Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:53, лекция
3 Система методов работы с персоналом
4 Управление персоналом, планирование трудовых ресурсов
5 Набор персонала, его источники
7 Определение уровня заработной платы и дополнительных льгот
8 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
9 Обучение и повышение квалификации персонала
10 Основные методы обучения персонала без отрыва от основного места работы
В качестве примера приведены возможности прогнозирования фирмой отдельных аспектов своей кадровой ситуации:
Собственно планирование потребности в персонале включает определение:
1 Места и времени возникновения дефицита кадров (для его выявления по подразделениям служба персонала может направлять туда специальные вопросники).
2
Величины потребности в
- нормативной (при создании предприятия или осуществлении организационных изменений);
- текущей (для компенсации отклонений от нормы);
- перспективной.
При этом потребность рассматривается в трех аспектах:
- количественном (где, сколько);
- качественном (специальности, квалификационные группы);
- временнόм (когда).
При определении потребности в кадрах прежде всего выясняется:
- нужна ли данная работа вообще;
- требуются ли на самом деле для ее выполнения дополнительные сотрудники;
- нельзя ли потребность в них удовлетворить с помощью перераспределения работников, их внутреннего перемещения, временного перевода, объединения функций и т. п.
3
Возможных вариантов
4 Наилучшей альтернативы.
5
Перечня дополнительных
Третий этап цикла планирования персонала состоит в разработке конкретных планов и программ:
- привлечения, высвобождения, эффективного использования, продвижения кадров, замещения ключевых штатных должностей;
- введения в должность, адаптации, карьеры и развития; обучения и повышения квалификации персонала; действий на рынке труда;
- организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
- улучшения условий труда;
- развития систем вознаграждения, социальных выплат, льгот;
- повышения заработной платы и иных выплат;
-
финансирования соответствующих мероприятий
и проч.
5 Набор персонала, его источники
Создается резерв кандидатов на все должности, имеющиеся на торговом предприятии. Набор может осуществляться из внешних и внутренних источников.
Основными внешними источниками формирования резерва кадров являются объявления в газетах о вакансиях; агенства по трудоустройству; биржи труда; посредники.
Внутренние источники – это набор из работников своей организации по рекомендации сотрудников и руководителей структурных подразделений.
При
наборе персонала и кадрвых
Эти факторы должны образовывать единую систему, ибо объективность оценки возможна только на основе комплексного подхода. В противном случае, при отсутствии четкости и конкретности в подходах, одни и те же качества могут трактоваться с разных, а иногда и с противоположных позиций.
К
показателям предъявляются
Факторы оценки бывают основными и дополнительными. К первым относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте; вторые помогают его глубже раскрыть. Дополнительные факторы бывают самостоятельными, заполняющими пробелы между основными и вспомогательными, уточняющими их.
Основными факторами оценки персонала являются:
1 Деятельность и ее результаты:
- сложность, качество труда;
- достижение цели;
- качественные и количественные характеристики индивидуального результата;
- вклад в общий итог подразделения и организации в целом;
- знание работы, понимание ее проблем и возникающих ситуаций;
- оперативность действий;
- комплексность, масштабность, технологическая сложность выполняемых заданий;
- творческий подход к делу.
При оценке важно разделять работы на свойственные и несвойственные должности, планируемые и непланируемые, нормируемые и ненормируемые.
2 Деловые качества работников:
- дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;
- готовность к дополнительной работе;
- умение преодолевать трудности, доводить дело до конца;
- отношение к обучению и самообучению;
- инициативность;
- способность принимать решения;
- умение оптимизировать деятельность, рационально использовать свое время;
- количество ошибок;
- особенности поведения в конфликтных ситуациях (ориентация на сотрудничество, компромисс, соперничество, устранение конфликта любыми способами);
- организаторские способности;
- потенциал профессионального и служебного роста;
- общительность, коммуникабельность;
- стиль руководства, подчинения, взаимодействия и проч.
3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):
- уровень интеллектуального развития (выявляется с помощью тестов на интеллект, специальных тестов дарований);
- способность к анализу и обобщениям;
- обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями;
- логика, четкость мышления;
- стремление к поиску.
4 Моральные качества:
- трудолюбие;
- принципиальность;
- честность;
- ответственность, добросовестность;
- обязательность;
- самокритичность;
- мотивы побуждения к труду.
5 Потенциал (характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:
- концентрация и переключаемость внимания;
- агрессивность;
- эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;
- самостоятельность, решительность;
- самоконтроль, самообладание;
- тревожность;
- подвижность или уравновешенность нервных процессов;
- быстрота реакции и проч.
У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:
- планировать деятельность и ресурсы (ставить и корректировать цели, распределять и контролировать ресурсы);
- организовывать работу подчиненных;
- управлять в критических ситуациях (выявлять таковые, выбирать курс действий, обнаруживать отклонения в работе подчиненных, своевременно принимать решения);
- лидировать;
- работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение, поддерживать документооборот);
- делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);
- мотивировать (использовать материальные и нематериальные стимулы, учитывать и нейтрализовывать факторы, негативно влияющие на мотивацию; воодушевлять своим примером);
- развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);
- оказывать внимание и уважение сотрудникам (поддерживать хорошие отношения в коллективе, демонстрировать внимание к личным проблемам подчиненных);
- осуществлять коммуникации (участвовать в обмене деловой информацией, обеспечивать работников и высшие инстанции необходимыми сведениями, поддерживать контакты с клиентами и общественностью);
- взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);
- поддерживать моральные устои (преданность организации, приверженность ее целям, этические стандарты работы, готовность брать ответственность и работать с полной отдачей сил);
- обладать способностью к самообучению, готовностью быть экспертом, осведомленностью о профессиональных достижениях;
- осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).
При оценке итогов работы для руководителей функциональных служб речь идет об управленческих результатах, а линейных - о производственных; для оценки высшего руководства - об общих (прибыль, доля фирмы на рынке, уровень конкурентоспособности продукции).
Для оценки вспомогательного персонала можно использовать такой показатель, как объем переработанной информации.
Оценка сложности труда работника управления происходит по следующим факторам: содержание работы, разнообразность, самостоятельность, масштабы и сложность руководства, характер и степень ответственности, соотношение творческих и стандартных процедур.
Для повышения эффективности оценки необходимо:
- использовать квалифицированных экспертов;
- применять обоснованные методики;
- не впадать в крайности (подходить слишком жестко или слишком мягко);
- сближать и унифицировать (но не усреднять) критерии оценки, создавать ее типовые формы для всех сотрудников;
- где возможно, применять и обсуждать письменные отчеты;
- открыто информировать коллектив о результатах.
Причинами возможных ошибок в оценке считаются:
- использование личного опыта как ее основы;
- ориентация исключительно на заданное количественное соотношение положительных и отрицательных черт;