Управление организацией в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние[1, с. 281].
Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
1. Выход основной системы.
2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее ин-формацию о состоянии выхода.
3. Канал обратной связи.
4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по менеджменту.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

1 СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ В          

   СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    1. Сущность и роль системы управления организацией

     Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1.1)

       

     Рис. 1.1  Схема функционирования системы 

     Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние[1, с. 281].

     Любая система управления должна иметь  четыре основных элемента:

  1. Выход основной системы.
  2. Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.
  3. Канал обратной связи.
  4. Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие (рис. 1.2)

                    

                  Рис.1.2 Схема системы управления  организации 

     Очевидно, что именно система управления организации  имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой[2, с. 50].

     Структура системы управления. В настоящее время в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

  1. структура управления;
  2. техника управления.
  3. функции управления.
  4. методология управления

     При этом, систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

     Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

     - функциональную и организационную  структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

     -  компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота[3, c. 143].

     Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя. Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение[4, с. 283]. 

     Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д.

     Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта[5, c. 127].

     Наибольший  интерес представляет структура  управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

     Среди этапов понимания сущности системы  управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:

  1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами[6, с. 51].
  2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.
  3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни»[7, с. 398]..
  4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
  5. Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система[8, с. 573].
 
 
 
 

     1.2  Цели и функции  системы управления  организации

     Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами

     Все множество целей организации  можно разделить на 4 вида:

  1. экономические - получение прибыли от реализации продукции, работ, услуг;
  2. научно-технические - обеспечение современного научно-технического уровня продукции и разработок, совершенствование технологий и прочее;
  3. производственно-коммерческие - производство и реализация продукции или услуг в заданном объёме и с необходимой ритмичностью;
  4. социальные - достижение необходимой степени удовлетворения социальных потребностей работников[9, с. 42].

     В современных условиях в качестве генеральной цели может быть представлена экономическая цель. При построении системы целей принят тот факт, что в дальнейшем типовой вариант структуры будет формироваться по функционально-целевому признаку как наиболее распространенному. Поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы управления организации, то структуризация этого вида целей рассматривается отдельно и более подробно. Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:

  1. планирование
  2. организовывание
  3. распоряжение
  4. контроль
  5. мотивация и стимулирование

     1. Планирование — один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т.е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эти характеристики реализуются следующим образом:

     ● задачи каждого подразделения организации  связаны друг с другом (единство);

     ● проводится как краткосрочное, так  и долгосрочное планирование (неразрывность);

     ● имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам (гибкость);

     ●осуществляется предсказание направления действия (точность).

     Планирование  основано на соединении целей организации  и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений[10, с. 169].

     2. Организовывание — функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно:

     ● формирование системы отношений  власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;

     ● обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами  и ресурсами власти;

     ● определение системы санкций  за нарушение норм организации;

     ● выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли;

     ● обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций  каждым членом организации.

     Кроме того, в функцию организовывания  следует включать все действия, связанные с конструированием коллектива организации и ее подразделений[11, с. 145].

     Очевидно, что для руководства осуществлением этой функции наиболее подходит лидер-организатор — самый авторитетный член организации именно на момент создания структур. Как правило, такому лидеру не интересна обыденная, повседневная работа; ему нужно кипение жизни и созидание.

     3. Распоряжение — одна из основных функций управления, суть которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Например, пусть в организации сформирована структура, определены ролевые обязанности и нормы деятельности. Тогда руководители организации должны ориентировать подчиненных на осуществление ими рабочих операций, так как цели каждого работника не обязательно совпадают с целями организации. Используя различные формы власти (личный авторитет, собственные знания, принуждение и т.д.), руководитель должен распорядиться, как, кто, когда будет выполнять порученное задание.

Информация о работе Управление организацией в современных условиях