Управление малыми предприятиями в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
1. Формирование среднего класса
2. Рост доли экономически активного населения
3. Создание новых рабочих мест
4.. Разработка и внедрение результатов НТП
5. Ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды
6. Мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов
7. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
В России до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО
ПРЕДПИРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Роль и значение малого предпринимательства………………………………...5
1.2 Развитие малого предпринимательства в России……………………………...8
1.3 Сущность, критерии и показатели эффективности управления……………..12
1.4 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес………………...15
2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗАО «Дедал НВ»………………...18
2.1 Финансовый кризис и малые предприятия …………………………………...18
2.2 Краткая характеристика предприятия…………………………………………19
2.3 Оценка экономической эффективности функционирования и
управления предприятием………………………………………………………….20
2.4 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование
предприятия……………………………………………………………………..25
2.5 Экономическая оценка факторов внешней среды……………………………27
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)


14

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3                 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО

ПРЕДПИРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5                    

1.1 Роль и значение малого предпринимательства………………………………...5

1.2 Развитие малого предпринимательства в России……………………………...8

1.3 Сущность, критерии и показатели эффективности управления……………..12

1.4 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес………………...15

2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗАО «Дедал НВ»………………...18  

2.1 Финансовый кризис и малые предприятия …………………………………...18

2.2 Краткая характеристика предприятия…………………………………………19

2.3 Оценка экономической эффективности функционирования и

управления предприятием………………………………………………………….20               

2.4 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование

      предприятия……………………………………………………………………..25

2.5 Экономическая оценка факторов внешней среды……………………………27

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.................................................................30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….33


ВВЕДЕНИЕ

  Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

   Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:

1. Формирование среднего класса

2. Рост доли экономически активного населения

3. Создание новых рабочих мест

4.. Разработка и внедрение результатов НТП

5. Ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды

6. Мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов

7. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

   В России до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий.

   Нельзя сказать, что проблемы малого предпринимательства находятся вне государственного внимания (недавно вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», новым президентом подписан Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»), но проблемы остаются, появляются новые и решать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.

   В настоящее время предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую политику в отношении малого бизнеса.

   В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить конкуренцию не вполне честному бизнесу.

   Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.

   Цель данной курсовой работы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организацию малых предприятий, их проблемы, функционирование и эффективность.

   Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства;

- проследить эволюцию предпринимательства в России;

- осуществить анализ экономической эффективности конкретного предприятия;

- на основе изучения факторов внутренней и внешней среды предприятия дать рекомендации для дальнейшего развития и повышения эффективности функционирования.

   Объектом исследования в данной работе является малое предпринимательство Российской федерации.

   Субъектом изучения стало Закрытое Акционерное Общество «Дедал НВ» г.Сергиев Посад .

   Источниками информации для представленного исследования послужили: отчетность ЗАО «Дедал НВ», научная и учебно-методическая литература, нормативные акты и средства массовой информации.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Роль и значение малого предпринимательства

   Впервые понятие «предпринимательство» употребил английский экономист Ричард Кантильон в конце 17 – начале 18 в.в. Он написал, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.[6]

   Позже известный французский экономист Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политической экономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности «как соединения и комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала, труда»[7]. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б. Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. [5]

   На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство “как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью», а «предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

   В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения.          Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».[9]

   Предпринимательство – это особый вид экономической активности,  его первоначальный этап связан, как правило, лишь с идеей, впоследствии принимающей материализованную форму.

   Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия, а так же новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий.

   Признаки предпринимательства и реализуемые им цели:

1. Предпринимательство – вид человеческой деятельности, связанный с риском, свободой выбора направлений и методов деятельности, самостоятельности и ответственности в принятии решений.

2. Предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли, успеха, наилучшего конечного результата.

3. Предпринимательская деятельность позволяет не только получить прибыль, но и решает социальные проблемы общества.

4. Сущность явления предпринимательства раскрывается в его функциях:

   а) экономическая функция - способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.

   б) социальная функция - смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

   в) экологическая функция - имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

   Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - Закон № 209-ФЗ).  В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Все эти субъекты должны соответствовать следующим критериям:

1. Состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.

2. Средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек.

3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

   Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами предпринимательства.

   Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений. [1]

   Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко эффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.

1.2 Развитие малого предпринимательства в России

В российской практике образование и существование малого предпринимательства было разрешено только в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует чуть больше чем пара десятков лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития. Данные по изменению количества малых предприятий с 1999 по 2006 гг. приведены на рис. 1.  

   Как видно из приведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малых предприятий, и только с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный со стабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственных программ по развитию малого бизнеса.

Рис. 1 Общее количество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ в период с 1999 по 2006 гг.

   В 1995-2005 гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Эту ситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняют наличием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них: бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможность получения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласно принятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесения предприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этого считались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численность работников малого предприятия. Во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

   Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, приведенное на рис.2, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

Информация о работе Управление малыми предприятиями в условиях рыночной экономики