Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:27, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на рынке труда.
– жалованье и льготы. Хорошее жалованье, приемлемые жилищные условия, медицинское обслуживание, транспорт, отпуска, страхование и т.д. повысят обязательность и преданность;
– обучение. Развитие способностей, внеслужебная польза, возникновение перспектив карьеры заставят служащего думать о блестящей карьере;
– уверенность в собственных силах. Повышение уверенности в себе приведет к снижению рассеянности, повысит статус и раскроет индивидуальность личности.
Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определенную базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за оговоренное ранее вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации стимулирования еще нет, есть только мотивирование.
Работник должен знать требования, предъявляемые к нему, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Однако грань между контролируемым и мотивируемым поведением работника условна и подвижна [5].
Система стимулирования труда вырастает из административно–правовых методов управления, но не заменяет их. Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а мотивировать его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями. Мотивация высокопродуктивного труда позволяет обеспечить наряду с восстановлением нормальной трудоспособности работников повышение значимости труда в общей структуре социальных ценностей, формирование нового трудового сознания, трудовой этики [2].
Мотивация
как стратегия преодоления
Несмотря на существование нескольких признанных классических концепций трудовой мотивации, необходимо рассмотреть одну из них – типологическую.
Во-первых, известные концепции, различаясь перечнем базовых мотивов, очень слабо различались по рекомендуемым мерам управленческого воздействия – видам и формам стимулирования. Но если так, то определение особенностей трудовой мотивации конкретных индивидов или групп становится скорее предметом науки (для которой важно знание), а не управленческой практики, для которой важнее точный выбор методов воздействия на работников с теми или иными видами мотивации, дабы повысить эффективность их труда.
Во-вторых,
ни одна из классических концепций не
выявляет типичного и широко распространенного
в России работника, которого часто называют
«люмпенизированным работником». В каждом
из нас, его черты в том или ином объеме
присутствуют, но достаточно много людей,
у которых эти качества превалируют.
Рисунок
7.1 – Типологическая модель мотивации
На рисунке 7.1 вертикальная ось – ось трудового поведения: в верхней половине – желательного для организации (активного, конструктивного); в нижней – нежелательного (пассивного, деструктивного). С этой точки зрения, приоритетными целями проектирования системы мотивации, стимулирования и оплаты труда в любой организации являются:
– получение от каждого работника максимум эффективности трудовой деятельности;
– отсутствие у работников деструктивного трудового поведения.
Горизонтальная ось – ось трудовой мотивации. Вправо откладывается мотивация достижения, влево – избегания. Мотивация достижения означает, что обладающий такой мотивацией работник стремится чего–то достичь, что ему что–то нужно получить в обмен на свой труд: одним – зарплату, другим – квалификацию, третьим – интересное дело, четвертым – самоутверждение, пятым – сделать карьеру, шестым – формальный опыт, чтобы было что написать в резюме. Мотивация избегания означает, что человек работает из страха, потому что он не хочет наказаний, проявлений недовольства со стороны менеджмента и работодателя, не хочет неприятностей и лишения льгот, боится, что его уволят [4].
I
квадрант. При правильно выстроенной
системе стимулирования
II
квадрант. Стремиться к максимуму
эффективности работник с
III
квадрант. Ограничена не только
результативность труда
IV
квадрант. Если организационные
условия работы и система
2
СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ
И ПРИЕМЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НА РАБОТНИКА
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.
Гибкость
мотивационной сферы
Наконец, иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Современные методы мотивации разделяются на три уровня в зависимости от содержания проблем в мотивации трудовой деятельности:
1) проблемы, связанные с конкретными работниками;
2) проблемами, связанными с содержанием и структурой работы;
3)
проблемами, связанными с организацией
в целом.
Рисунок
7.2 – Техника мотивации
В
наши дни просто хорошая зарплата
уже не может служить достаточным
средством мотивации
Иногда
мотивация становится проблемой
только по отношению к конкретным
работникам. Если дела у организации
идут хорошо и большинство ее служащих
работают с высокой отдачей и
вполне удовлетворены, руководство, возможно,
сочтет полезным применить индивидуальный
подход к "немотивированным" работникам.
Некоторым людям, отягощенным физическими
недугами или эмоциональными проблемами,
может потребоваться
Методика
комплексной мотивации людей
включает приемы мотивации работников:
постановка перед работником четких
и достижимых целей (например, рабочим,
превысившим оговоренную норму
выработки, выплачиваются премии); модификация
поведения (применение наказаний и
наград с целью улучшения поведения
человека); переподготовка (прохождение
курса обучения перспективным специальностям
за счет организации).
Рисунок
7.3 – Приемы мотивации, ориентированные
на работника
Дадим характеристику указанным приемам.
1.
Постановка целей. Некоторых