Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование предложений по усовершенствованию процесса управления на предприятии ООО «Русский продукт». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы процесса управления;
- провести анализ процесса управления на предприятии ООО «Русский продукт»;
- разработать предложения по совершенствованию элементов процесса управления в исследуемой организации.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоретическое содержание понятия «управление»………………………...5
1.1. Сущность управления……………………………………………….5
1.2. Уровни управления и их функции………………………………….7
1.2.1. Планирование…………………………………………………….7
1.2.2. Организация производства………………………………………8
1.2.3. Мотивация………………………………………………………..9
1.2.4. Управленческий контроль………………………………………10
2.Управление предприятием ООО «Русский продукт»……………………...11
2.1. Характеристика организации………………………………………11
2.2. Миссия, цели и ценности организации……………………………12
2.3. Анализ управленческой деятельности на предприятии ООО «Русский продукт»………………………………………...............................14
2.3.1. Планирование и контроль в рамках стратегического
планирования…………………………………………………………………14
2.3.2. Организационная структура и организационное развитие предприятия ООО « Русский продукт» …………………………………….16
2.3.3. Мотивация деятельности работников на предприятии ООО «Русский продукт»…………………………………………………………….18
2.3.4. Контроль на предприятии ООО «Русский продукт»…………..20
3. Предложения по усовершенствованию процесса управления на предприятии ООО «Русский продукт» ……………………………………23
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………
4)Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования;
5)Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6)Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
Виды планирования:
В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции, и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.
Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
1.2.2 Организация производства
Организационная структура предприятия, прежде всего, подразумевает установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, которые находят выражение в тех или иных принципах управления. Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями.
К ним можно отнести:
- размеры деятельности предприятия (крупное, среднее, мелкое);
- профиль предприятия (ориентация на единый вид деятельности или широкую номенклатуру продукции или услуг);
- характер конечного вида продукта и технология его производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство);
- сфера деятельности предприятия (ориентация на местный, национальный или внешние рынки);
- масштабы заграничной деятельности и методы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей: производственных, сбытовых и др.).
Организационная структура предприятия и его управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.
Организационная структура предприятия определяет его состав и систему подчинения в общей иерархии управления предприятием.
1.2.3 Мотивация
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы. Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Потребности первого порядка - это так называемые базисные потребности, которые связаны с обеспечением выживания (пища, одежда, жилье и т.д.). После того как эти потребности успешно удовлетворены, доминирующее значение, приобретают потребности следующего уровня, т.е. потребность быть уверенным в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться.
Потребность в принадлежности к социальной группе - это потребность объединяться с другими людьми.
Потребность в самоуважении должна удовлетворять самолюбие человека, а потребность в самореализации - это потребность самовыражения и осуществления желаемого.
Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувства к определённому коллективу, удовлетворения от общения, дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее вознаграждение»- это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.
Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения; выбор наилучшего способа получения определённого вида вознаграждения; принятия решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности.
Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определённым образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.
Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учётом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.
1.2.4 Управленческий контроль
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль - есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.
Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
2. Управление предприятием ООО «Русский продукт»
2.1. Характеристика организации
Группа компаний «Русский продукт» была создана в начале 90-х годов на заре становления предпринимательства на Алтае. Днём рождения компании считается 5 июня 1991 года. В соответствии с учредительными документами ООО «Русский продукт» приняло решение о создании филиала в городе Славгороде. Данный филиал и является предметом моего изучения по теме «Управление малым предприятием».
Славгородский филиал общества является обособленным подразделением, расположенным вне места нахождения Общества и действует для осуществления деятельности, вытекающей из цели деятельности Общества. Филиал в своём регионе:
-непосредственно работает по всем направлениям деятельности, предусмотренным уставом Общества и настоящим положением;
-представляет интересы общества;
-собирает, обрабатывает и передаёт Обществу коммерческую информацию, необходимую для нормальной деятельности Общества;
-осуществляет все виды деятельности, предусмотренные уставом Общества;
-выполняет иную работу, вытекающую из целей и задач Общества в соответствии с решением руководящих органов Общества.
Основными видами деятельности предприятия является:
-оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, мороженным и замороженными десертами, кормами для домашних животных;
-продажа и аренда собственных нежилых зданий и помещений;
-деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
-деятельность агентов по оптовой торговле;
-исследование конкурентного рынка.
Место нахождения: 658820 Алтайский край г. Славгород, ул. Пушкина 44.
2.2 Миссия, цели и ценности организации
Миссия моей организации состоит в постоянном улучшении качества сбыта, насыщения рынка товарами и услугами, формировании у населения хорошего вкуса. Честно говоря, некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: ”Конечно, получать прибыль”. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.
Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации.
И все-таки, извлечение прибыли является одной из главных целей организации. В данной организации извлечение прибыли осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как: