлечению
крупных инвестиций в создаваемые
открытые акционерные общества.
Указ Президента Республики
Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых
мерах по вовлечению в хозяйственный
оборот неиспользуемого государственного
имущества»
Указом установлена возможность
осуществлять продажу неиспользуемого
государственного имущества, находящегося
в республиканской собственности,
и расположенного в небольших
населенных пунктах, а также в
сельской местности, на аукционе с начальной
ценой продажи, равной одной базовой
величине. Разрешена передача такого
имущества в безвозмездное пользование
индивидуальным предпринимателям и
негосударственным юридическим
лицам под конкретные инвестиционные
проекты.
В целях эффективного
использования государственного
имущества установлена ответственность
руководителей государственных
унитарных предприятий за невовлечение
в хозяйственный оборот неиспользуемого
государственного имущества.
Указ Президента Республики
Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке
и условиях продажи юридическим
лицам предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
организаций» (ред. от 13.09.2010 г.)
В Указе предусмотрены
условия продажи в процессе приватизации
негосударственным юридическим
лицам предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
организаций на конкурсной основе при
условии предоставления ими инвестиционного
проекта, прошедшего в установленном
законодательством порядке экспертизу
по развитию организации-покупателя, в
том числе в части использования
приобретенного предприятия как
имущественного комплекса.
Обязательными условиями
продажи по конкурсу предприятия
в целом как имущественного
комплекса являются:
реализация организацией-покупателем
инвестиционного проекта, социальных
программ приобретаемого предприятия;
сохранение рабочих
мест на период погашения задолженности
убыточной государственной организации;
создание дополнительных
рабочих мест в соответствии
с инвестиционным проектом;
принятие на себя организацией-покупателем
неисполненных обязательств убыточной
государственной организации по уплате
налогов, сборов (пошлин), процентов, взимаемых
в соответствии с налоговым и таможенным
законодательством, ссудам, займам, иным
обязательным платежам в республиканский
и местные бюджеты (включая государственные
целевые бюджетные фонды), а также по платежам
в государственный внебюджетный Фонд
социальной защиты населения Минтруда
и соцзащиты, по экономическим санкциям,
уплате штрафов и начисленных пеней за
нарушения законодательства, иным неисполненным
обязательствам;
заключение организацией-покупателем
договора аренды земельного участка.
Начальная цена продажи
предприятия как имущественного
комплекса устанавливается в
размере 20 % его оценочной стоимости
на первое января текущего
года. При оценочной стоимости,
равной нулю или имеющей отрицательную
величину, цена продажи составит
одну базовую величину.
Организациям-покупателям,
приобретшим предприятие как
имущественный комплекс, предоставляется
отсрочка на три года погашения
задолженности в части задолженности
приобретенной убыточной государственной
организации:
по уплате налогов,
сборов (пошлин) в республиканский
бюджет (кроме налога на добавленную
стоимость, уплачиваемого при
ввозе товаров на территорию
Республики Беларусь с территории
Российской Федерации);
по таможенным платежам
в соответствии с таможенным
законодательством;
по возврату бюджетных
займов, включая проценты за пользование
ими, и бюджетных ссуд.
Кроме того, организациям-покупателям
предоставляется рассрочка на 6 лет
по оплате приобретенного предприятия
как имущественного комплекса.
Реализация Указа будет
способствовать сокращению количества
убыточных государственных организаций,
привлечению инвестиций в целях
модернизации указанных предприятий,
дополнительным поступлениям доходов
в бюджет и созданию новых
рабочих мест.
Указ Президента Республики
Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об
изъятии и предоставлении земельных
участков»
Указ является консолидированным
нормативным правовым актом, регулирующим
основные вопросы изъятия и предоставления
земельных участков, позволяющим
перенести решение соответствующих
вопросов на места.
Документ направлен
на дебюрократизацию работы местных
исполнительных органов и призван обеспечить
доступность, простоту и оперативность
принятия решений о выделении земельных
участков.
В целях обеспечения
открытости и доступности информации
о землях, которые могут быть
предоставлены гражданам, на местные
исполнительные комитеты возложена
обязанность формировать и распространять
всеми доступными способами (на информационных
стендах и официальных интернет-сайтах
местных исполнительных комитетов, через
средства массовой информации и т. д.) перечни
свободных (незанятых) земельных участков.
В том числе — и с расположенными на них
неиспользуемыми объектами недвижимости,
подлежащими сносу, находящимися в населенных
пунктах, на территории районов, включая
садоводческие товарищества, дачные кооперативы.
Они могут быть предоставлены гражданам
для строительства жилых домов, коллективного
садоводства, дачного строительства. Информация
о наличии таких земельных участков должна
быть полной и достоверной.
Указом установлено
общее правило предоставления
земельных участков на всей
территории Республики Беларусь
— только по результатам аукционов.
Гражданам без аукционных торгов
будут предоставляться земельные
участки для ведения личного
подсобного, крестьянского (фермерского)
хозяйства, традиционных народных
промыслов, огородничества, сенокоса,
выпаса скота, для строительства
(установки) временных индивидуальных
гаражей, а также для оформления
прав на земельные участки,
на которых уже построены объекты
недвижимости.
Наряду с этим, без
аукционов будут предоставляться
земельные участки для строительства
жилых домов гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, постоянно проживающим
в населенных пунктах и работающим
в этих населенных пунктах
или на территории районов,
в которых находятся такие
населенные пункты. Исключением
в данном случае являются областные
центры и г. Минск. Для строительства
жилья без аукционов их жители,
а также граждане, постоянно работающие
в этих городах, желающие приобрести
земельные участки в сельской
местности для строительства
жилых домов, смогут это сделать
только по результатам аукционов.
Вместе с тем, Указ предоставляет
право таким гражданам в последующем
отчуждать приобретенные на аукционе
участки и без построенных
на них жилых домов либо
до окончания строительства.
Для строительства
и обслуживания многоквартирных
жилых домов (за исключением
жилых домов повышенной комфортности)
земельные участки будут предоставляться
только в постоянное и (или)
временное пользование, а не
в аренду, что позволит удешевить
стоимость возводимого жилья.
При приобретении земельных
участков в аренду, в том числе
по результатам аукционов, закрепляется
возможность получения рассрочки
внесения платы за право заключения
договоров аренды. Такая рассрочка
будет предоставляться областными, Минским
городским, городскими (городов областного
подчинения) исполнительными комитетами.
В целях исключения
бюрократизма в решении вопросов
изъятия и предоставления земли,
сокращения сроков вынесения
окончательных решений о выделении
земельных участков, Указом упрощен
общий порядок принятия таких
решений и введена возможность
осуществления процедуры отвода
земельных участков параллельно
с подготовкой проектной документации
на строительство. Это позволит
лицам, заинтересованным в предоставлении
земельных участков, значительно
снизить свои инвестиционные
риски, связанные в настоящее
время с необходимостью подготовки
дорогостоящей строительной документации
и возможным отказом в предоставлении
истребуемых земельных участков.
С учетом того, что
Указом расширяется компетенция
местных исполкомов, для исключения
возможных злоупотреблений закреплена
ответственность (вплоть до уголовной)
должностных лиц этих органов
власти за необоснованный отказ
в изъятии и предоставлении
земли либо в заключении договора
аренды земельного участка, а также за
нарушение порядка предоставления земельных
участков и распространения информации
о них.
Указ Президента Республики
Беларусь от 30 июля 2010 г. № 399 «О внесении
изменений в Указ Президента Республики
Беларусь от 25 февраля 2008 г. №113»
Указом Президента Республики
Беларусь от 30 июля 2010 г. № 399 внесены
изменения в Указ Президента Республика
Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке
и условиях продажи юридическим
лицам предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
организаций».
Настоящий Указ предусматривает
изменение условий продажи юридическим
лицам предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
организаций, которые определены
Указом Президента Республики
Беларусь от 25 февраля 2008 г. №
113 «О порядке и условиях продажи
юридическим лицам предприятий
как имущественных комплексов
убыточных государственных организаций»
(далее — Указ № 113).
Принятие данного Указа
позволит осуществлять продажу
предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
предприятий без продажи права
заключения договора аренды соответствующих
земельных участков. При этом земельный
участок предоставляется организации—покупателю
на праве аренды без проведения аукциона
и взимания платы за право заключения
договора аренды земельного участка.
Внесенные изменения
в Указ № 113 приняты в целях
совершенствования процедуры продажи
предприятий как имущественных
комплексов убыточных государственных
организаций и установления единообразных
подходов, применяемых при продаже
как эффективно работающих и
так убыточных предприятий, а
так же повышения привлекательности
объектов, выставляемых на продажу.
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 15 декабря 2008 г.
№ 1927
«Об утверждении перечня
открытых акционерных обществ, обеспечивающих
функционирование стратегически значимых
отраслей экономики и (или) иные важные
государственные потребности»
Данное постановление
Правительства принято в соответствии
с Декретом Президента Республики Беларусь
от 14 апреля 2008 г. № 7 «О внесении изменений
и дополнений в Декрет Президента
Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. №
3».
Напомним, что Декрет
№ 7 постепенно отменяет ограничения
на обращение в Беларуси акций
открытых акционерных обществ,
созданных в процессе разгосударствления
и приватизации, отчуждение которых
ранее было заморожено.
На первом этапе
(с 17 июля 2008 года) отменено ограничение
на отчуждение акций обществ,
в уставных фондах которых
доля государства либо отсутствует
вообще, либо составляет 75 % и более.
Также полностью отменяется запрет
на отчуждение акций акционерных
обществ, осуществляющих переработку
сельскохозяйственной продукции,
переданных сельхозпроизводителям,
и предприятий хлебопродуктов.
На втором этапе
(с 1 января 2009 года) отменены ограничения
на отчуждение акций акционерных
обществ с долей государства
свыше 50 %.
При этом на первом
и втором этапе отмена ограничений
не распространяется на акции
акционерных обществ, обеспечивающих
функционирование стратегически
значимых отраслей экономики.
Перечень таких ОАО и утвержден постановлением
Правительства № 1927.
В перечень вошло 162 предприятия.
В том числе в Минстройархитектуре
— 8, Минпроме — 11, Минсельхозпроде — 40,
Минэнерго — 8, концернах «Белгоспищепром»
— 15, «Белнефтехим» — 9, «Беллегпром» —
14, «Беллесбумпром» — 3. Также отмечены
стратегически значимые предприятия в
Брестской области — 9, в Витебской — 14,
Гомельской — 6, Гродненской — 6, Минской
— 9, Могилевской — 6, в городе Минске —
4 предприятия.