Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Управление поведением - необходимое условие жизни. Любая организованная и целенаправленная активность предполагает наличие управления.
Изучение основ управления поведением людей актуально в любое время и при любых обстоятельствах, поскольку это способствует получению желательного для управителя поведения объекта, будь это человек или иная система.
Психология имеет дело с управлени
Содержание
Введение 3
1. Понятие, сущность и содержание управления поведением людей 5
1.1. Поведение человека в организации 5
1.2. Управление поведением людей 9
2. Методы воздействия на поведение персонала 11
2.1. Подходы к мотивации персонала в организации Теории мотивации 11
2.2. Виды стимулирования персонала в организации 23
3. Управление поведением и разрешение конфликтных ситуаций 24
на предприятии ООО «Стройгаз»
3.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Стройгаз» 24
3.2. Исследование социально-психологического климата в коллективе.
Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «Стройгаз» 25
Заключение 31
Список использованных источников 34
Управление поведением – действия, направленные на поведение. Эти действия является поведением, позволяющим поддерживать системой саму себя и оптимальное соотношение с окружающей средой. Универсальность структуры управления помогает экстраполировать наше познание далеко за пределы нашего физического опыта. Всеобщность управления распространяется на все, где есть жизнь. Знание о поведении полностью применимы и к поведению управления. Значительная часть изъянов в управлении происходит от дурных управленческих привычек и, в особенности, от незнания того, как устроено поведение управления. [11,с.225]
Существуют два способа управления поведением людей: бессознательное и сознательное. Бессознательное (автоматическое , рефлекторное) подразумевает, что управляющее поведение как бы встроено в управляемое поведение. Оно происходит, когда говорят о действии каких-то жизненных сил или функций системы. Американский психолог Титченер считал, что любое управление вначале происходит сознательно, но после того как эти акты управления становятся привычными, автоматизируются, необходимость в сознании для управления отпадает, управление происходит как бессознательный процесс приспособления.
Существует перечень управителей, порождающих поведение. К ним относят:
Если возникает управление - то оно раздваивается на два элемента - управителя и исполнителя. Человек становится управляемым, если принимает на себя эту роль. Под управлением приходится понимать такое поведение, а именно, управленческое поведение, в результате которого происходят изменения в некотором другом управляемом поведении. Роли управителя и исполнителя условны, потому что и тот и другой оказывают влияние друг на друга, т.е. управляют друг другом. Способность управлять и быть управляемым являются продуктом научения, социализации. Достижение общих целей управителя и исполнителя может определяться:
Можно сделать вывод, что в зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя и управителя, характера групп, и существующих правил поведения устанавливается определенное соотношение между частотой, масштабами применения одной и другой парадигмы управления, возникает пропорция соотношения принуждения и свободы в управлении.
Теории мотивации.
Одним из методов воздействия на персонал является мотивация персонала. Система мотивации и стимулирования персонала является годной из политик стратегии персонала в организации. Создавая систему мотивации и стимулирования, необходимо помнить, что она существует для возникновения у работника желания и готовности работать эффективно именно в этой организации. Мотивация основывается на вознаграждениях, удовлетворяющих потребности. Вознаграждения — все то, что человек считает для себя ценным.
Вознаграждения могут быть внутренними и внешними. Внутренние вознаграждения дает сама работа, прежде всего ее содержание. Например, чувство достижения результата, содержательности, значимости выполняемой работы, самоуважения.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры: зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание, дополнительные выплаты.
Три основные ориентации, предполагающие использование трех мотивационных подсистем для повышения эффективности деятельности персонала:
При этом одним из центральных
принципов эффективной
Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Все используемые в настоящее время в теории и практике менеджмента теории мотивации могут быть разделены на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории перечисляют потребности, которые заставляют людей действовать гак, а не иначе. Например, по теории Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий, которые можно представить в виде пирамиды (рис. 2). [12,с.451]
Рис. 2. «Пирамида» потребностей А. Маслоу.
Вот основные положения этого подхода:
Еще одна содержательная теория
мотивации разработана Мак-
Потребность в успехе, или достижении, проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Сотрудники организации, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несущую в себе элементы вызова.
Потребность в причастности (соучастии) проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Сотрудники с такой ориентацией предпочитают заниматься в организации работой, которая позволяет им находится в активном взаимодействии как с коллегами, так и с клиентами.
Потребность власти является третьей крупной потребностью, влияние которой на поведение человека было изучено и описано Мак-Клелландом. Данная потребность состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основное внимание у человека с развитой потребностью власти направлено на контролирование действий других людей, оказание на них влияния.
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую составляют те, кто стремиться к власти ради властвования, в первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими. Ко второй группе относятся те, кто стремится к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Мак-Клелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Теория двух факторов, известная также как теория Герцберга, предоставляет организации конкретные рекомендации по стимулированию сотрудников.
Факторы, оказывающие мотивирующее и немотивирующее воздействие на поведение человека, вызывают его удовлетворенность или же неудовлетворенность.
Первая группа — это гигиенические факторы (фрустраторы). К ним относятся зарплата, условия труда, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.
Вторая группа факторов была названа мотиваторы. К ним относятся достижение, признание, ответственность, возможность роста. [21,с.50]
Вторая группа теорий — процессуальные теории мотивации. Они не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение человека зависит также от его восприятия ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Первая из этих теорий, разработанная В. Врумом,— теория ожиданий. Схематично ее содержание может быть представлена следующей формулой:
Теория ожиданий утверждает,
что человек прикладываем усилия
для осуществления тех
Теория справедливости (равенства) дополняет предыдущую теорию. Основателем теории является С. Адамс, который на основании исследований, проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал положения этой теории. Речь здесь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Наиболее полно идеи процессуальных подходов к описанию мотивации представлены в модели, разработанной Л. Портером и Э. Лоулером, которая включает элементы теории ожиданий и теории справедливости.
Согласно этой модели, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных:
Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от:
Достижение результата (выполнение работы) может повлечь за собой внутренние вознаграждения и внешние вознаграждения. При этом люди имеют свою собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.
Основной вывод этой теории — результативный труд ведет к удовлетворению — существенно изменил взгляд на то, что должен делать менеджер по отношению к сотрудникам. Раньше преобладал взгляд, согласно которому надо добиваться того, чтобы сотрудники были удовлетворены, и тогда они будут результативно трудиться. Подход Портера-Лоулера другой: менеджер должен быть озабочен тем, чтобы труд работника был результативным, и это приведет к удовлетворению.
Система стимулирования включает два вида стимулирования: материальное и нематериальное. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия — те стимулы, которые получает сотрудник, занимающий определенное положение в организации. К такого рода вознаграждениям относятся отдельный кабинет, персональный автомобиль, мобильный телефон и т. п.
Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и систему льгот, которые предоставляет организация своим сотрудникам. При описании системы материального стимулирования часто используют понятие компенсационного пакета. [7,с.123]
Компенсационный пакет документально
представляет собой ряд положений
об оплате труда и премировании (материальном
стимулировании), а также перечень
льгот для сотрудников
Основное значение системы
компенсаций заключается в том,
чтобы стимулировать