Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа
В данной курсовой работе мы определим значимость социально-психологического климата в коллективе, рассмотрим факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе, выявим роль руководителя в формировании социально-психологического климата на примере коллектива УП “Жилтеплосервис”КХ Пуховичского района. И в заключение, мы рассмотрим пути повышения эффективности производства и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Введение 3
Социально-психологический климат в коллективе
5
1.1.Понятие – коллектив 5
1.2.Факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе 7
1.3.Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе 9
Характеристика УП “Жилтеплосервис”КХ Пуховичского района, трудовых ресурсов и социально-психологического климата
13
2.1.Общая характеристика предприятия 13
2.2.Структурно-функциональный анализ системы управления 15
2.3.Производственно-финансовые показатели 16
2.4.Трудовые ресурсы и социально-психологический климат 19
Пути повышения эффективности производства и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе
24
3.1.Основные направления повышения эффективности производственно-финансовой деятельности 24
3.2.Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе 26
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Заместителям
подчиняются соответствующие
Однако у такого типа структур есть недостатки: путь прохождения решений «длинный», что снижает оперативность управления, а из-за большого числа элементов структуры в случае неудовлетворительной работы одного из них могут происходить сбои во всей системе управления, структура не обеспечивает компетентного решения всех вопросов производственной деятельности.
Финансовое состояние предприятия – это сложная экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию.
Финансовое
состояние характеризует
Основными
показателями эффективности хозяйственной
деятельности, финансового положения
предприятия и его
Таблица
2.3.1 Показатели производственно-финансовой
деятельности УП “Жилтеплосервис”
КХ .
Наименование показателей | Ед. изм. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. прогноз |
Окончание таблицы 2.3.1. | ||||
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий | Млн.руб | 12376 | 15814 | 18798 |
В % к соответствующему периоду прошлого года | % | 127,8 | 118,9 | |
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с учетом дотаций, за вычетом налогов из выручки | Млн.
руб |
11535 | 15125 | 17757 |
Затраты на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг) | Млн.руб | 12150 | 15030 | 17606 |
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | Млн.руб | -615 | 95 | 151 |
Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) | % | -5,1 | 0,6 | 0,9 |
Дебиторская задолженность | Млн.руб. | 0 | 0 | 0 |
Кредиторская
задолженность всего
|
Млн.руб | 1373
580 185 338 |
1750
665 95 685 |
1050
750 70 350 |
Соотношение задолженности к среднемесячной выручке: | ||||
|
% | 116,3 | 106,6 | 64,2 |
|
% | 129,8 | 141,4 | 71 |
Задолженность по кредитам банков – всего | Млн.руб | 667 | 750 | 650 |
|
||||
|
667 | 750 | 650 | |
Коэффициент текущей ликвидности (NR>=1.7) коэф. | 1,2 | 1,6 | 1,7 | |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR>=0.3) коэф. | 0,2 | 0,4 | 0,3 | |
Коэффициент восстановления платежеспособности | 0,05 | 0,04 | 0,03 |
Данные таблицы 2.3.1 показывают , что в 2005г. по сравнению с 2004г. результаты финансовых показателей лучше. Наблюдается рост выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий на 3438 млн. руб., а на 2006г. планируется увеличение прибыли по сравнению с 2005г. еще на 2984 млн. руб.
Показатель рентабельности является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. По данным таблицы мы видим, что показатель рентабельности в 2005г. значительно выше чем в 2004г., рентабельность реализованной продукции повысилась в 8,5 раза и составила 0,6%. Этот показатель дает возможность увидеть сколько прибыли получено на единицу себестоимости реализованной продукции.
Предприятие имеет задолженность по краткосрочным кредитам в банках. С одной стороны это не очень хорошо тек как это долги, но с другой стороны это говорит о том, что существует инвестиционный интерес к предприятию.
Кредиторская задолженность поставщикам за товары, работы, услуги выросла в 2005г. на 85 млн. руб., внебюджетным фондам на 347 млн. руб., а вот по отчислению в бюджет кредиторская задолженность уменьшилась на 90 млн. руб.
Коэффициент текущей ликвидности – показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации продукции (товаров, работ, услуг) , но и продажи в случае нужды прочих элементов оборотных средств. Коэффициент текущей ликвидности в 2005г. равен 1,6, что значительно выше чем в 2004г. - 1,2, он приближен к установленному нормативному значению в Беларуси равен 1.7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами – характеризует наличие собственного оборотного капитала, необходимого для обеспечения финансовой устойчивости. Нормативное значение коэффициента в Беларуси равно 0,3. В 2005г. коэффициент равен 0,4. Значения выше названных коэффициентов свидетельствуют о том , что предприятие УП “Жилтеплосервис” КХ является платежеспособным.
Исходя
из оценки показателей производственно
– финансовой деятельности УП “Жилтеплосервис”
КХ , мы видим, что дела не плохи. Однако
для эффективной работы в дальнейшем,
руководству предприятия не следует пускать
дела на самотек, а следует принять меры
по недопущению дальнейшего ухудшения
финансового состояния и выработать мероприятия
по более рациональному управлению капиталом
предприятия с целью повышения эффективности
финансово-экономической деятельности.
По состоянию на 01.01.2006г. в общем списочном составе УП “Жилтеплосервис”КХ фактически числилось 793 работника (Приложение) в т.ч.:
- находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет – 79 чел.
Демографические показатели:
а) общеобразовательный уровень:
По состоянию на 01.01.2006г. количество работников аппарата управления имеющих высшее образование – 31 чел., средне специальное - 14 чел., среднее образование – 6 чел.; количество специалистов имеющих высшее образование – 20 чел., среднее специальное образование – 36 чел., среднее образование – 14 чел.; количество работающих имеющих высшее образование – 30 чел., средне специальное образование – 130 чел., среднее образование – 406чел., обучаются в высших и средне специальных учебных заведениях – 16чел.
б) по возрасту:
В настоящее время наиболее многочисленную группу составляет работники от 30 до 50 лет (муж. 55 лет) составляют 47% - 370чел. Работники в возрасте до 30 лет 29% - 230чел., предпенсионного возраста 19% - 151чел., пенсионного 5% - 42чел.
в) стаж работы:
Количество опытных работников, кто при условии надлежащей организации этой работы способен оказать содействие ускорению профессионального становления молодежи, является значительным. Стаж работы на предприятии от 5 до 10 лет имеют 32,2% (255чел.), свыше 10 лет – 30,4% (241чел.).
г) пол:
Среди
работников УП “Жилтеплосервис”КХ мужчины
составляют 48% - 381чел., женщины составили
52% - 412чел.
Таблица
2.4.1. Распределение работников по профессионально-должностным
группам.
Профессионально-должностные группы | Количество работников, чел. | Количество работников, % |
Руководители
в т.ч.:
-директор -главный инженер -зам. директора -главный бухгалтер -начальники отделов и их заместители -другие категории руководителей |
70
1 1 3 1 42 22 |
9,8
0,1 0,1 0,4 0,1 5,9 3,1 |
Специалисты | 82 | 11,5 |
Служащие | 178 | 24,8 |
Кладовщики | 4 | 0,6 |
Уборщики | 52 | 7,3 |
Окончание таблицы 2.4.1. | ||
Обслуживающий персонал | 206 | 28,9 |
Другие категории работников | 122 | 17,1 |
В течение 2005 года проводились мероприятия по повышению квалификации работников предприятия. Соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации за этот период получили 57 человек, из них на предприятии – 38чел., в учебных заведениях – 17чел. Повышение квалификации руководителей и специалистов получили в учебных заведениях 30чел. Обучение без отрыва от производства получили 16 человек, из них в ВУЗах – 8чел., в средне специальных учебных заведениях – 8чел.
Всего в течении 2005 года было уволено 180 работников. Принято на работу всего за 2005г. – 192 человека.
В УП “Жилтеплосервис”КХ применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Должностные оклады утверждены штатным расписанием. Структура штатного расписания, название должностей, тарифные коэффициенты установлены в соответствии с Единой тарифной сеткой работников РБ. Средняя тарифная ставка первого разряда в 2005г. утверждена в размере 112200 руб. Среднемесячная заработная плата на конец 2005 года составила 523120 руб. По сравнению с 2004 годом она выросла на 123420 руб.
Стабильная работа трудового коллектива во многом зависит от социально-психологического климата в нем.
Сопоставление данных, полученных по результатам опроса работников УП “Жилтеплосервис”КХ, дает основание утверждать, что в коллективе имеет место модель морально-психологического климата, в основу которого легли: личностные характеристики, внутренние условия деятельности и коммуникационные характеристики.
Имеется доминирующая атмосфера основного коллектива, основными слагаемыми которой являются: наличие межгрупповых и межличностных противоречий (49% опрошенных); проблемы разобщенности в коллективе (37% опрошенных); отсутствие системы справедливого решения социальных проблем (34% сотрудников). Это свидетельствует о недостаточной степени реализации социально-психологического потенциала каждого отдельного коллектива, о низкой личностной направленности его атмосферы.
Исследование показало, что коллективы сохраняют хорошую нацеленность на конечный результат в условиях давления внешней и внутренней среды организации. 68% опрошенных заинтересованы в повышении эффективности и результативности работы, однако считают, что для этого не сформированы необходимые условия. С другой стороны, в коллективе отсутствует чувство единства и взаимодействия между структурными подразделениями, господствуют местнические интересы, о чем сообщают более 60% опрошенных. Причин этому явлению несколько: многолетняя привычка жить интересами только своего маленького коллектива, не сопоставляя свои проблемы и удачи с жизнью организации в целом; отсутствие чувства общности взглядов и корпоративного образа мыслей; агрессивно-давящий стиль работы в отделах, предполагающий воздерживаться от инициатив, уже упоминавшаяся неспособность нести ответственность; стремление отдельных руководителей среднего ранга удерживать свой коллектив в рамках механического делопроизводства, без творческих начал, опасаясь конкуренции себе и появления новых формальных или неформальных лидеров.
Информация о работе Управление социально-психологическим климатом в коллективе