Применительно
к управлению персоналом первые два
выступают как авторитарные, третий
как автономный. Элемент автономности
присутствует и во втором методе в той
мере, в какой работник сам или через профессиональные
союзы может оказывать влияние на составление
коллективных договоров, инструкций и
положений для коллектива банка.
3.2
Совершенствование существующих методов
управления персоналом в коммерческом
банке
Исходя
из всех отрицательных сторон работы
банковского персонала, можно предложить
следующее:
1.
Из-за длительной и монотонной
работы на компьютере сотрудники
испытывают психологический и
физический дискомфорт. Следовательно,
снижается эффективность их работы, поэтому,
чтобы снизить психологическую и физическую
нагрузку, возможно введение дополнительного
10-15 минутного перерыва (помимимо обязательного,
установленного законом), которым сотрудник
сможет распоряжаться по своему усмотрению,
а также предоставление какого-либо пространства,
где они могли бы отдыхать во время обеденного
перерыва (комната отдыха) [7, с. 35].
Для
разрешения проблем с клиентами
можно создать специальное подразделение,
сотрудники которого должны обладать
определенными знаниями, навыками и умениями
по ведению переговоров с клиентами. Прежде
всего, у них должны быть хорошо развиты
коммуникативные способности.
2.
Что касается проблемы развития
персонала (квалификация), то в
первую очередь необходимо изменить
общий подход к организации процесса дополнительного
обучения персонала, переведя его на строго
системную и формализованную основу. Это
определяет необходимость разработки
и внедрения специальной операционной
подсистемы, базовыми элементами которой
выступают планирование процесса дополнительной
подготовки, непосредственно его организация
и контроль фактических результатов
[7, с. 36].
При
этом необходимо определить потребность
того или иного сотрудника в дополнительном
обучении, подобрать для каждой конкретной
категории персонала наиболее рациональную
форму и методы обучения, персонифицировать
ответственность службы персонала и руководителей
линейных подразделений банка за реализацию
установленных подсистемой задач в части
сроков и общего числа обучаемых. Следует
также учитывать реальные возможности
банка, прежде всего производственные
( объём текущей загрузки сотрудников)
и финансовые ( наличие средств для оплаты
обучения).
Можно
предложить три формы повышения
квалификации сотрудников:
- Повышение
квалификации сотрудника в рамках его
прежней профессиональной специализации.
Данную форму обучения следует использовать
при централизованных изменениях в системах
бухгалтерского учёта и налогообложения,
при появлении на соответствующих рынках
новых технологий обслуживания клиентов,
при переходе на новый тип межбанковских
коммуникаций и т.п. В этом случае необходима
своевременность, предельная корректность
и рациональная стоимость обучения. Например,
при корректировке налогообложения банковской
деятельности, слушателям должны быть
чётко изложены лишь чисто практические
изменения в механизме исчисления
соответствующего налога (в идеальном
варианте и возможности по минимизации
этих выплат), но никак не теория фискальной
системы [19, с. 168].
- Повышение
профессиональной квалификации сотрудника
путём освоения им знаний и практических
навыков работы в смежных с его базовой
специализацией областях финансовой деятельности
[19, с. 169].
- Стажировка
в других кредитных организациях, в том
числе зарубежных, как возможность овладеть
не столько теоретическими знаниями, сколько
практическими навыками. Как самостоятельное
направление этой формы обучения выступает
стажировка на рабочих местах в других
структурных подразделениях самой кредитной
организации. Не будучи связана с дополнительными
затратами, а также с необходимостью решения
проблем чисто организационного характера,
она представляется весьма привлекательной.
Чтобы помочь банку минимизировать расходы
на повышение квалификации и переподготовку
персонала и одновременно повысить эффективность
внутрибанковской системы обучения можно
предложить вариант подготовки сотрудников
банка на основе использования возможностей
дистанционного обучения [19, с. 170].
Регулярность
повышения квалификации определяется
специализацией и должностным положением
конкретного специалиста. Автору представляется
целесообразным ориентироваться на зарубежный
опыт, определяющий следующую среднюю
периодичность повышения квалификации
по базовым категориям персонала:
- руководители
высшего и среднего звена – раз в три года;
- руководители
нижнего звена – раз в пять лет;
- ведущие специалисты
линейных подразделений – раз в два года;
- исполнители
(за исключением обслуживающего персонала)
– раз в шесть лет [15, с. 66].
Контроль
за результатом повышения квалификации
или переподготовки методически достаточно
сложен, т.к. сам процесс обучения имеет
краткосрочный характер (от двух дней
до месяца) и не сопровождается, как правило,
специальными процедурами контроля со
стороны образовательного учреждения.
В этих условиях контроль за качеством
программ повышения квалификации могут
осуществлять лишь немногие высококвалифицированные
специалисты линейных подразделений банка,
которые в обязательном порядке должны
посетить хотя бы несколько подобных семинаров
и дать своё заключение об из уровне. В
меньшей степени, но всё же могут использоваться
рейтинговые оценки со стороны сотрудников
банка, прошедших через курсы повышения
квалификации в конкретном образовательном
учреждении. При этом можно использовать
градацию оценок, продемонстрированную
в таблице 4.
Таблица 4 - Форма заключительного контроля
прохождения сотрудниками дополнительного
обучения (повышения квалификации)
№ |
Оцениваемый
параметр |
Границы оценки |
Ваша личная
оценка |
1 |
Профессиональная
полезность семинара |
0-10 |
|
2 |
Профессиональная
компетентность преподавателя |
0-5 |
|
3 |
Информационная
насыщенность курса |
0-7 |
|
4 |
Качество
раздаточного материала |
0-3 |
|
ИТОГО |
|
При
средней суммарной рейтинговой
оценке более 20 баллов качество программы
можно признать хорошим, ниже 15- неудовлетворительным.
Заключение
Таким образом, управление персоналом
- это системное, планомерно организованное
воздействие с помощью взаимосвязанных
организационно-экономических и социальных
мер на процесс формирования, распределения,
перераспределения рабочей силы на уровне
предприятия, на создание условий для
использования трудовых качеств работника
(рабочей силы) в целях обеспечения эффективного
функционирования предприятия и всестороннего
развития, занятых на нем работников.
Курсовая
работа по выявлению наиболее эффективных
методов управления персоналом в коммерческом
банке, показали актуальность, состоящую
в том, что управление персоналом, а точнее
выбор методов управления, является очень
важным моментом в работе коммерческого
банка, непосредственно оказывающим влияние
на эффективное функционирование кредитной
организации.
Кроме
того можно сделать следующие выводы:
1.
К основным теоретическим методам управления
персоналом в коммерческом банке относятся
социально-психологические методы, потому
что они учитывают интересы не только
отдельных работников, но и интересы всего
коллектива, роль данных методов постоянно
растёт, так как повышается культурный
уровень работников, в управлении активно
развиваются демократические начала,
возникает необходимость насыщения экономических,
организационных и правовых методов методами
социально-психологическими.
2.
Анализ существующих методов управления
персоналом в коммерческом банке показал,
что персональный менеджмент исследуемого
банка большое внимание уделяет мотивации
работников, но, к сожалению, остаётся
проблема их высокой утомляемости и психофизических
перегрузок из-за монотонной и длительной
работы на компьютере, а также в связи
с частыми стрессовыми ситуациями, возникающими
в процессе деятельности. Также существует
проблема необходимости постоянного развития
персонала, то есть постоянного повышения
квалификационного уровня работников
разных возрастных групп.
3.
В курсовой работе предлагается три
формы повышения квалификации сотрудников,
способы контроля результатов, позволяющие
улучшить эффективность дополнительного
обучения сотрудников и планы конкретных
мероприятий, которые позволят увеличить
производительность труда и работоспособность,
благодаря чему число квалифицированных
сотрудников увеличится.
Итак,
все вопросы в курсовой работе
освещены и цель достигнута.
Список
литературы
- Аверин
А.Н. Управление персоналом, кадровая и
социальная политика в организации:
Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС,
–2005. –224 с.
- Архипова
Н.И., Седова О.Л. Менеджмент (Управление
персоналом): уч. - методич.
модуль. - М.: Изд-во Ипполитова, – 2003. –
132 с.
- Банковские
информационные системы: Учебник/Под ред.В.В.Дика.
–М.: Маркет ДС, – 2006. – 266 с.
- Банковский
менеджмент: управление персоналом: Учеб-ное
пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова, Д.А.
Безделов. - М.: Издательство «Экзамен»,
– 2005. - 448 с.
- Виханский
О.С.. Стратегическое управление. М.: Гараарики,
–2003. – 321 с.
- Гапоненко
А.Л., Панкрухин А.П. . Стратегическое управление.
М.:Омега-Л, – 2004. – 213 с.
- Донцова Л,В.,
Никифоров Н.А. Анализ финансовой отчетности:
Учеб. пос. – М.: Дело и сервис. – 2004 – 336
с.
- Кэмпбел Дэвид,
Стоунхаус Джордж, Хьюстон Билл. Стратегический
менеджмент. Учебник. –М.: ООО «Издательство
Проспект», – 2003. – 325с.
- Кадры предприятия:
Кадровая политика предприятия. Оформление
трудовых отношений с работниками. Документы
по учету кадров./ Под ред. Н.В.Пошерстник.
– М.: ИД Герда, – 2002. – 656 с.
- Кибанов
А.Я. Основы управления персоналом: Учебник
для вузов. – М.: ИНФРА-М, – 2002. – 304с.
- Клочков
И. «Банки и банковское дело». – 2002г.-192с.
- Комаров
Е. И. Стимулирование и мотивация в современном
управлении персоналом // Управление персоналом.
- 2002.- № 1. - 38-41с.
- Луконина
М. Аутсорсинг: новая форма работы с кадрами
// Справочник кадровика, –2006. – № 2. –
с. 106-110.
- МакНотон
Д.. Организация работы в банках. – 2002г.
- 240с.
- Портер Майкл,
Самплер Джефри, Прахалад С.К. и др. Курс
MBA по стратегическому менеджменту. –
М.: Альпина Бизнес Букс, – 2004. – 351с.
- Макаров
С.Ф. Менеджер за работой. – М.: ЮристЪ,
–2003. –291с.
- Мордовин
С.К. Управление персоналом: современная
российская практика. – СПб.: Питер, –
2004. – 288 с.
- Никонова
И.А., Шамгунов Р.Н.. Стратегия и стоимость
коммерческого банка. – М.: Альпина Бизнес
Букс, – 2004. – 269с.
- Никонова
И. А. , Шамгунов Р. Н.. 3-е изд. – М. : Алыгина
Бизнес-букс, – 2007. – 304 с.
- Поморина
М.А. «Планирование как основа управления
деятельностью банка». –М.: «Финансы и
статистика», – 2002 г. – 534с.
- Попов, Д.
Е. Мотивация руководителей // Управление
компанией. – 2003. – № 5 – 23с.
- Попов, Д.
Е. Мотивация руководителей как фактор
выполнения стратегии
предприятия [Текст] / Д. Е. Попов // Менеджмент
в России и за рубежом. – 2003. – № 3. – 64с.
- Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия. – Минск: ООО «Новое знание»,
– 2005. – 736 с.
- Системы
автоматизации в управлении бизнесом
банка. /Риски внедрения глазами пользователя/.
В соавторстве с Джимбиновым К.Д. –
Журнал «Банковское дело».-М.:ООО «Агентство
информбанк», –2005. –№ 5. – 10с.
- Управление
коммерческим банком (банковский менеджмент).
Под ред. О.И.Лаврушина. -М.: «Юрист», – 2002г.
– 454с.
- Финансово-кредитный
энциклопедический словарь. Под ред. А.Г.
Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
– 520 с.
- Щекин Г.
Профессия – менеджер по кадрам. – М.:
Дело, 2002. – 213с.
- Экономика
предприятия: Учебник для вузов
/ Под ред. В.Я.Горфинкеля. – 3-изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, – 2004.
– 431 с.
- http://www.biz-analytics.ru/
- http://bankir.ru/
- http://www.banki.ru/banks/bank/
- http://www.bibank.ru/