Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение природы возникновения конфликтов и анализ системы управления конфликтами на примере ОАО «НИПОМ».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Дать определение и выявить сущность конфликтов;
Рассмотреть причины и последствия конфликтов;
Выявить существующие методы регулирования конфликтных ситуаций;
Введение 3
Глава 1. Природа конфликтов и методы управления ими 5
1.1. Понятия и типы конфликтов 5
1.2. Причины и последствия конфликтов 9
1.3 Методы разрешения конфликтов 11
Глава 2. Анализ управления конфликтами на ОАО «НИПОМ» 17
2.1. Основные направления деятельности организации 17
2.2. Наличия конфликтов и оценка их причин и последствий в ОАО «НИПОМ» 20
2.3. Управление конфликтами и в ОАО «НИПОМ» 24
Глава 3. Предложения по улучшению управления конфликтами в ОАО «НИПОМ» 31
Заключение 36
Список литературы 38
Глава 2. Анализ управления конфликтами на ОАО «НИПОМ»
2.1.
Основные направления
деятельности организации
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения". Сокращенное наименование компании ОАО "НИПОМ". Дата государственной регистрации 02.03.2001. Юридический и фактический адрес 606007, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Зеленая, дом 10. Номер Государственной регистрации (ОГРН) 1025201754600. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – 5249058696. web-сайт - www.nipom.ru; телефон - +7 (8313) 243-860, факс +7 (8313) 243-842, E-mail: office@nipom.ru. Страна регистрации России [20] .
Данное Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. ОАО «НИПОМ» не подчиняется ни одному вышестоящему органу.
Основной целью Общества является извлечение прибыли, удовлетворение материальных и социальных интересов собственников и работников Общества, насыщение рынка товарами, работами и услугами, производимыми Обществом.
Миссия - проектирование, создание и
модернизация систем
В состав компании входят проектный институт, научно-исследовательский центр, управление сервисного обслуживания, специализированное монтажно-наладочное управление и промышленный комплекс по производству электротехнической продукции.
Деятельность ОАО «НИПОМ» охватывает разработку и производство широкого спектра распредустройств, систем управления синхронным и асинхронным электроприводом, противоаварийной электроавтоматики, бесперебойного и гарантированного питания электроустановок потребителей [19].
ОАО «НИПОМ» имеет линейно-функциональную структуру управления (рис.1). При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, и всякие изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, сегментация подсистем вызывает их излишнюю замкнутость, что препятствует функционированию организации как единой системы. В-третьих, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. В-четвертых, создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей высшего уровня.
Исходя из данной структурной схемы управления на предприятии, можно представить производственную структуру. Продукция последовательно проходит все стадии сборки, обслуживания и проверки в лабораториях.
Производственная
структура - это состав его цехов
и служб, обслуживающих хозяйств,
к цеху - состав участков. Основным структурным
подразделением предприятия и производственной
единицы является цех. Цех - это организационно-
Рис. 1. Структура управления ОАО «НИПОМ»
К цехам основного
Вспомогательные цеха - это цеха, которые способствуют выпуску основной продукции, создавая условия для нормальной работы основных цехов: оснащают их инструментом и приспособлениями, обеспечивают запасными частями для ремонта оборудования и проводят плановые ремонты, обеспечивают энергетическими ресурсами.
Обслуживающие
хозяйства предприятия
2.2.
Наличия конфликтов
и оценка их
причин и последствий
в ОАО «НИПОМ»
На предприятии ОАО «НИПОМ» ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты.
Конфликты проявляются как столкновения между:
По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами.
Причины возникновения конфликтов между покупателем и менеджером по продажам очень разнообразны и считаются самыми распространенными в торговой сфере.
В первую очередь это конфликты по поводу продажи не всегда качественной продукции и завышенной цены на товар, по мнению покупателей. Каждый стремится приобрести товар дешевле и хорошего качества, но это не всегда возможно, в результате возникают разногласия. Встречаются покупатели, которые не хотят покупать товар, и, ничего не зная о его качестве, начинают высказывать свое мнение, чаще всего отрицательное, тем самым отпугивают других покупателей.
Конфликты
также возникают из-за плохого
обслуживания покупателей, продавец не
всегда бывает вежливым и обходительным.
Это связано с незнанием
Конфликт возникает и между работниками фирмы в процессе их деятельности.
Конфликтная ситуация: Главный Офис-менеджер обратилась к Генеральному Директору с проблемой, что Менеджер блокирует ее приказы, не исполняет распоряжения.
Конфликт является деструктивным, так как офис-менеджер не успевает решить необходимую задачу до определенного срока. Причина возникновения связана со структурными факторами: вопросом властных полномочий офис-менеджера. Здесь имеет место конфликт взглядов на решение проблемы и расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни. То есть Менеджер хочет отстраниться от решения проблем Офис-Менеджера. Это внутриорганизационный ролевой конфликт, когда статус Офис-менеджера не подтверждается в ходе работы ее подчиненной. Конфликт является затяжным, так как недовольство Офис-менеджера накапливалось в течение недели. Офис-менеджер преследует скорее общественные цели, так как от выполнения Менеджером задания будет зависеть нормальное бессбойное функционирование организации. Это парциальный конфликт, происходящий между работником и руководителем. По уровню взаимодействия он, соответственно, является вертикальным.
Руководитель организации разрешил конфликт следующим способом. Он пригласил в кабинет Менеджера и велел принести ей документ «должностные обязанности менеджера». Выделил ей маркером строку «менеджер подчиняется и выполняет распоряжения генерального директора, коммерческого директора, офис-менеджера» И в форме переговоров, без указания на источники осведомления довел до нее распоряжение выполнять условия трудового договора и ее должностных обязанностей. В данном случае руководитель использовал метод принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля - подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена, лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение.
Также возникают разногласия между техническими консультантами по поводу рабочих и выходных дней (не могут договориться, когда кому работать, а когда отдыхать), из-за несходства характеров и нежелания уступить друг другу, а также разногласия между руководителем и его подчиненными, возникающие по следующим причинам:
Как пример, можно привести ситуацию, сложившуюся у менеджера отдела снабжения, которую повысили в должности и поручили новый участок работы. Для успешной работы ей было необходимо знание специализированной компьютерной программы, которой она не владела в достаточной мере.
Из-за этого производительность труда и качество работы на новом месте резко упало. Возник деловой конфликт, так как руководство начало выражать недовольство. Конфликт был удачно разрешен менеджером по персоналу, который заметил развитие конфликта и организовал дополнительный тренинг по изучению столь необходимой на данном конкретном рабочем месте программы.
Конфликты с поставщиками возникают по поводу поставки недоброкачественного материала и сырья, нежелания обменять бракованный товар на хороший по той же цене, по которой покупали или возвратить деньги, а также по поводу продажи не того товара, который заказывался.
Конфликты возникают в процессе деятельности между фирмой и налоговой инспекцией, а именно конфликты между руководителем фирмы и налоговой инспекции по поводу оформления документов и уплаты налогов.
Разногласия с конкурентами происходят по поводу занижения цен на одинаковых товар, а также из-за переманивания покупателей ("купите, у нас недорого и лучше, чем у них").
В отношениях продавцов с покупателями все гораздо сложнее. Принятое решение или какая-то договоренность нарушается всегда со стороны покупателя. Предприятие и ее сотрудники идут навстречу покупателям и делают уступки, в результате страдает фирма. С этим практически ничего не поделаешь. Например, покупатель приобретает оборудование, но он не уверен, подойдет ли размер и договаривается с продавцом на обмен в течение недели, если не подойдет, но вместо этого приносит через месяц и начинает требовать обмена. В результате страдает продавец по своей наивности и доверчивости (покупатель все равно добьется обмена или возврата денег, например, с привлечением администрации). Отсюда можно сделать вывод: никогда не делай поблажек потребителям, все обернется против тебя. Проблемы в коллективе фирмы решить проще, чем за ее пределами.
2.3.
Управление конфликтами
и в ОАО «НИПОМ»
Руководитель фирмы достаточно терпеливый и сдержанный человек. Его трудно вывести из себя. Он вступает в конфликт в редких и крайних случаях. Если конфликт получился, старается быстро и конструктивно найти выход из конфликтной ситуации, используя различные методы и способы разрешения, стремится найти какое-то компромиссное решение. Большинство конфликтов возникающих между Генеральным директором и сотрудниками происходит из-за вмешательства Генерального директора в работу сотрудников, но вмешательство не всегда оправданно. Если человек был нанят на работу и соответствовал всем требованиям к кандидату, значит, этот сотрудник обладает всеми навыками в работе и спорить с ним не стоит на темы, касающиеся его профессиональной деятельности.
Сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций.