Условия для инвестиций в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Условия для инвестиций в Беларуси.docx

— 71.88 Кб (Скачать)

 

В ежегодном отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012» Беларусь заняла 69 место из 183 стран. По сравнению  с прошлым годом с учетом методологических нововведений Беларусь улучшила свои позиции на 22 пункта.

 

Некоторые преимущества Республики Беларусь для вложения капитала:

 

· прямой доступ к рынку  Таможенного союза и Единого  экономического пространства;

 

· формирование Единого экономического пространства и унификация с 1 января 2012 года национальных законодательств  в экономической сфере;

 

· выгодное экономико-географическое положение на перекрестке главных  путей между ЕС и СНГ, Балтийским и Черным морями;

 

· развитая инфраструктура;

 

· политическая, социальная и экономическая стабильность, отсутствие межнациональных, религиозных конфликтов;

 

· благоприятные экологические  условия;

 

· квалификационные трудовые ресурсы.

 

При формировании выгодных условий  для осуществления инвестиционной деятельности государство делает ставку на такой механизм, как государственно-частное  партнерство (ГЧП). Данная форма взаимодействия между государственными органами и  бизнесом позволяет преодолеть экономическое  противоречие, когда стратегически  важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, но и  государственный бюджет не в состоянии  обеспечить их финансирование в должном  объеме. Объектами применения ГЧП  могут стать транспорт и транспортная инфраструктура, системы коммунального  хозяйства, культуры и социального  обслуживания, объекты туризма, месторождения  полезных ископаемых и др.

 

В настоящее время вырабатывается механизм взаимодействия в рамках ГЧП. В стране реализуется программа  приватизации госсобственности. Национальное законодательство предусматривает  различные формы участия инвестора  в приватизации: участие в процедуре  преобразования предприятия в открытое акционерное общество, приобретение акций уже созданного акционерного общества на аукционе или по конкурсу, покупка предприятия (возможность  приобретения по льготным ценам, в размере  одной базовой величины).

 

В отношении крупных стратегических предприятий Беларусь отказалась от быстрой продажи государственных  активов, выбрав тактику точечной приватизации. Однако некоторые сделки последних  лет имели достаточно существенные объемы и вошли в число крупнейших по слияниям и поглощениям в Европе (например, продажа государственных  долей акций в ОАО «Белтрансгаз» и СП «Мобильная цифровая сеть»).

 

В целях выполнения задач  прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, созданы  преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестпроектов в свободных экономических зонах, Парке высоких технологий, специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, средних, малых городских поселениях, сельской местности, при заключении инвестдоговора с Республикой Беларусь и др.

 

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями  – транснациональными корпорациями и крупнейшими банками. Так, в  Беларуси созданы и действуют  совместные и иностранные предприятия  с зарубежным капиталом «МАН»  и «Адидас» (Германия), «Майерск Медикал» (Дания), «Данон» (Франция), «Олви» (Финляндия) и др.

 

Акционерами белорусских  банков являются: российские Сбербанк, Внешэкономбанк и Банк ВТБ, австрийский Райффайзен Банк и др.

 

В целях совершенствования  работы по привлечению иностранных  инвестиций, повышения эффективности  приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано ГУ «Национальное  агентство инвестиций и приватизации» (www.investinbelarus.by). Агентство участвует  в создании положительного инвестиционного  имиджа страны, мониторинге и сопровождении  реализации инвестпроектов и приватизации госимущества.

 

Кроме этого, в нашей стране создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при  Совете Министров Республики Беларусь, состоящий из представителей иностранных  компаний, госорганов, представителей науки. Действующие при Совете постоянные рабочие группы занимаются вопросами  совершенствования инвестиционного  законодательства, налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке  и др.

 

С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения  позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом разработана и одобрена Нацбанком и Советом Министров Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (Постановление Совета Министров и Национального банка от 18.01.2012 №51/2).

 

В документе определены приоритетные сектора привлечения прямых иностранных  инвестиций (ПИИ), среди которых фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии. Также предусмотрено привлечение ПИИ в традиционные виды экономической деятельности. Должны получить развитие кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

 

В соответствии со Стратегией разработан План мероприятий по совершенствованию  делового и инвестиционного климата, который основан на обеспечении  открытости деятельности органов государственной  власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защитой. Дополнительная работа в этом направлении проводится в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данными 08.05.2012 года при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных  условий для инвестиций по разделу: совершенствование порядка имущественных  отношений

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24 «О некоторых  вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных  помещений»

 

Одной из проблем, с которой  рано или поздно сталкивается практически  каждый субъект предпринимательской  деятельности — это необходимость  аренды помещения для производственной деятельности или размещения офиса. В большинстве случаев потенциальные  арендаторы встречают нежелание  арендодателей заключать договоры аренды помещений на длительные сроки. При этом одной из причин отказа в заключении длительных договоров аренды является необходимость государственной регистрации договоров аренды, заключенных на срок свыше одного года, и прохождения достаточно забюрократизированной процедуры такой регистрации. Поэтому на практике в аренду (субаренду) предоставляются площади, как правило, только на 11 месяцев.

 Такое положение, с  одной стороны, не дает возможность  арендаторам организовать стабильную  работу, а с другой — является  благоприятной почвой для различного  рода злоупотреблений.

 Для решения данной  проблемы Глава государства подписал  Декрет, которым установлен минимальный  срок аренды (субаренды) капитальных  строений (зданий, сооружений), изолированных  помещений, находящихся как в  государственной, так и в частной  собственности. Этот срок составляет  три года. На срок менее трех  лет договоры могут быть заключены  только с согласия арендаторов.

 Дополнительно, для  снятия излишних бюрократических  барьеров и стимулирования субъектов  к заключению долгосрочных договоров,  Декретом Президента отменена  государственная регистрация договоров  аренды, субаренды недвижимого имущества  и безвозмездного пользования  им, вносимых в эти договоры  изменений (дополнений) и расторжения  таких договоров.

 Такие договоры будут  считаться заключенными со дня  их подписания сторонами.

 На арендодателей (ссудодателей) возлагается только одна обязанность  — уведомить в течение десяти  дней в произвольной форме  территориальную организацию по  государственной регистрации недвижимого  имущества, прав на него и  сделок с ним (по месту нахождения  недвижимого имущества) о заключенном  договоре, внесении в него изменений  или расторжении, для внесения  записи в регистр. При этом  за внесение этой записи государственная  пошлина и (или) плата с субъектов  хозяйствования взиматься не  будут. Вся процедура — бесплатная.

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь» (ред. от 19.07.2010)

 

Внесенные данным документом изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь» направлены на либерализацию отношений в  сфере приватизации государственной  собственности и стимулирование участия в данном процессе национальных и иностранных инвесторов.

 В соответствии с  Декретом приватизация объектов, находящихся в государственной  собственности, будет проходить  на основании трехлетних планов, утверждаемых Правительством и  местными Советами депутатов.

 Продажа акций открытых  акционерных обществ, созданных  в процессе разгосударствления  и приватизации, будет осуществляться  на конкурсах и аукционах.

 Кроме того, государство  отказывается от преимущественного  права на приобретение долей  (акций) в уставных фондах коммерческих  организаций, созданных в процессе  приватизации.

 Вводится постепенная  отмена ограничений на обращение  акций открытых акционерных обществ,  созданных в процессе разгосударствления  и приватизации, отчуждение которых  до настоящего времени было  запрещено. Отмена ограничений  на обращение таких акций будет  осуществляться в три этапа  в зависимости от размера доли  государства в уставных фондах  акционерных обществ.

 На первом этапе  (с 1 июня 2008 года) отменяется ограничение  на отчуждение акций обществ,  в уставных фондах которых  доля государства либо отсутствует  вообще, либо составляет 75 % и более.  Также полностью отменяется запрет  на отчуждение акций акционерных  обществ, осуществляющих переработку  сельскохозяйственной продукции,  переданных сельхозпроизводителям  и предприятий хлебопродуктов.

 На втором этапе  (с 1 января 2009 года) будут отменены  ограничения на отчуждение акций  акционерных обществ с долей  государства свыше 50 %.

 При этом, на первом и втором этапе отмена ограничений не распространяется на акции акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики.

 На третьем этапе  (с 1 января 2011 года) все ограничения  будут полностью отменены.

 

Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 года № 518 ”О некоторых вопросах аренды и передачи в безвозмездное пользование  имущества“ (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 05.11.2010 № 569), направленный на упрощение арендных отношений  в Республике Беларусь.

 

Данный документ разработан в соответствии с поручением Главы  государства комплексно урегулировать вопросы арендных отношений, включая установление единых подходов к определению арендных ставок. Введение дополнительных понижающих или повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы будет осуществляться только по индивидуальному решению Президента Республики Беларусь.

Указом вводится ряд норм, направленных на упрощение арендных отношений в республике.

 Прекращаются полномочия  Республиканской комиссии по  упорядочению использования административных  зданий, сооружений, производственных  площадей и других объектов  государственной собственности. 

 Указом устанавливается  мера ответственности за неуплату  или неполную уплату в республиканский  бюджет данных средств, а также  определяются органы, осуществляющие  контроль за их перечислением.

 Положением о порядке  сдачи в аренду зданий, сооружений, помещений и их частей, находящихся  в республиканской собственности,  определяется, что заключение договора  аренды осуществляется по соглашению  сторон или путем проведения  аукциона по продаже права  на заключение договоров аренды  зданий, сооружений и помещений.  При этом установлены критерии  определения зданий, сооружений  и помещений, а также виды  деятельности, для которых сдача  в аренду должна осуществляться  путем проведения аукциона.

 Положением определены  организации, которые могут выступать  арендодателями зданий, сооружений, помещений и их частей, находящихся  в республиканской собственности. 

 Положением о порядке  определения размеров арендной  платы при сдаче в аренду  зданий, сооружений, помещений и  их частей, находящихся в государственной  собственности, за основу определения  размера арендной платы принимается  базовая ставка арендной платы  за 1 квадратный метр арендуемой  площади, дифференцированная с  учетом административной значимости  городов и иных населенных  пунктов. При этом ее величина  устанавливается в белорусских  рублях и увязана с базовой  ставкой. 

 Для определенных видов  деятельности и категорий арендаторов  она будет ниже (розничная торговля (за исключением торговых мест  на рынках и торговых объектов  в торговых центрах), бытовые услуги, редакции государственных газет  и журналов, образовательные и  воспитательные учреждения).

 Необходимо отметить, что с целью упрощения расчета  арендной платы вводимый порядок  распространяется на все категории  зданий и сооружений (общественные, производственные, административные, складские). При этом арендуемая  площадь определяется без применения  коэффициентов перевода, что позволяет  при определении размера арендной  платы избежать многочисленных  ошибок, поскольку при расчете  коэффициента перевода требовалось  знать (определять) общую и нормируемую  площадь всего объекта недвижимости. При этом применение коэффициентов  в размере от 0,5 до 3 включительно, устанавливаемых по соглашению  между арендатором и арендодателем  в зависимости от спроса на  недвижимое имущество, его технического  состояния и коммерческой выгоды  от сдачи в аренду по согласованию  с государственными органами  и иными организациями, согласующими  сдачу в аренду недвижимого  имущества. 

Информация о работе Условия для инвестиций в Беларуси