Управление мотивацией персонала на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выведение своеобразной формулы мотивации, дающей наилучшие результаты и легко применяемой на практике.

Содержание

Введение 3
Исследование теоретических основ мотивации 5
Определение базовых понятий 5
Сущность основных теорий мотивации 12
1. Политика “кнута и пряника” 12
2. Содержательные теории мотивации 13
3. Процессуальные теории мотивации 18
Анализ системы мотивации и стимулирования персонала в ООО «Универсам Звездный» 25
Краткая характеристика предприятия 25
Оценка системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии ООО «Универсам Звездный» 27
Рекомендации по совершенствованию системы мотивации управления персоналом в ООО «Универсам Звездный" 31
Заключение 37
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

Управление мотивацией персонала на предприятии.docx

— 87.13 Кб (Скачать)

Оплата  труда не ограничивается рамками  заработанных коллективом средств. Контрактные оклады руководителям  и специалистам в течение года пересматриваются, т.е. могут быть увеличены  или уменьшены. Контрактной системой предусматриваются вознаграждения.

Существует  на предприятии и план оздоровления коллектива, оказывается материальная помощь, выдаются ссуды.

Удовлетворённость персонала повышается также за счёт создания здоровой рабочей атмосферы  в коллективе, организации технически оснащённых мест, участия в деятельности организации.

Примером  высокой удовлетворённости условиями  работы может служить отсутствие производственных жалоб, очень низкая текучесть кадров (Ктк), наличие широкого спектра удобств и услуг, предоставляемых организацией своим сотрудникам.

Ктк =

 

Табл.2 Расчет коэффициента текучести кадров в ООО «Универсам Звездный»

 

2008

2009

Количество уволенных сотрудников, чел.

37

23

Среднесписочная численность, чел.

802

783

Ктк

0,046

0,029


Из табл.2 видно, что текучесть кадров в 2009 году сократилась на 37%, что еще раз говорит о высокой степени удовлетворенности сотрудников и совершенствовании системы мотивации из года в год.

Таким образом, осуществляя продуманную стратегию  в вопросах управления персоналом, ООО «Универсам Звездный» успешно работает и добивается хороших результатов в производительности труда.

 

 

Табл.3 Расчет производительности труда в ООО  «Универсам Звездный»

2008 год

 

Выручка, руб.

Кол-во человек

Выработка на 1 человека, руб./чел.

Серова 41

549 779 799

129

4 261 859

Советская 12

275 787 639

83

3 322 743

Посадская 24

712 312 656

162

4 396 992

Опалихинская 15

330 713 793

95

3 481 198

Анучина 6

140 796 741

43

3 274 343

Викулова 57А

179 306 866

51

3 515 821

Радищева 33

162 628 334

33

4 928 131

Белореченск. 28А

187 500 342

52

3 605 776

Папанина,7/1

114 889 027

44

2 611 114

М.-Сибиряка,54

63 689 575

38

1 676 041

Ленина,25

29 045 682

72

403 412

ИТОГО

2 746 450 452

802

3 424 502


 

2009 год

 

Выручка, руб.

Кол-во человек

Выработка на 1 человека, руб./чел.

Серова, 41

453 234 999

126

3 597 103

Советская, 12

246 203 376

79

3 116 498

Посадская, 24

561 312 265

153

3 668 708

Опалихинская, 15

303 069 204

98

3 092 543

Анучина, 6

135 763 140

46

2 951 373

Викулова, 57А

162 516 767

54

3 009 570

Радищева, 33

168 116 550

39

4 310 681

Белореченская, 28А

161 202 699

46

3 504 407

Папанина, 7/1

131 386 847

43

3 055 508

М.-Сибиряка, 54

96 712 750

36

2 686 465

Ленина, 25

33 049 218

63

524 591

ИТОГО

2 452 567 815

783

3 132 271


 

Из табл.3 можно увидеть, что произошло  снижение производительности труда в 2009 году на 8,5%. Несмотря на это, выработка все-таки осталась на должном уровне, не превысив темпы инфляции, которые в 2009 году составили 8,8% в России. Основной же причиной снижения показателя производительности можно назвать мировой кризис 2009 года, который компания, можно сказать, с успехом преодолела.

Рекомендации по совершенствованию системы мотивации управления персоналом в ООО «Универсам Звездный"

 

Иногда  текучесть кадров - не всегда так  плохо, как кажется на первый взгляд.

Для некоторых  сфер деятельности непостоянство сотрудников - вовсе не результат ошибок руководства. Например, среди торгового персонала  кадровая текучесть практически  неизбежна.

Изучив  и проанализировав в совокупности традиционные и, общеизвестные теории мотивации и нестандартные методы стимулирования, приобретающие популярность в последнее время, а также доводы известных менеджеров о том, что мотивация вообще бесполезна и не имеет смысла, я выделил определенные рекомендации, которые, на мой взгляд, помогут менеджерам компаний достичь максимальной отдачи у персонала и оптимизировать экономический эффект от их деятельности.

Основными причинами ухода персонала из ООО «Универсам Звездный» являются следующие: неконкурентоспособные ставки оплаты; проблемы с проездом до места работы; работа, в которой нет особой нужды; работа с персоналом по принципу «соковыжималки» (жесткая структура).

Целесообразно предложить ООО «Универсам Звездный» такие рекомендации по уменьшению текучести кадров, как: исследование заработных плат других торговых сетей, сравнение полученных данных с данными предприятия. Пересмотр ставок там, где они ниже, и там, где они выше, т.к. переплата также как и не доплата чревата экономическими потерями.

При выявлении  недостатков и достоинств трудовой жизни персонала ООО «Универсам Звездный», было определено, что большая часть сотрудников довольна своей работой, довольна уровнем заработной платы, видит перспективы дальнейшего карьерного роста, стремится к повышению квалификации, то есть ценит свою работу. Однако, есть часть людей, которые недовольны морально-психологическим климатом коллектива, вполне возможно, что это люди конфликтны по своей сути, однако руководству следует уделить внимание данному вопросу, провести ряд мероприятий, направленных на установление дружеских отношений в коллективе (совместные выезды на природу, праздники и т.д.) в связи с тем, что моральный климат в коллективе напрямую зависит от слаженности коллектива в работе.

Таким образом, при выявлении всех недостатков  в работе и организации деятельности персонала ООО «Универсам Звездный» можно порекомендовать:

1. Объединить отдел ИТ в одном здании (в данный момент специалисты ИТ находятся локально в самых крупных магазинах). Это позволит более эффективно использовать труд системных администраторов, увеличить их координацию между собой, и как следствие более оперативно и качественно реагировать на заявки. Также это позволит в дальнейшем снизить затраты на фонд оплаты труда данного отдела (при открытии новых магазинов можно распределять нагрузку между уже сложившимся коллективом в разумных пределах). Рост экономической эффективности произойдет за счет:

  • более быстрого сбора необходимой информации для принятия управленческих решений;
  • способности принимать оптимальные решения в кратчайшие сроки;
  • оперативности доведения решений до исполнителей;
  • обеспечения четкого выполнения решений;
  • комплексного контроля за выполнением решений.

 

2. Совершенствовать систему адаптации персонала, которая будет способствовать уменьшению текучести кадров, и более слаженной и эффективной работе сотрудников. Для этого можно организовывать процесс прикрепления к каждому новичку опытного работника в этой же сфере деятельности, например, при поступлении сотрудника в бухгалтерию, непосредственно прикреплять его к старшему бухгалтеру, который поможет ему разобраться в тонкостях и особенностях бухгалтерского учета именно на предприятии ООО «Универсам Звездный», поскольку на каждом  предприятии всегда имеет место своя специфика бухучета. Конечно же, активное участие должны принимать и другие более опытные сотрудники бухгалтерии.

3. Также можно  порекомендовать внедрить систему аттестации персонала, которая также играет важную роль. Как уже было сказано выше на предприятии имеет место система премирования: на Новый год, на 8 марта, на день торговли, так почему бы не приурочить к этим датам систему аттестации персонала с применением компьютерного тестирования и собеседования. В результате чего члены аттестационной комиссии делают выводы о дальнейшей судьбе сотрудника (повышение, понижение, повышение заработной платы и т.д.).

4. Кардинально  пересмотреть система нематериального стимулирования персонала:

тщательно проработать и не жалеть средств на меры социального характера, дополнительное медицинское страхование, организацию культурно-массовых мероприятий, возможность участия сотрудников в принятии важных решений, и другие мероприятия. Мотивация общечеловеческими ценностями  - это то, чем менеджеры, тоже порой, пренебрегают, а зря. Часто основной мотивацией являются не столько деньги, сколько совершенно иные ценности. Необходимо выявить эти ценности и предложить работникам их в качестве вознаграждения (для чего вполне можно пригласить на предприятие психолога, пусть даже временно). Кстати в 2007 г. предприятие уже использовало этот метод, приходящий психолог общался со всеми желающими, и сотрудники положительно отзываются об этом нововведении.

На фоне предложенных к внедрению мероприятий можно с уверенностью утверждать, что они приведут к росту эффективности управления персоналом и, как следствие, росту экономических показателей работы ООО «Универсам Звездный».

Таблица 4.

Анализ показателей экономической  эффективности

 

2009 г.

Прогноз

Отклонение, %

Отклонение, тыс.руб.

Выручка от продажи, тыс.руб.

2 128 611

2 139 254

0,5%

10 643

Себестоимость проданных  товаров, тыс.руб.

-1 646 352

-1 654 584

0,5%

8 232

Валовая прибыль, тыс.руб.

482 259

484 670

1,0%

2 411

Коммерческие расходы, тыс.руб.

-524 617

-523 568

-0,2%

-1 049

Прибыль от продаж, тыс.руб.

-42 358

-38 897

0,8%

3 461

Прочие доходы и расходы, тыс.руб.

49 000

49 000

0,0%

0

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

6 642

10 103

0,8%

3 461

Текущий налог на прибыль, тыс.руб.

1 594

2 425

34,3%

831

Чистая прибыль, тыс.руб.

5 048

7 678

34,3%

2 630

         

Рентабельность продаж, %

22,7%

22,7%

 

0,0%

Чистая рентабельность продаж, %

0,2%

0,4%

 

0,1%


 

Поскольку учебная практика проходила в  рядах администрации, вышеназванные  рекомендации были рассмотрены на примере  таких сотрудников, как системные  администраторы, бухгалтера, но по своей  сути могут найти свое применение у любой категории работников, в т.ч. среди продавцов, кассиров, товароведов, грузчиков, охранников и  пр.

Предположим, что эффект от внедрения предложенных мною мероприятий привел к росту  выручки от продаж на 0,5% (себестоимость  увеличиться пропорционально) и, за счет оптимизации штатного расписания, к снижению расходов на заработную плату на 0,2%. Из табл. 4 видно, что даже столь незначительные изменения ведут к росту чистой рентабельности на 0,1%, что говорит о росте эффективности работы предприятия, в нашей случае, вызванной внедрением мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом.

Таким образом, в ООО «Универсам Звездный» сложится положительная ситуация в результате внедрения мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом, что позволит получить компании дополнительную прибыль, улучшить качество работы сотрудников и атмосферу в коллективе в целом, а также снизит текучесть кадров и повысит самоотдачу сотрудников.

 

 

 

Рис.1 Организационная структура  администрации ООО «Универсам Звездный»

 

 

Заключение

 

Теоретический и практический анализ проблемы управления мотивацией персонала в компании показал, что незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника  к труду, его пассивность приносит такие отрицательные результаты, как текучесть кадров, низкая производительность труда, повышенная конфликтность в  коллективе и т.п.  руководитель вдруг  обнаруживает, что ему приходиться  вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненным, которые, в  свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает в целом.

Поэтому еще раз необходимо выделить следующие  важнейшие стимулы и мотивирующие критерии в профессиональной деятельности работников любого предприятия:

    • любые стимулирующие действия должны быть тщательно проработаны, причем, прежде всего теми, кто требует действий от других;
    • людям важно испытывать радость от работы, отвечать за результат, чтобы их действия были для кого-то конкретно важны;
    • важно интересоваться отношение людей к потенциальным улучшениям условий их работы;
    • хорошие работники имеют полное право на материальное и моральное признание;
    • сотрудникам должна быть предоставлена возможность постоянно приобретать в процессе работы новые знания и умения;
    • всегда следует поощрять инициативу, а не стремиться выжимать из сотрудников все, на что они способны;
    • сотрудникам важно постоянно предоставлять информацию о результатах и качестве их профессиональной деятельности.

Информация о работе Управление мотивацией персонала на предприятии