Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 04:53, лекция
3 Система методов работы с персоналом
4 Управление персоналом, планирование трудовых ресурсов
5 Набор персонала, его источники
7 Определение уровня заработной платы и дополнительных льгот
8 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
9 Обучение и повышение квалификации персонала
10 Основные методы обучения персонала без отрыва от основного места работы
Тема 10 Управление персоналом
3 Система методов работы с персоналом
4 Управление персоналом, планирование трудовых ресурсов
5 Набор персонала, его источники
7 Определение уровня заработной платы и дополнительных льгот
8 Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе
9 Обучение и повышение квалификации персонала
10
Основные методы обучения
персонала без отрыва
от основного места
работы
3 Система методов работы с персоналом
Модель управления персоналом представляет собой систему методов, приемов, применяемых для наиболее эффективного использования потенциала работника. Можно говорить о нескольких типах моделей, которые также учитывают особенности национального менталитета.
1 Модель «спортивная команда» («рынок труда») характеризуется:
- краткосрочным наймом за пределами организации;
- отбором кадров по профессиональным критериям;
- конфронтационностью отношений между работником и администрацией;
- минимальным обучением и повышением квалификации персонала;
- игнорированием социальных потребностей и преобладанием чисто экономической ориентации работников (главный мотивирующий фактор - денежное вознаграждение за индивидуальные результаты);
- связью уровня заработной платы с общеэкономическими условиями;
- преданностью работников профессии, а не организации.
Такая модель свойственна американским фирмам с агрессивной стратегией.
2 Модель «человеческий капитал» («крепость»), характерная для Японии, предполагает:
- переменную занятость, при которой персонал делится на временных и постоянных (ядро) работников, для которых практикуется долгосрочный (пожизненный) наем;
- инвестиции в обучение, решение социальных проблем;
- непрерывное образование и повышение квалификации на рабочем месте;
- участие работников в управлении;
- постоянную ротацию кадров;
- групповые принципы продвижения, вознаграждения;
- обусловленность уровня заработной платы возрастом и стажем.
Японская система управления персоналом формировалась в условиях нехватки трудовых ресурсов и решала задачу удержания работников, повышения эффективности их использования. В этой системе работники и технологии не рассматривались как противоположности, а новые технологии являлись средством гарантии занятости. Сравнение американской и японской моделей управления персоналом приведено в табл. 1.
3 Партнерская (западноевропейская) модель основывается:
- на социальном партнерстве и коллективном договоре;
- предоставлении руководящих должностей прежде всего своим сотрудникам;
- сокращении или ликвидации статусного разрыва между руководством и подчиненными;
- создании благоприятных условий труда;
- поощрении открытого делового общения;
- помощи в поисках работы при увольнениях;
- участии в прибылях;
- постоянном повышении квалификации.
4 Российская и белорусская модель характеризуется:
- ориентированностью большинства руководителей на решение проблем организации, а не персонала;
- незащищенностью квалифицированных работников любого ранга от произвола собственников и администрации;
- непрофессионализмом работников сферы управления человеческими ресурсами (руководство службами персонала осуществляется доверенными лицами собственника, а не специалистами);
- незаинтересованностью основной массы работодателей и работников в росте квалификации и повышении производительности труда;
- слабым давлением на организацию специалистов извне;
- трудностью увольнения работников (поэтому приходится делать ставку не на привлечение их со стороны, а на развитие имеющегося трудового потенциала).
Сравнительные особенности американской и японской моделей управления персоналом приведены в таблице 1.
Такая модель сформировалась на базе крайне негативных процессов, имеющих место в социально-трудовой сфере России и РБ:
- усиления дефицита квалифицированной рабочей силы на фоне повышения роли знаний и постоянного снижения (в РБ не сильно выраженное снижение) ее качественного (прежде всего образовательного) уровня по сравнению Западом;
- деградации трудового сознания, которая, по данным исследований, произошла у 80% российских работников и 60 % белорусских работников;
- резкого ухудшения демографической ситуации в стране;
- несоответствия кадровой политики большинства предприятий требованиям рыночной экономики;
- углубления мотивационного кризиса, вызываемого ростом неудовлетворенности трудом;
-
жесткости профессионально-
- экономической и правовой неподготовленностью персонала к работе в рыночных условиях.
Долгое время в России и РБ считалось, что управление персоналом не требует специальной профессиональной подготовки, а менеджером в этой сфере может быть любой опытный руководитель, обладающий жизненным опытом, дисциплиной и здравым смыслом.
В то же время менеджмент персонала имеет в России и РБ особое значение потому, что у людей велик иррационализм поведения и значительны национально-культурные различия. Россияне и белоруссы тяготятся чрезвычайно жестким распорядком, четкостью заданий. Они способны сами себе устанавливать режим и способ действий. Их творчество нацелено на экономию труда - сделать так, чтобы ничего не делать, что позитивно, если идет речь о выполнении лишней работы.
5
Модель «академия»
- опору на собственные кадры и пополнение персонала только за счет молодых специалистов и внутреннее их продвижение;
- коллективные результаты труда и вознаграждение;
- воспитание лояльности и преданности организации, готовности принять нормы;
- стимулирование повышения квалификации и развития персонала;
- ориентацию на образование, интеллект.
Модель характерна для государственных организаций. Ей свойственна низкая текучесть персонала, удовлетворенность им своим положением.
Таблица 1 - Сравнительные особенности американской и японской моделей управления персоналом
4 Управление персоналом, планирование трудовых ресурсов
Начало в конспекте
Планы по персоналу:
- дополняют и конкретизируют иные виды планов и программ;
- обеспечивают их реализацию кадрами нужной численности и квалификации по приемлемым затратам;
- позволяют эффективно организовать наем и продвижение, профессиональное обучение и развитие работников;
- способствуют сокращению общих издержек и т. п.
По срокам выполнения планы принято делить:
- на долгосрочные (свыше 5 лет), представляющие собой набор целей;
- среднесрочные (от года до 5 лет), существующие в виде разного рода программ;
- краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и проч. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.
Порядок составления планов по персоналу на примере среднесрочного (на 2-5 лет) плана потребности в кадрах.
Его основой являются инвестиционные, производственные, сбытовые планы, программы НИР и т. п. Задача кадрового планирования состоит здесь в том, чтобы обеспечить реализацию таких планов необходимыми исполнителями.
Первым этапом планирования человеческих ресурсов является анализ информации о них за предыдущие 5 лет, которая касается:
- объективных характеристик персонала (возраст, пол и т. п.);
- его структуры (распределение по уровню квалификации, стажу работы в организации);
- перечня задач, выполняемых в процессе работы (что, когда, почему, где и как делается; кто несет ответственность за людей, материальные и финансовые ресурсы; с кем осуществляется взаимодействие);
- требований, предъявляемых к исполнителям (опыт, навыки, специальная подготовка, способности, физические данные);
- потерь времени (по причинам);
- задач, выполняемых в процессе работы;
- характера занятости (полная или частичная, временная или постоянная);
- продолжительности рабочего времени и отдыха;
- степени мобильности;
- плана замещения должностей;
- режима работы (односменный или многосменный);
- величины основной и дополнительной заработной платы, премий;
- социальных выплат;
- рабочих мест (виды, количество, технические характеристики);
- физических, экономических, социальных условий труда и проч.
Вторым этапом цикла планирования персонала является прогнозирование различных вариантов развития кадрового потенциала в будущем (высвобождения, дополнительной потребности, структуры, а также предложения на рынке труда). Оно основывается на результатах анализа и оценки сложившейся кадровой ситуации, проведенных на первом этапе.
Прогнозы
персонала разрабатываются
Прогнозы
дополняются определенными допу
Подробное описание последовательных событий, с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора, получило название сценария. Многовариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (оптимистичного - в надежде на благоприятные условия; реалистичного, исходящего из нормальных, средних условий; пессимистичного, предполагающего, что дела у организации могут пойти совсем плохо). Наличие трех вариантов сценария задает рамки, в которых допустимы отклонения в стратегии, основывающиеся на реалистичном сценарии. Кроме того, многовариантность создает основу для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сам сценарий.