Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:39, реферат
События, происходящие внутри и вокруг каждой организации, рассматриваются глазами ее сотрудников. Несмотря на то, что представления людей, как правило, далеки от рациональных, они оказывают решающее влияние на действия, которые люди предпринимают в различных ситуациях. Но целостное представление о закономерностях функционирования организации практически невозможно составить из одного лишь знания индивидуальных особенностей конкретных личностей и/или анализа деятельности отдельных членов данной организации.
Введение…………………………………………………………………2
История возникновения науки управления персоналом……………..3
Организационный контекст управления персоналом…………………5
Виды совместной деятельности………………………………………..14
Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности………………………………………………15
Планирование персонала……………………………………………….17
Формы и методы отбора и найма персонала………………………….19
Мотивация и оплата труда персонала…………………………………20
Заключение…………………………………………………………...…23
Список использованной литературы………………………………….24
Популярный способ анализа – определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;
Между
подсистемами необходимо создавать
равновесие и устранять дисфункции.
Характеристика
противоречий, свойственных
органическому подходу
Условия эффективности | Противодействующие обстоятельство |
Подчинение
целей организации Улучшение управления
за счет внимания к дифференцированным
потребностям людей Взгляд на организацию
с точки зрения взаимодействия целей,
стратегии, структуры и других измерений Выделение различных
подсистем организации Учет естественных
возможностей в процессе инновации Повышенное внимание к «экологии> внутри- и межорганизационных взаимодействий |
Неучет социальности
организации как продукта взглядов,
идей, норм и верований Превращение людей
в ресурс, который нужно развивать в
ущерб права личности на свободу выбора Тезисы о «функциональном
единстве>: все органы работают на благо
организма в целом Предположение
о том, что работники должны удовлетворять
все свои потребности через организацию Опасность «социального
дарвинизма> Перекладывание ответственности на внешние причины вместо изменения курса |
Преодоление противоречий, характерных для органического подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
1.Признавая ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.
2.Поощрять такие способы анализа, которые дают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.
3. Избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
4.Подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.
Развивающаяся
в последние время гуманистичес
В литературе выделяются следующие основные исторические типы организационных культур: органическая (ООК), предпринимательская (ПрОК), бюрократическая (БОК), партиципативная (ПартОК).
Кратное
описание организационных культур
через основные характеристики приведено
в следующей таблице.
Характеристика основных типов организационных культур
Тип культуры | ||||||
ОКК | ПрОК | БОК | ПартОК | |||
| ||||||
Согласием с общей идеей | Свободной инициативой | Сильным руководством | Всесторонними обсуждениями | |||
Проблемы решаются на основе | ||||||
Исходного согласия с целями и задачами | Индивидуального творчества | Ясного и сосредоточенного продумывания | Открытого взаимодействия | |||
| ||||||
Разделяемых взглядах о направлении общего движения | Наличие авторитета и признания | Власти и положении | Содействии контактам и сотруднечеству | |||
С хроническими проблемами справляются с помощью | ||||||
Непридания им значения и отказа от обсуждения | Поиск новых творческих подходов | Укрепление руководства и следования правилам | Более
напряженной дискуссии и | |||
Повседневная работа | ||||||
Осуществляется при минимальном вмешательстве в нее | Выполняется и видоизменяется каждым по - своему | Зависит от неизменного курса и активности руководства | Постоянно перепроверяется для большего совершенства | |||
| ||||||
Реализуется почти с автоматической точностью | Получаются такими, какими их делают люди | Предписываются и закрепляются | Разделяются и сменяются по необходимости | |||
| ||||||
ОКК | ПрОК | БОК | ПартОК | |||
| ||||||
Оцениваются по степени их согласованности с целями организации | Считается более важным, чем интересы организации | Подчиняются интересам организации | Согласуются с интересами организации путем договоренности | |||
| ||||||
Задает контекст и цели, сводя к минимуму остальное вмешательство | Дает людям возможность делать так, как они считают нужным | Определят
лидеров и возможные |
Действует как катализатор группового взаимодействия и совруднечества | |||
| ||||||
Отражают факт расхождения с общими целями и задачами | Являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий | Угрожают стабильности организации и мешают работе | Считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем | |||
| ||||||
Ограничены и не существенны | Меняются по интенсивности и непредсказуемы | Формальны и подчиняются правилам | Открыты и насыщенны | |||
| ||||||
Расцениваются совместное знание, которое не нужно выносить вовне | Используется для индивидуальных достижений | Контролируется, доступ к ним ограничен | Оценивают и распределяют открыто |
А
в зарубежной литературе посвященной
вопросам управления, выделено пять типов
управленческих форм и соответствующим
им рычаги управления и области целеопределения.
Индикаторы типов организационных культур
Организационная культура | Управленческая форма | Рычаг управления | Область целеопределения | |
Органическая
(ООК) Предпринимательская
(ПрОК) Бюрократическая
(БОК) Партиципативная |
Коллективистическая
(КУФ) Рыночная
(РУФ) Бюрократическая
(БУФ) Демократическая Знаньевая (ЗУФ) |
Авторитет Деньги Сила Закон. Знание |
Групповые интересы Максимальная
приболь Воля
начальства Интересы
законопослушного большинства при
обязательном соблюдении прав меньшинства. Поиск истины |
Позитивный
вклад гуманитарного подхода
в понимании организационной реальности
состоит, как минимум, в следующем.
Механизмы и инструменты процесса целеполагания
Этап | Доминирующая УФ | Задача этапа | Критерии | Технологический инструментарий | |
I II III IV V |
РУФ ДУФ КУФ ЗУФ БУФ |
Получить разнообразный
набор целей, оцениваемых по стоимостной
шкале Отобрать
цели, согласующиеся с законами,
нормативами Отобрать
цели, исходя из интересов организации,
коллектива Получить
набор стратегий (сценариев возможных
действий в зависимости от развития ситуации) Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей |
Прибыльность Легитимность Приемлемость Осуществимость Реализуемость задач |
Маркетинг Нормативная
база Изучение
общественного мнения Анализ
ресурсов, обстановки при разработке
программы Разработка
заданий |
Во-первых, культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.
Во-вторых, представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и органический подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
В-третьих, гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
Наконец,
в-четвертых, в рамках данного подхода
возникает понимание того, что
эффективное организационное
Виды
совместной деятельности.
Совместно-
Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенность деятельности каждого участника задаётся спецификой целей совместного преобразования исходного сырья в конечный продукт. Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия – конвейер, когда результат деятельности одного из участников процесса, переходя к другому, становится для последнего предметом труда.
Совместно-индивидуальный
тип деятельности отличается от предыдущих
тем, что взаимодействие между участниками
труда минимизируется. Каждый из исполнителей
выполняет свой объем работы и отвечает
за него персонально, специфика деятельности
задается индивидуальными особенностями
и профессиональной позицией каждого.
Личное и непосредственное взаимодействие
между участниками может практически
отсутствовать и осуществляться в непрямых
формах (например, через современные связи
– телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет
разных исполнителей лишь физическое
пространство деятельности, общее время,
предмет труда, который каждый из участников
обрабатывает специфическим образом.
Примеры этого типа деятельности – процесс
обучения в ходе лекционных занятий или
независимый анализ разных аспектов одного
и того же явления разными специалистами.
Тип современной деятельности | Управленческая форма | Рычаг управления |
Совместно-взаимодействующий Совместно-индивидуальный Совместно-последовательный Совместно-творческий |
Коллективистская Рыночная Бюрократическая Демократическая Диалоговая |
Авторитет Деньги Сила Закон Знания |
Связь
организационных
культур, управленческих
форм и типов совместной деятельности.
Информация о работе Управление персоналом. Мотивация и оплата труда персонала