Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:44, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
1. Формирование среднего класса
2. Рост доли экономически активного населения
3. Создание новых рабочих мест
4.. Разработка и внедрение результатов НТП
5. Ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды
6. Мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов
7. Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
В России до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО
ПРЕДПИРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………………………..5
1.1 Роль и значение малого предпринимательства………………………………...5
1.2 Развитие малого предпринимательства в России……………………………...8
1.3 Сущность, критерии и показатели эффективности управления……………..12
1.4 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес………………...15
2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗАО «Дедал НВ»………………...18
2.1 Финансовый кризис и малые предприятия …………………………………...18
2.2 Краткая характеристика предприятия…………………………………………19
2.3 Оценка экономической эффективности функционирования и
управления предприятием………………………………………………………….20
2.4 Факторы внутренней среды, влияющие на функционирование
предприятия……………………………………………………………………..25
2.5 Экономическая оценка факторов внешней среды……………………………27
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЮ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА.................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….33
Рис.2. Распределение малых предприятий России по отраслям экономики в 2006 г.
Практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.
В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
неустойчивости положения на рынке;
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др.
Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.
Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.
В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.
Среди основных принципов:
а) обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки;
б) разграничение полномочий различных уровней власти;
в)участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.
В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы:
а)введение специальных налоговых режимов;
б) упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;
в) установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
1.3 Сущность, критерии и показатели эффективности управления
"Эффект" и "эффективность" — разные понятия. Экономический эффект - это результат труда человека в процессе производства материальных благ (количество выпущенной продукции на участке, заводе, прирост вновь созданной стоимости в народном хозяйстве).
Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики важно знать, какими затратами получен этот эффект, т. е. во что обошелся результат. Одинаковые затраты труда могут дать разный эффект, и наоборот, один и тот же эффект может быть достигнут разными затратами труда. Цель общественного производства - получение большего эффекта с наименьшими трудовыми, материальными и денежными затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т. е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину — эффект с другой абсолютной величиной - затраты. Такое сопоставление дает относительную величину - эффективность.
Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.
Критерием оценки управленческого труда является эффективность управленческого труда:
При этом нужно помнить, что результат управленческого труда выражается не только экономическим, но и социальным эффектом. Что же касается затрат, то они представляют собой живой и овеществленный управленческий труд. В практике при оценке эффективности труда работников управления широко применяемое понятие "экономическая эффективность управленческого труда" является более узким понятием, так как представляет собой только экономию живого и овеществленного труда, получаемую в сфере управления материальным производством за счет оптимизации и рационализации управленческой деятельности. Критерием оценки эффективности труда работников аппарата управления является также социальная эффективность, которая из-за отсутствия количественных измерителей определяется главным об разом качественными показателями. Критерий же экономической эффективности управленческого труда дает возможность количественно измерить эффективность труда в аппарате управления, поэтому он нашел наибольшее практическое применение. Для определения эффективности труда управленческого персонала необходимо установить критерии и показатели, по которым проводится оценка. Под критериями понимают наиболее общую количественную характеристику результатов управленческого труда. Отдельные результаты деятельности аппарата управления являются показателями управленческого труда. Они носят подчиненный характер по отношению к критерию и являются основой при его определении. Таким образом, совокупность показателей труда и будет выражать критерий оценки. Для определения экономической эффективности управленческого труда используются различные способы: по показателям предприятия, организации и функционированию труда управленческого персонала, объему передаваемой информации; по качеству и быстроте принимаемых решений; по выполнению функций управленческих звеньев. К показателям, характеризующим труд в сфере управления, относятся: снижение трудоемкости обработки управленческой информации; сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации; сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда; механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления. Это количественно измеряемые показатели. Такие показатели в сфере управления, как повышение квалификации управленческого персонала, качества работы, улучшение условий труда, обоснованность управленческих решений, культура управления и другие, не измеряются вообще или измеряются неполно.
В сфере воздействия управленческого труда на производство количественно измеряемыми являются следующие показатели: прирост прибыли; увеличение объемов реализаций продукции; рост производительности труда; снижение фондоемкости; увеличение фондоотдачи; ускорение оборачиваемости оборотных средств; увеличение рентабельности производства; уменьшение непроизводственных расходов; снижение трудоемкости продукции; уменьшение объемов незавершенного производства; снижение себестоимости продукции; экономия заработной платы; уменьшение потерь рабочего времени; повышение культуры производства; повышение уровня организационной работы; улучшение условий труда; повышение качества продукции; повышение квалификации производственного персонала; рост технического уровня оснащения производства.
В 2006–2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровне.
Итоги активизации показывают данные Федеральной службы государственной статистики, число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких лет.
Однако положительные тенденции развития малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России. К общим негативным факторам можно отнести, например, снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.
К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие:
1. Резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних компаний не является сильно выраженной, кризис ликвидности сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. У малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками.
2. Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штата, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
3. Для малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию – отгрузка продукции", поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров.
4. Кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги некоторые организации могут прекратить свое существование.
5. Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, они будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы.
Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким прежде всего относятся:
- предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;
- предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
- предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
- предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;
- предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному/
2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗАО «Дедал НВ»
Малый бизнес до недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%.
В большей степени от кризиса страдают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25% по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению.
Малые предприятия вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов.
Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизить негативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в 2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн (то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку.
Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. По данным НИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики.
Итак, кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».
Информация о работе Управление малыми предприятиями в условиях рыночной экономики