Управление персоналом. Мотивация и оплата труда персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:39, реферат

Описание работы

События, происходящие внутри и вокруг каждой организации, рассматриваются глазами ее сотрудников. Несмотря на то, что представления людей, как правило, далеки от рациональных, они оказывают решающее влияние на действия, которые люди предпринимают в различных ситуациях. Но целостное представление о закономерностях функционирования организации практически невозможно составить из одного лишь знания индивидуальных особенностей конкретных личностей и/или анализа деятельности отдельных членов данной организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2


История возникновения науки управления персоналом……………..3

Организационный контекст управления персоналом…………………5

Виды совместной деятельности………………………………………..14

Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности………………………………………………15

Планирование персонала……………………………………………….17

Формы и методы отбора и найма персонала………………………….19

Мотивация и оплата труда персонала…………………………………20


Заключение…………………………………………………………...…23

Список использованной литературы………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Основные подходы к управлению персоналом.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

    Популярный  способ  анализа – определение  набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;

    Между подсистемами необходимо создавать  равновесие и устранять дисфункции. 
 

    Характеристика противоречий, свойственных органическому подходу 

    Условия эффективности       Противодействующие обстоятельство     
Подчинение  целей организации взаимодействие с окружающий средой 

Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей 

Взгляд на организацию  с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры  и других измерений 

Выделение различных  подсистем организации 
 
 

Учет естественных возможностей в процессе инновации 

Повышенное внимание к «экологии> внутри- и межорганизационных взаимодействий

Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований 

Превращение людей  в ресурс, который нужно развивать в ущерб права личности на свободу выбора 
 

Тезисы о «функциональном единстве>: все органы работают на благо организма в целом 
 

Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию 

Опасность «социального дарвинизма> 
 

Перекладывание  ответственности на внешние причины  вместо изменения  курса

 

    Преодоление противоречий, характерных для органического подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.

    1.Признавая  ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.

    2.Поощрять  такие способы анализа, которые дают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.

    3. Избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.

    4.Подбирать  людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.

    Развивающаяся в последние время гуманистическая пирамида исходит из концепции «управления человеком» (human being management) и из представления об организации как культурном феномене. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных обществ. 

    В литературе выделяются следующие основные исторические типы организационных  культур: органическая (ООК), предпринимательская (ПрОК), бюрократическая (БОК), партиципативная (ПартОК).

    Кратное описание организационных культур  через основные характеристики приведено  в следующей таблице. 

    Характеристика  основных типов организационных  культур

                                                    Тип культуры
       ОКК           ПрОК                БОК             ПартОК
                                     Организация направляется
    Согласием с общей идеей     Свободной инициативой     Сильным руководством     Всесторонними обсуждениями
                                     Проблемы решаются на основе
    Исходного согласия с целями и задачами     Индивидуального творчества     Ясного  и сосредоточенного продумывания     Открытого взаимодействия
                                  Лидерство основывается на
    Разделяемых взглядах о направлении общего движения     Наличие авторитета и признания     Власти  и положении     Содействии  контактам и сотруднечеству
                       С хроническими проблемами справляются с помощью
    Непридания  им значения и отказа от обсуждения     Поиск новых творческих подходов     Укрепление  руководства и следования правилам     Более напряженной дискуссии и выработки  способов решения
                                            Повседневная работа
    Осуществляется  при минимальном вмешательстве  в нее      Выполняется и видоизменяется каждым по - своему     Зависит от неизменного курса и активности руководства     Постоянно перепроверяется для большего совершенства
                                         Функции и ответственность
    Реализуется почти с автоматической точностью     Получаются  такими, какими их делают люди     Предписываются  и закрепляются     Разделяются и сменяются по необходимости
                                                          Тип культур
       ОКК            ПрОК                БОК           ПартОК
                                      Желания и интересы отдельных людей
    Оцениваются по степени их согласованности с  целями организации     Считается более важным, чем интересы организации     Подчиняются интересам организации     Согласуются с интересами организации путем  договоренности
                                                    Руководство
    Задает  контекст и цели, сводя к минимуму остальное вмешательство     Дает  людям возможность делать так, как  они считают нужным     Определят лидеров и возможные направления  развития     Действует как катализатор группового взаимодействия и совруднечества
                                               Разногласия и конфликты
    Отражают  факт расхождения с общими целями и задачами     Являются  продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий     Угрожают  стабильности организации и мешают работе     Считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем
                                            Коммуникации (общение)
    Ограничены  и не существенны     Меняются  по интенсивности и непредсказуемы     Формальны и подчиняются правилам     Открыты и насыщенны
                                                Информация и данные
    Расцениваются совместное знание, которое не нужно выносить вовне     Используется  для индивидуальных достижений     Контролируется, доступ к ним ограничен     Оценивают и распределяют открыто
 
 

    А в зарубежной литературе посвященной вопросам управления, выделено пять типов управленческих форм и соответствующим им рычаги управления и области целеопределения. 

                 Индикаторы типов  организационных  культур

    
    Организационная культура     Управленческая форма     Рычаг управления     Область целеопределения
Органическая  (ООК) 
 

Предпринимательская (ПрОК) 
 

Бюрократическая (БОК) 

Партиципативная

Коллективистическая (КУФ) 

Рыночная  (РУФ) 
 
 

Бюрократическая (БУФ) 

Демократическая 
 
 
 
 
 

Знаньевая (ЗУФ)

Авторитет 
 

Деньги 
 
 

Сила 
 

Закон. 
 
 
 
 
 

Знание

Групповые интересы 

Максимальная  приболь 
 

Воля  начальства 
 

Интересы  законопослушного большинства при  обязательном соблюдении прав меньшинства. 

Поиск истины

    Позитивный  вклад гуманитарного подхода  в понимании организационной реальности состоит, как минимум, в следующем. 
 

                   Механизмы и инструменты процесса целеполагания

Этап   Доминирующая  УФ Задача  этапа Критерии Технологический инструментарий
I 
 
 
 
 
 

II 
 
 
 

III 
 
 
 
 

IV 
 
 
 
 
 
 
 

V

  РУФ 
 
 
 
 
 

ДУФ 
 
 
 

КУФ 
 
 
 
 

ЗУФ 
 
 
 
 
 
 
 

БУФ

Получить разнообразный  набор целей, оцениваемых по стоимостной  шкале 

Отобрать  цели, согласующиеся с законами, нормативами 

Отобрать  цели, исходя из интересов организации, коллектива 

Получить  набор стратегий (сценариев возможных  действий в зависимости от развития ситуации) 

Привести  в соответствие стратегии с возможностями  исполнителей

Прибыльность 
 
 
 
 
 

Легитимность 
 
 
 

Приемлемость 
 
 
 
 

Осуществимость 
 
 
 
 
 
 
 

Реализуемость задач

Маркетинг 
 
 
 
 
 

Нормативная база 
 
 
 

Изучение  общественного мнения 
 
 

Анализ  ресурсов, обстановки при разработке программы 
 
 
 
 

Разработка  заданий 
 
 
 

 

    Во-первых, культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.

    Во-вторых, представление об организации как  культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы  и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и органический подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.

    В-третьих, гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.

    Наконец, в-четвертых, в рамках данного подхода  возникает понимание того, что  эффективное организационное развитие – это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.

    Виды  совместной деятельности. 

    Совместно-взаимодействующий  тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из её участников. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может служить совместное перемещение тяжестей.

    Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале  в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенность деятельности каждого участника задаётся спецификой целей совместного преобразования исходного сырья в конечный продукт. Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия – конвейер, когда результат деятельности одного из участников процесса, переходя к другому, становится для последнего предметом труда.

    Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается от предыдущих тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы и отвечает за него персонально, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Личное и непосредственное взаимодействие между участниками может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через современные связи – телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь физическое пространство деятельности, общее время, предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности – процесс обучения в ходе лекционных занятий или независимый анализ разных аспектов одного и того же явления разными специалистами. 

    
    Тип современной деятельности     Управленческая форма     Рычаг управления
Совместно-взаимодействующий 

Совместно-индивидуальный 

Совместно-последовательный 

Совместно-творческий

 Коллективистская 
 

Рыночная 
 

Бюрократическая 
 

Демократическая 

Диалоговая

Авторитет 
 

Деньги 
 

Сила 
 

Закон 

Знания

    Связь организационных  культур, управленческих форм и типов совместной деятельности. 
 

Информация о работе Управление персоналом. Мотивация и оплата труда персонала