Управление малыми предприятиями в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
1. Формирование среднего класса
2. Рост доли экономически активного населения
3. Создание новых рабочих мест
4.. Разработка и внедрение результатов НТП
5. Ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды
6. Мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов
7. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
В России до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО
ПРЕДПИРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Роль и значение малого предпринимательства………………………………...5
1.2 Развитие малого предпринимательства в России……………………………...8
1.3 Сущность, критерии и показатели эффективности управления……………..12
1.4 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес………………...15
2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗАО «Дедал НВ»………………...18
2.1 Финансовый кризис и малые предприятия …………………………………...18
2.2 Краткая характеристика предприятия…………………………………………19
2.3 Оценка экономической эффективности функционирования и
управления предприятием………………………………………………………….20
2.4 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование
предприятия……………………………………………………………………..25
2.5 Экономическая оценка факторов внешней среды……………………………27
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

2.2 Краткая характеристика предприятия

   Предприятие «Дедал-НВ» было создано в 1991 году (в период большой конкуренции среди 50-ти предприятий, работающих в области приборов ночного видения) на базе государственного российского оборонного предприятия в рамках конверсии оборонного производства. К настоящему времени, как в России, так и за рубежом предприятие "Дедал-НВ" признано как производитель качественных систем ночного видения. Некоторые разработки не имеют мировых аналогов.

   В настоящее время предприятие выпускает более 20 наименований приборов и систем ночного видения. С момента основания, работая во всех известных классах приборов (от пок. I до III), "Дедал-НВ" специализируется на создании профессиональной техники на основе лучших отечественных и зарубежных ЭОП пок. II+, SuperGen, III.

   Среди ключевых факторов, отличающих приборы Дедал от конкурирующих российских и зарубежных приборов ночного видения - продуманный подход при разработке оптики. На этапе проектирования за годы работы выполнено достаточно большое количество расчетов оптики с последующим изготовлением образцов и анализом качества изображения, что позволило определить критерии оценки качества ночной оптики и обеспечить особосветосильной оптикой системы ночного видения производства "Дедал-НВ".

2.3 Оценка экономической эффективности функционирования предприятия

   На основании имеющихся данных (Табл.3) дадим оценку деятельности ЗАО «Дедал НВ».

   Практически в течение всего анализируемого периода наблюдается рост выручки от продаж, что является благоприятным фактором, так как это свидетельствует о расширении деятельности предприятия, увеличении объемов продаж.

   Темп прироста выручки в 2004г. по сравнению с 2003г. составил 5% или 4450 тыс. руб. Таким образом, предприятие в 2004г. получило выручку в размере 47050 тыс. руб. против 42600 тыс. руб. 2003г.

   Незначительное снижение выручки от продаж в динамике наблюдается в 2005г. по сравнению с 2004г. – снижение произошло на 15% и выручка в 2005г. составила 39770 тыс. руб. против 47050 тыс. руб. 2004г.

   В 2006г. размер выручки от продаж составил 52550 тыс. руб., что на 32% больше предыдущего года.

Таблица 3

Основные показатели производственно–финансовой деятельности

ЗАО «Дедал НВ» за 2003-2007гг.

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

Темп прироста, %

2004 от 2003

2005 от 2004

2006 от 2005

2007 от 2006

2007 от 2003

Выручка от продажи, тыс. руб.

42600

47050

39770

52550

60590

10

-15

32

15

42

Численность работников, чел.

78

81

84

92

97

3,8

3,7

9,5

5,4

24,4

Выработка 1 работника, тыс. руб.

546

581

473

571

625

6,4

-18,6

20,7

9,5

14,5

Среднемесячная зарплата

1 работника, руб.

11900

18850

26050

29900

32500

58,4

38,2

14,8

8,7

173,1

Фактическая себестоимость продукции, тыс. руб.

31110

35130

32350

44400

49320

12,9

-7,9

37,2

11,1

58,5

Уровень затрат на 1 руб. продукции, коп.

73

75

81

84

81

2,7

8

3,7

-3,6

11

Фондоотдача

2,85

2,28

1,65

2,19

2,30

-20

-28

33

5

-19

Фондоемкость

0,35

0,44

0,60

0,46

0,43

25,7

36,4

-23,3

-6,5

22,9

Валовая прибыль, тыс. руб.

15250

15050

8750

20550

13090

-1,3

-41,9

134,9

-36,3

-14,2

Прибыль от продаж, тыс. руб.

11490

11920

7420

8150

11270

3,7

-37,8

9,8

38,3

-1,9

Общая сумма прибыли, тыс. руб.

13020

11730

5910

11030

12110

-9,9

-49,6

86,6

9,8

-7,0

Чистая прибыль, тыс. руб.

9120

8210

4140

7720

9200

1,0

-55,0

86,5

19,2

0,9

 

   В 2007г. предприятие получило выручку в размере 60590 тыс. руб., что на 15% или 8040 тыс.руб. больше выручки 2006 г.

   За весь анализируемый период размер выручки от реализации увеличился с 42600 тыс. руб. в 2003г. до 60590 тыс. руб. в 2007г., что составляет 42% или 17990 тыс. руб.

   Растет в течение всего анализируемого периода численность работников предприятия, что также свидетельствует о расширении деятельности  ЗАО «Дедал НВ».

   Темп прироста численности в 2004г. по сравнению с 2003г. составил 3,8% или 3 чел. В 2005г. по сравнению с 2004г. темп прироста составил 3,7% (3 чел). В 2006г. по сравнению с 2005г. темп прироста составил 9,5% или 8 чел., в 2007г. – 5,4% (5 чел.).

   За весь период произошло увеличение численности на 24,4% (или 19 чел.) и на конец 2007г. общая численность работников ЗАО «Дедал НВ» составила 97 чел. к 78 чел. В 2003г.

   Рост выработки, который происходит почти в течение всего анализируемого периода, является благоприятным фактором, так как свидетельствует об эффективном использовании трудовых ресурсов организации.

   В 2004г. по сравнению с 2003г. выработка увеличилась на 6,4%; в 2005г. по сравнению с 2004г. – снизилась на 18,6%; в 2006г. по сравнению с 2005г. – возросла на 20,7%; в 2007г. по сравнению с 2006г. – возросла на 9,5.

   В течение всего анализируемого периода происходит рост выработки с 546 тыс. руб. в 2003г. до 625 тыс. руб. в 2007г., что составляет 14,5% или 79 тыс. руб.

   Размер заработной платы увеличился в 2004г. по сравнению с 2003г. на 58%; в 2005г. по сравнению с предыдущим годом – на 38%; в 2006г. – на 15%; в 2007г. – на 9%.

   В течение анализируемого периода происходит увеличение размера заработной платы с 11900 руб. в 2003г. до 32500 руб. в 2007г., что составляет 173%.

   Рост заработной платы можно оценить как положительную тенденцию, так как заработная плата – основной мотивирующий фактор деятельности работников.

   Рост себестоимости можно расценивать как отрицательный момент в деятельности предприятия. Однако в абсолютных единицах рост себестоимости еще не говорит о снижении эффективности по обычным видам деятельности.        Темпы роста себестоимости необходимо соотносить с темпами роста выручки от продаж. Для этого рассчитывается уровень затрат на 1 руб. реализованной продукции.

   В 2003г. на 1 руб. выручки от продаж приходится 73 коп. затрат, т.е. с 1 рубля выручки предприятие получает 30 коп. прибыль от продаж. В 2004г. на 1 руб. выручки приходится 75 коп. затрат, в 2005г. – 81 коп., в 2006г. – 84 коп., в 2007г. 81 коп.

   Рост данного коэффициента нежелателен, так как, чем больше коэффициент, тем больше в структуре выручки занимает себестоимость и меньше прибыль. В ЗАО «Дедал НВ» в течение почти всего анализируемого периода (за исключением 2007г.) наблюдается рост уровня затрат в структуре реализованной продукции, что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия.

   Фондоотдача свидетельствует о высокой эффективности использования основных фондов ЗАО «Дедал НВ», так как в 2003г. с 1 руб., вложенного в основные фонды, предприятие получило 2,85 руб. выручки, в 2007г. – 2,3 руб. выручки.

   Тем не менее, необходимо отметить, что в целом за период фондоотдача падает: на 20% в 2004г., на 28% в 2005г., в 2006г. возрастает на 33%, в 2007г. – на 5%, в целом фондоотдача в 2007г. по сравнению с 2003г. падает на 19%.

   Фондоемкость показывает, сколько на 1 руб. выручки приходится ОПФ, т.е. это показатель, обратный фондоотдаче. На 1 руб. выручки в 2003г. приходится 35 коп. ОПФ, в 2004г. – 44 коп., в 2005г. – 60 коп., в 2006г. – 46 коп., в 2007г. – 43 коп.

   О снижении эффективности по обычным видам деятельности свидетельствует динамика валовой прибыли: происходит снижение валовой прибыль на 1,3% в 2004г., на 41,9% в 2005г., на 36,3% в 2007г. Только в 2006г. валовая прибыль возрастает на 135%.

   В целом за период валовая прибыль снизилась с 15250 тыс. руб. до 13090 тыс. руб., что составляет 14,2% или 2160 тыс. руб.

   Прибыль от продаж в 2004г. возрастает на 4%, в 2005г. падает на 38%, в 2006г. – возрастает на 10%, в 2007г. – на 38%. В целом за период происходит снижение прибыль от продаж на 2%.

   Общая сумма прибыль (прибыль до налогообложения) в 2004г. снижается на 10%, в 2005г. – на 50%, в 2006г. возрастает на 87%, в 2007 г. – на 10%. В целом за период общая сумма прибыли падает с 13020 тыс. руб. в 2003г. до 12110 тыс. руб. в 2007г., что составляет 7% или 91 тыс. руб.

   Размер нераспределенной прибыли в 2003г. составил 9120 тыс. руб. В 2004г. размер нераспределенной прибыли снизился до 8210 тыс. руб., что на 1% (или 9 тыс. руб.) меньше предыдущего года. В 2005г. наблюдается снижение чистой прибыли до 4140 тыс. руб., что на 55% (507 тыс. руб.) меньше прибыли 2004г. В 2006г. чистая прибыль составляет 7720 тыс. руб. против 4140 тыс. руб. предыдущего года. Таким образом, происходит ее рост на 86,5% (358 тыс. руб.). Прибыль 2007г. равна 9200 тыс. руб. против прибыли 2006г. в размере 7720 тыс. руб., что больше на 19,2% или 1480 тыс. руб.

   В течение всего анализируемого периода наблюдается рост чистой (нераспределенной) прибыли с 9120 тыс. руб. в 2003г. до 9200 тыс. руб. в 2007г. Таким образом, размер прибыли увеличивается на 0,9%, что составляет 80 тыс. руб.

   В целом можно сделать вывод, что предприятие работало эффективно, так как его деятельность в течение всего анализируемого периода приносила прибыль, убытки отсутствовали.

2.4 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование предприятия

   Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.     Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять.    Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

    Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренний потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг, организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные условия для их жизнедеятельности.

   Итак, методом экспертных оценок проведем анализ внутренней среды по следующим направлениям:

   Производственный процесс: объем, структура, темпы реализации товаров, номенклатура товаров; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степень его использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей, местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры; экология, контроль качества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.

   Персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.

    Организация управления: организационная структура, система управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.

    Маркетинг: товары, реализуемые фирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование

   Финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственные и заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.

   В ходе проведенного исследования выявлены следующие сильные и слабые стороны фирмы ЗАО «Дедал НВ».

Сильные стороны:

- Дилерская сеть в различных районах края

- Наличие квалифицированного сбытового персонала

- Наличие хорошей производственной базы (складские и офисные площади

- Широкая номенклатура продукции

- Высокое качество представляемой на рынок продукции

- Эксклюзивное представительство крупного столичного поставщика

Слабые стороны:

- Недостаточная степень "регуляризации" управления при росте объемов и сложности задач

- Отсутствие налаженных механизмов поиска и управления персоналом

- Недостаток сбытовых сотрудников требуемой квалификации

- Отсутствие интегрированной корпоративной информационной системы

- Трудности подтверждения и обоснования качественных характеристик продукции

- Отсутствие целенаправленной стратегии

- Не использование нестандартных финансовых инструментов

- Слабая ответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты.

 

 

Рис. 3 Факторы внутренней среды ЗАО «Дедал НВ»

 

2.5 Экономическая оценка факторов внешней среды

   Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые оказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство ЗАО «Дедал НВ» стремится сделать так, чтобы их предприятие реагировало на изменения в конкретной внешней среде, так как предприятие намеревается достичь поставленных целей. На рис. 4 представлена структура и место внешнего и внутреннего окружения предприятия.

Рис. 4. Структура внешней и внутренней среды предприятия ЗАО «Дедал НВ»

 

  Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнего окружения, видом реализуемой продукции, принятыми управленческими решениями.

   Менеджеры учитывают действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер выявляет существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирает методы и способы реагирования на внешнее воздействие. Организация вынуждена приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

   Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязь факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других.

Информация о работе Управление малыми предприятиями в условиях рыночной экономики