Управление персоналом в банковском секторе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы – изучить управление персоналом в коммерческом банке.
Задачи курсовой работы:
1. Определить теоретические аспекты управления персонала .
2. Выявит особенности и механизмы мотивации труда в коммерческом банке.
3. Изучить систему управления персоналом в коммерческом банке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….…3
1 Теоретические аспекты управления персоналом
1.1 Понятие и функции управления персоналом…………………………...…..5
1.2 Характеристика основных групп банковских служащих………………....10
2 Особенности и механизмы мотивации труда в коммерческом банке
2.1. Особенности содержания и организации труда персонала коммерческого банка и их влияние на мотивацию ………………………………………..……14
2.2. Управление мотивацией труда персонала коммерческого банка……..…23
3 Система управления персоналом в коммерческом банке
3.1 Методы управления персоналом в коммерческом банке………………....33
3.2 Совершенствование существующих методов управления персоналом в коммерческом банке………………………………………………...…………...38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………...………………………….44

Работа содержит 1 файл

Банковский менеджмент и маркетинг курсач.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

     Мета-потребности  Маслоу относит к инстинктоподобным  потребностям, так как человек нуждается в их удовлетворении также, как нуждается в удовлетворении потребностей более низких уровней, а мета-мотивами являются сущностные, высшие ценности бытия - либо в чистом виде, либо в сочетании с низшими потребностями. Среди высших ценностей - правда, благость, красота, совершенство, необходимость, осмысленность, приверженность процессу и другие. Мета-потребности требуют своего удовлетворения, чтобы:

  1. Избежать «болезни».
  2. Достигнуть «вочеловеченности».

     В качестве «болезней» Маслоу приводит безразличие, отчуждённость, апатию, генерализованное сомнение и т.д., способные демотивировать деятельность. Также, как нереализация низших потребностей может привести к болезни физиологической, невозможность реализации потребностей высшего уровня может привести к болезням духовным.

     У каждого человека своя субиерархия  потребностей высшего уровня в зависимости  от его ценностей, талантов, особенностей психики. Но можно выделить ценности, общие для трудового поведения  работников коммерческого банка.

     Роль и место реализации мета-потребностей, несомненно, один из эффективных методов мотивации, но невозможность реализации и удовлетворения потребностей высшего уровня может значительно ослабить мотивацию [16, с. 79].

     В обобщенном виде приоритетные направления мотивации труда работников (отражённые нами в виде конкретных мероприятий) коммерческого банка представлены в виде таблицы (см. в таблице 3).  

     Таблица 3 - Приоритетные направления мотивации работников                 коммерческого банка 

Руководители  отделов и подразделений Специалисты Операционисты
1. По возможности поставить в зависимость заработок от конечных результатов деятельности конкретного работника (например, количество качественно проведенных сделок, уменьшение количества ошибок, привлечение новой клиентуры, количество открытых вкладов и т.д.)
2. Создать более совершенную систему морального стимулирования с широким спектром мероприятий и индивидуальным подходом
3. Дать возможность выполнять более сложные, важные и ответственные функции, чтобы работник мог реализовать свой потенциал и квалификацию в данной области и видеть, какую она приносит пользу банку 3. При каждом удобном случае показывать значимость и необходимость для банка труда операциониста
4. Уделять больше внимания организации труда руководителей отделов посредством:  
 
- совершенствования организации рабочих мест; 
- проектирования, анализа, рационализации трудового процесса; 
- организации обслуживания рабочих мест (комплектование предметов труда, наличие инструкций, хозяйственно-бытовое и культурно-бытовое обслуживание и т.д.).
4. Создавать условия для дальнейшего продвижения (возможна "двойная лестница") и подробно (детально) информировать работников о возможных перспективах их карьерного роста 4. Поддерживать стремление к контактам, неформальному общению вне рабочего времени, компенсирующим в определенной степени монотонность труда и способствующим удовлетворению потребности в общении

     Окончание таблицы 3

  5. Обеспечивать возможность для обучения и развития, которые, повышая уровень компетентности, позволили бы максимально использовать потенциал дать надежду на возможное повышение 5. По возможности улучшать условия труда
 

     Итак, для разных групп работников необходимы и свои особенности мотивирования. Методы мотивации операционистов и специалистов - различны, так как особенности их работы таковы, что необходим не только особый подход к каждой группе работников, но и к каждому индивидууму [16, с. 82]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Система управления персоналом в коммерческом банке

3.1  Методы управления персоналом в коммерческом банке 
 

      Под методом управления персоналом следует  понимать способ воздействия на поведение  отдельных работников или коллективов  со стороны руководителя [27, с. 158].

      Проведенные исследования позволяют выделить следующие методы управления персоналом в коммерческом банке:

  • экономические - оплата труда, социальные выплаты и льготы, создание рабочих мест, система профессионально-должностного продвижения;
  • социально-психологические - формирование социально-психологического микроклимата в коллективе, социальное стимулирование;
  • организационные - стабилизирующего воздействия, распорядительные, дисциплинарные, административные;
  • правовые - авторитарные, автономные.

      Построение  и применение экономических методов связано с изучением и удовлетворением экономических интересов работников в процессе трудовой деятельности. На нынешнем этапе развития экономики эти методы являются определяющими другие методы. Связано это со структурой потребностей работника в труде. Они обязательно включают элементы, отражающие потребность в труде как источник средств существования работника и его семьи и как способ самореализации, средство наслаждения процессом труда и его результатами. Соотношение между этими элементами у работников различных профессиональных и социальных групп является неодинаковым. Различным оно является и в динамике. По мере развития экономики, роста доходов и потребления потребность в труде как средство наслаждения трудом вытесняет потребность в труде как источник средств существования. Исходя из этого, экономические, организационные и правовые методы постепенно будут ослабляться, а социально-психологические методы усиливаться [27, с. 175].

      Экономические методы не могут существовать изолированно от других методов. Их эффективность существенно снижается, если при их построении не будут учитываться социально-психологические факторы, если они не будут подкрепляться соответствующими организационными и правовыми методами.

      Экономические методы в конкретном виде через оплату труда и социальные выплаты позволяют оценить интересы работников и коллектива подразделения, удовлетворить их таким образом, чтобы обеспечить сочетание интересов работников с интересами банка. На нынешнем этапе среди данных методов главный - оплата труда.

      Оплата  труда является самостоятельным объектом. Здесь лишь отметим, что без исследования поведения работника в зависимости от форм организации и стимулирования труда невозможно на научных основах построить систему управления персоналом [27, с. 186].

      Если  оценивать нынешний этап развития организационных форм стимулирования труда, то его можно определить как переход от подкрепляющей к опережающей форме стимулирования.

      Подкрепляющая форма - более простая в построении, основывается на доверии работников руководству банка, хорошем социально - психологическом микроклимате в коллективе, высокой информированности работников о текущих и перспективных планах работы банка, значимости в ней труда конкретных работников, точном учете результатов труда отделов, управлений и персонально каждого работника. О зависимости полученного материального вознаграждения по результатам работы, работник узнает после ее завершения.

      Имея  сложившийся фонд потребления, руководство  банка распределяет его между  работниками в соответствии с  выполняемыми должностными функциями, качеством труда [23, с. 76].

      В реальности эта форма организации  стимулирования порождает явление, получившее название в экономической  литературе – «уравниловка». Появляется субъективизм в оценке результатов труда отдельных работников, сопровождаемый выплатами незаработанных доходов или наоборот, недоплаты. Но в целом эта форма реализует, прежде всего, принцип распределения по труду, который в меньшей степени соответствует новым формам трудовых отношений в коммерческих банках, в частности, контрактной форме найма. Принцип распределения по способностям к труду здесь прослеживается слабо [22, с. 77].

      В период экономических и социальных преобразований в России получили широкое  распространение конъюнктурные  формы материального стимулирования труда работников коммерческих банков. Они связаны с несовершенством налогового законодательства, попытками руководителей ряда коммерческих банков снизить размеры налогового обложения заработков работников банка.

      Наиболее  распространенной среди них является выдача кредитов своим работникам под низкий процент, на основе которых открываются депозитные счета. Получаемые при этом проценты (не облагаемые до 1996 года налогами, более высокие, чем у клиентов банка) являются источником погашения кредита и заработком работника, значительно превышающим установленный им оклад. Размеры кредита выступают здесь своеобразным инструментом дифференциации заработков работников [10, с. 44].

      Опережающая форма стимулирования является более  сложной в построении. Она предполагает разработку системы показателей измерения труда, норм труда, системы промежуточной аттестации для определения размеров материального поощрения. Эта форма требует изучения потребностей и интересов, которые определяют поведение работника в процессе трудовой деятельности. Если при подкрепляющей форме работник как бы разделяет успехи и неудачи банка, то при опережающей он оказывается в условиях действительно рыночных. По положению о материальном стимулировании работник должен получить вознаграждение в соответствии со своими способностями к труду (стоимостью рабочей силы) и с количеством и качеством труда [2, с. 124].

      Не  случайно в развитых странах сохраняются  и поддерживаются на высоком уровне социальные выплаты.

      Социально-психологические  методы заключаются в использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов, как отдельных работников, так и коллектива в целом.

      Использование социально-психологических методов  предполагает:

      1. Оценку социально-психологического  микроклимата в коллективе и роль в его формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т. д.

      2. Разработку мероприятий по развитию  социально-психологических отношений  в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических тренингов.

      3. Учебу руководителей по овладению  социально-психологическими методами  управления коллективом, подготовку  коллектива к приему социально-психологических  методов воздействия со стороны  руководителей. 

      Организационные методы имеют двойное назначение: существуют как самостоятельные методы и как продолжение экономических и социально-психологических методов, как бы подкрепляют их, оформляют организационно [7, с. 58].

      Организационные методы стабилизационного, распорядительного, дисциплинарного и административного воздействия на поведение работника складываются из:

      - определения функций работника,  распорядка дня, прав, обязанностей, ответственности, содержания взаимоотношений  в процессе банковской деятельности  между подразделениями банка, отдельными работниками;

      - подготовки и издания приказов, распоряжений, которые конкретизируют  методы стабилизирующего воздействия,  определяют порядок выполнения  работ, не предусмотренных документами  стабилизирующего (нормативного) характера;

      - методов дисциплинарного воздействия,  которые предусматривают меры  в случае отклонений в системе  организации трудовой деятельности; он тесно связан с экономическими  и социально-психологическими методами, предусматривает соответствующее  поощрение как за положительные результаты работы, так и ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение функциональных обязанностей. Особенностью этого метода является не только отражение в соответствующих инструкциях и положениях мер дисциплинарного воздействия, но и умение руководителя пользоваться этими мерами. Другими словами, эффективность методов дисциплинарного воздействия зависит как от качества инструкции, так и профессионализма руководителя в их применении: за одинаковые результаты и проступки для различных работников могут применяться различные методы поощрения и наказания [25, с. 138].

      Организационные методы тесно переплетаются с  методами административного воздействия. Нередко они выделяются в качестве самостоятельного метода. На самом  деле административные методы вытекают из организационных. Наделение властными полномочиями одного работника по отношению к другому не означает, что первый издает распоряжение, а второй их выполняет. Права и обязанности в отношениях "начальник-подчиненный" регулируются документами, относящимися к организационным и правовым методам.

      Важным  методом управления персоналом (его  составной частью) является контроль за работой персонала. Контроль за работой  персонала трудно соотнести с  каким-либо одним методом управления. Он пронизывает все методы управления персоналом [22, с. 15].

      Правовые  методы основаны на государственных актах (законы, постановления правительства, субъектов Федерации), регулирующих трудовые отношения и поведение коммерческого банка в экономической системе (взаимоотношения между Центральным банком и коммерческим, между банком и клиентом банка, бюджетом и т.д.); какое бы положение работник банка не занимал в его структуре, он обязан следовать инструкциям и положениям, принимаемым на уровне банка (сюда следует отнести и коллективный договор); выполнять условия индивидуальных контрактов, заключаемых между работником и банком [16, с. 152].

Информация о работе Управление персоналом в банковском секторе