Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:53, лекция
3 Система методов работы с персоналом
4 Управление персоналом, планирование трудовых ресурсов
5 Набор персонала, его источники
7 Определение уровня заработной платы и дополнительных льгот
8 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
9 Обучение и повышение квалификации персонала
10 Основные методы обучения персонала без отрыва от основного места работы
Принято различать первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта), связанную, как правило, с бόльшими трудностями, и вторичную (для опытных работников), обычно протекающую быстрее и не требующую особой помощи со стороны руководителя.
Элементом
первичной адаптации можно
Этапами профессиональной ориентации являются:
- знакомство с профессией, дающее о ней начальное представление;
- осознание своих интересов и способностей в данной области;
- принятие решения.
Наиболее значимыми критериями выбора профессии являются интеллектуальный и образовательный уровень, условия труда, социальный пакет, перспективы профессионального совершенствования и карьеры, возможности творчества.
По направленности выделяют несколько видов адаптации, основными среди которых считаются организационная, профессиональная, социально-психологическая, психофизиологическая.
Организационная адаптация состоит в приспособлении к новому месту работы, действующим правилам и порядкам, организации труда, способам действий (для начала в стандартных ситуациях).
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых знаний, навыков, приемов, техники и технологии деятельности. Считается, что полный срок профессиональной адаптации составляет 5-8 лет.
На профессиональную адаптацию влияют следующие факторы:
- рабочая среда (место, технология, окружение);
- личные особенности работника (опыт, знания, умения, навыки);
- мотивация (интересы, чувство долга, стремление к профессиональному росту);
- индивидуально-психологические свойства (коммуникабельность, активность, доброжелательность и проч.);
- помощь и контроль со стороны руководителя и коллег (обучение, консультирование), стимулирование;
- особенности производственных заданий, темпы включения в работу.
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и проч. особых сложностей не представляет. Она протекает быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, а также от характеристики самих этих условий. Тем не менее большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.
Социально-
Она
может быть связана с немалыми
трудностями (обманутые ожидания быстрого
успеха, обусловленные недооценкой
препятствий; переоценка значения теоретических
знаний и инструкций и недооценка важности
живого человеческого общения, практического
опыта и проч.).
Социально-экономическая - адаптация к уровню и способам получения доходов.
Успех адаптации обусловлен:
- высоким исходным уровнем опыта, знаний и навыков;
- интересом к организации и новой работе, наличием перспективы;
- обладанием необходимыми волевыми и психологическими качествами (упорством, хладнокровием, терпением и т. п.);
- своевременной помощью окружающих, прежде всего руководителя;
- умением предвидеть трудности и своевременно реагировать на неожиданные ситуации и проч.
Помимо адаптации человека к работе сегодня необходимо и обратное - адаптация работы к человеку, что предполагает:
- организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики;
- гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени в соответствии с индивидуальными особенностями людей;
- построение структуры организации (подразделения), распределение трудовых функций и конкретных заданий, исходя из личных способностей работников;
- индивидуализацию системы стимулирования.
Организационные мероприятия (индивидуальные и коллективные) в рамках процесса адаптации, можно объединить в две группы:
- связанные с введением в организацию;
- связанные с введением в подразделение и должность.
Введение в организацию обычно осуществляется кадровыми службами в основном в форме курса общей ориентации, который читается группе вновь принятых работников. Здесь происходит их ознакомление с организацией, ее политикой (в том числе в кадровой сфере), условиями труда, правилами поведения, основными требованиями к работе.
Введение в подразделение может быть индивидуальным и коллективным (если подразделение крупное). В последнем случае группе новичков руководством организуется курс специальной ориентации (в небольшом подразделении необходимую информацию сообщает непосредственный руководитель в личной беседе).
Индивидуальное
введение в должность завершается на
рабочем месте непосредственным руководителем
или наставником (некоторые западные фирмы
проводят специальные однодневные семинары
по управлению адаптацией). Оно является
длительным процессом, в том числе после
того, как человек уже начинает работать
(ибо за один раз новые сотрудники могут
воспринять ограниченное количество информации).
9 Обучение и повышение квалификации персонала
Обучение - метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
- повысить эффективность и качество работы;
- сократить потребность в контроле;
- быстрее решить проблему дефицита кадров (обучение привлекает нужных людей);
- сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
В настоящее время выделяют следующие виды образования:
Общее базовое (9 классов средней школы).
Среднее (11 классов средней школы).
Профессиональное:
1) специальное. ПТУ, техникум (колледж), вуз. ПТУ обеспечивает адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.
2) дополнительное. Имеет целью более эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:
- адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введения в должность или специальность;
- поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями (ИПК, ФПК, консультационные организации);
- опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);
- многоцелевого (развитие способностей к приобретению ориентирующих знаний) - для руководителей высшего уровня.
Конкретные цели обучения персонала:
- повышение общего уровня квалификации;
- получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;
- обновление и поддержание прежних навыков, если изменений нет;
- подготовка к занятию новой должности;
- приобретение профессии вообще;
- ускорение процесса адаптации;
- экономия средств, теряемых из-за некачественного выполнения работ;
- улучшение морально-психологического климата.
Современному производству необходим уровень образования не менее 10-13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональные и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года - на 75%, к концу работы - на 90%.
Поэтому поддержание высокого уровня квалифкации возможно лишь при условии постоянного повышения квалификации. На предприятии должен быть разработан перспективный план подготовки и переподготовки специалистов.
Потребность в обучении может быть выяснена в процессе отбора кандидатов, при введении в должность, во время аттестации, из текущих бесед, предполагаемых изменениях в штатном расписании.
Первым шагом в организации обучения является анализ работы и создание ее спецификации (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).
Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы (отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения. Для этого используются опросы, наблюдения и проч.
Третий шаг - определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться - на рабочем месте без отрыва от работы, в организации; с отрывом (курсы в рамках организации) и вне ее (разного рода центры, школы).
Внутренние курсы дают информацию малыми дозами, позволяют адаптировать обучение к потребностям конкретной группы, помогают осуществлять практику.
Внешнее обучение целесообразно, если обучаемых мало, срок далекий, нужны специальные знания и навыки, ставятся только образовательные задачи.
Сравним достоинства (++) и недостатки (-) этих форм:
Основными разновидностями обучения работников на производстве являются индивидуальная, групповая и курсовая подготовка.
При индивидуальном методе обучающегося либо прикрепляют к квалифицированному работнику (в том числе руководителю - тогда речь идет о стажировке), либо включают в группу (бригаду), где с ним занимается работник высокой квалификации (бригадир или другой член бригады). Необходимый теоретический курс изучается самостоятельно (при консультации с соответствующими специалистами).
Групповая (бригадная) форма подготовки предусматривает объединение обучающихся (стажирующихся) в специальные группы, занятия с которыми проводят работники высокой квалификации.
Формы индивидуальной и групповой подготовки:
1 Ученичество предполагает прикрепление лиц, не имеющих специальности, с целью обучения к опытным рабочим, которые передают им свои знания и формируют необходимые навыки.
2 Наставничество представляет собой передачу знаний и навыков от более опытного и компетентного человека к менее опытному в процессе их личного общения, обсуждения проблем, ответов на вопросы. В его рамках новичков втягивают в принятие решений, что предполагает предоставление им некоторой самостоятельности в текущих делах. Обычно требует немалых затрат времени с той и другой стороны и взаимного доверия, а также четкого планирования.