Управление стрессами и конфликтами в фирме

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из трёх глав, каждая из которых, в свою очередь, разделена на два параграфа. В первой главе рассматривается теоретическая база понятий «конфликт» и «стресс», во второй - основные методы и способы управления стрессами и конфликтами в организации, третья глава посвящена рассмотрению примеров управления стрессами и конфликтами в фирме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2
I. Сущность стрессов и конфликтов в фирме
§1.Сущность конфликтов в фирме
1) Понятие, структура, виды и причины. …………………………....…4
2) Последствия………………………………………………………..…14
§2. Сущность стрессов в фирме
1) Понятие, виды и причины…………………………………….......…17
2) Последствия. …………………………………………………………23
II. Управление стрессами и конфликтами в фирме
§1. Основные методы и способы управления конфликтами………….…26
§ 2. Основные методы и способы управления стрессом…………………30
III. Управление стрессами и конфликтами в фирме на примере
§1. Анализ управления конфликтами на примере ООО «Парамон»……34
§2. Анализ управления стрессом на примере магазина «Marriot»………37
Заключение. ………………………………………………………………...…40
Используемая литература…………………………………………………..…42

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.курсовая.docx

— 117.59 Кб (Скачать)

На рабочем месте сильное  нервное перенапряжения могут вызывать условия труда (плохое освещение  и вентиляция, тесное помещение и  др.), отсутствие информации и времени.

Стандартная модель синдрома общей  адаптации состоит из трех стадий развития стресса (тревога, сопротивление, истощение), в современное время  уделяется внимание и другим аспектам стресса: психологическому и поведенческому. Эти аспекты важны для изучения и понимания стресса на рабочем  месте, а так же разработки методов  управления стрессом в организациях.

Трем стадиям стресса подвержены как отдельные люди, так и целые 

___________________________________  

- Купер К.Л. Организационный стресс. Харьков, гуманитарный центр, 2007.(с.189)

 

компании, фирмы. Поэтому иногда диагноз  степени стрессового состояния  ставится всей компании. Если работники  организации в течение длительного  времени испытывают обеспокоенность  перспективами, а так же если люди недовольны зарплатой, условиями труда  и коллективом, то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если, несмотря на попытки  руководства сопротивления стрессу  путем игнорирования недовольства работников, чувство раздраженности работой остается в течение долгого  времени, то можно говорить о второй стадии стресса. Когда в течение  долгого времени организация  испытывает стресс, а выводы из происходящего  руководством не делаются, то наступает  третья стадия и серьезный кризис. Раздражение становится всеобщим, увеличивается  количество конфликтов, люди больше болеют, работа не выполняется и, наконец, начинается утечка кадров, утративших веру в перспективу.

Любая работа - это стресс. Особенно, при выполнении серьёзных проектов и при нарушении условий работы (например, выключается компьютер, когда  работаешь сверхурочно или надо срочно доделать работу). Но при этом положительный стресс улучшает производительность труда, а правильно установленные  сроки стимулируют и организовывают, а так же обеспечивают чувство  удовлетворенности, делая работу увлекательной.

Однако слишком длительный стресс это нехорошо, так как он приводит к повышенной утомляемости, депрессии  и снижает продуктивность, а стресс короткого действия наоборот улучшает презентативность.

Таким образом, стресс нельзя исключать, а необходимо найти комфортный индивидуальный уровень стресса, потому что если стресса не будет вообще, то интерес  к труду будет утрачен, снизится внимание и мотивация. Однако при  сильном стрессе о результате говорить не приходится, поэтому оптимальный  уровень стресса индивидуален для  каждого.

_________________________________ 

- Щербатых Ю.В. Психология стресса. М., И: Эксмо, 2005.(с.178)

Виды стресса.

Выделяют пять разновидностей стресса:

1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Причины стресса.

Основной причиной стресса  являются перемены, нововведения, частота  которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение  статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию  которого мы стремимся.

Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса. Воздействия не всех из них можно избежать, но если

руководитель будет знать  о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

____________________________________ 

- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. С.-Петербург, 2008(с.97)

 

1. Перегрузка  или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое       следует завершить за конкретный период времени.                                                                     

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или  необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Слишком высокая ответственность,  возлагаемая на руководителя  или работника (с данным фактором  можно справиться при помощи  психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать).

Следует помнить, что без  ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное  состоит не в том, чтобы не допускать  ошибок, а в том, чтобы вовремя  их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой  остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

3. Неблагоприятная моральная  атмосфера в коллективе (кажется,  что работа идет своим чередом,  все обязанности работники выполняют  нормально). Однако качество работы  все-таки незаметно снижается.  Причина в том, что отношения  в коллективе конфликтные, сотрудники  не только не помогают, но и  стремятся незаметно нанести ущерб друг другу. 
           В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию  и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей  его возможностям, начинает сомневаться  в собственной ценности и положении  в организации, ощущает себя  невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

6. Неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

7. Неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно одному человеку, будет неинтересно другому, следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

8. Стресс может возникнуть  как следствие плохих физических  условий (плохое освещение, слишком  низкая или высокая температура,  чрезмерный шум).

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные  и личностные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________

- Дикая Л.Г. Проблемность в профессиональной деятельности. РАН, Институт психологии, 1999.(с.203-205)

Последствия стрессов в фирме.

 

Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие  на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком  низкий уровень стресса может  привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное  перемещение, может оказать положительное  воздействие, поскольку вынуждают  работника мобилизоваться для самоутверждения  в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений  кадровой политики является регулярная ротация кадров.

Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в  конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса  оказывают серьезное вредное  воздействие на физиологическую, психологическую  и поведенческую стороны жизнедеятельности  человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти  реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо - но, если стрессор не устранен, а энергия  не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции  на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем  останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи между  стрессом и физическим здоровьем  человека уделялось пристальное  внимание, особенно медиками, воздействие  стресса на психологическое состояние  исследовано не столь подробно. В  то же время имеются данные, что  есть прямая зависимость между высоким  уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная  агрессия, враждебное поведение и  жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса оказывает  также не всегда заметное, но абсолютно  реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой  резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают  привычку не беспокоить их, даже когда  речь идет о серьезных вопросах.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут  медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда  руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Еще одним аспектом воздействия  стресса является изменение в  поведении человека. Прямым результатом  сильных стрессов на работе могут  являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление  курением, алкоголем, наркотиками и  антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства  о наличии прямой связи между  стрессом и прогулами, а также  текучестью кадров.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного  уровня стресса, может вызвать "неэффективное  поведение, избыточные реакции или  неспособность восстановиться после  работы". Это 

______________________________

- Тьюбсик Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. Перевод с англ. Н.Я. Ковановой. М., Медицина, 1993.(с.55-56)

- Попова Л.М., Соколов И.В. Стресс жизни. СПб., ТОО «Лейла», 2000.(с.181)

 

определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

Информация о работе Управление стрессами и конфликтами в фирме