Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:31, курсовая работа
Основной целью является исследования системы управления кредитным портфелем и пути его совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие «кредита» как экономической категории;
дать определение кредитного портфеля банка, понять структуру кредитного портфеля;
раскрыть понятие кредитной политики банка как основы всего процесса управления кредитным портфелем;
рассмотреть правила создания резервов по кредитному портфелю в соответствии с российским законодательством.
Введение…………………………………………………………….………………..2
Теоретические основы управления кредитным портфелем банка …………4
Сущность кредитной политики и кредитного портфеля банка………...4
Оценка качества кредитного портфеля…………………………………….6
Методы управления кредитным портфелем……..……………………………..8
Классификация ссуд, критерии оценки их качества………………………9
Формирование резерва на возможные потери по ссудам……………….10
Разработка лимитов кредитования, оценка кредитного риска ссуд…….14
Расчет совокупного риска кредитного портфеля………………………...18
Управление кредитным портфелем ОАО «АКИБАНК»……………………..20
Краткая характеристика банка…………………………………………….20
Исследование кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК»……………….23
Проблемы и пути совершенствования кредитования в банке…………29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературных источников………………………………………………...34
Приложения…………………………………………………………………………
Важнейшей задачей по-прежнему остается формирование постоянного круга надежных и рентабельных клиентов заемщиков, активно пользующихся всем спектром услуг, предоставляемых Банком.
Рисунок 5. Доля крупных заемщиков в кредитном портфеле, 01.01.2006г.
II. Управление по работе с частными клиентами.
Цель - привлечение большего числа частных клиентов, работа на долгосрочной основе. Для реализации поставленной цели Управление частных лиц ОАО "АКИБАНК" предлагает различные виды накопительных схем, кредитов, в том числе ипотечных, услуг для частных клиентов. В настоящее время в банке обслуживается около 200 тысяч частных клиентов.
С целью получения дополнительных доходов, а также диверсификации банковских рисков АКИБАНК приступил к активной реализации программы розничного кредитования, увеличив к концу года портфель кредитов населению на 91 %.
Если на начало года сумма потребительских кредитов составляла 454,5 млн. руб. (16,4 млн. долл. США), в т.ч. кредиты овердрафт в размере 16 млн. руб. (0,4 млн. долл. США), то на 01.01.2006 сумма потребительских кредитов выросла до 619,2 млн. руб. (21,5 млн. долл. США), в т.ч. овердрафты - 30,6 млн. руб. (1,06 млн. долл. США) (Ежеквартальный отчет по ценным бумагам ОАО «АКИБАНК» за 2004 год, за 1,2,3 кварталы 2005 года, за 1, 2 кварталы 2006 года.) В интересах частных клиентов, имеющих положительную кредитную историю, были разработаны программы поддержки лояльности клиентов.
Физическим лицам в отчетном году было выдано кредитов в объеме 1 182 млн. руб. (41,1 млн. долл. США) или на 20% больше, чем в 2004 г.
Банком также разработан и утвержден пакет документов по ипотечному кредитованию населения. В 2005г. в Уфе банк начал финансирование приобретения недвижимости на вторичном рынке в рамках программы ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Программа предусматривает кредитование на срок до 30 лет под залог приобретаемой квартиры - без поручителей и дополнительного обеспечения. АИЖК производит рефинансирование выданных банком кредитов, приобретая закладные по кредитам, выданных банком.
Кроме
того, в декабре банк подписал соглашение
о сотрудничестве с ОАО «КИТ Финанс»,
которое предлагает свою программу
выдачи и рефинансирования ипотечных
кредитов. В основе программы лежит
концепция привлечения
Таким образом, в 2005-2006 гг. отмечено значительное увеличение кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК», что объясняется следующими факторами:
Анализ кредитного портфеля ОАО «АКИБАНК» позволяет сделать вывод о том, что банк успешно реализует одно из своих одно из своих основных направлений деятельности - кредитование.
3.3. Проблемы и пути совершенствования кредитования в ОАО «АКИБАНК».
Анализ кредитной политики ОАО «АКИБАНК» выявил проблемы, с которыми банку приходится сталкиваться в процессе кредитования.
Во-первых, ключевым видом риска для Банка является риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов, полученных от Банка. Несмотря на то, что доля просроченной задолженности невелика (0.16%), имеются отдельные кредиты, выданные крупным клиентам, задолженность по которым на начало 2006г. составляла 13-18% собственного капитала банка (см. Ежеквартальный отчет по ценным бумагам ОАО «АКИБАНК» за 2004 год, за 1,2,3 кварталы 2005 года, за 1, 2 кварталы 2006 года.)
В своей
деятельности по решению данной проблемы
ОАО «АКИБАНК» создает
Во-вторых,
в современном мире суперконкуренции
и предложения различных
Вышеназванные проблемы кредитования дают основу для разработки предложений по совершенствованию кредитования в ОАО «АКИБАНК».
Здесь можно выделить два момента:
Рассмотрим кратко предложенные пути совершенствования кредитования в ОАО «АКИБАНК».
Работа с проблемными кредитами должна включать элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась.
Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.
Страхование и привлечение достаточного обеспечения позволяют вернуть ссуженные средства и компенсировать убытки банка по процентам за кредит путем страхового возмещения от страховой компании или реализации обеспечения. Однако в условиях запутанной и усложненной процедуры реализации обеспечения более предпочтительным выглядит страхование кредитов в надежной страховой компании, поскольку в этой ситуации проблемами залога, его наличия, сохранности, реализации в случае непогашения кредита занимается страховая компания, а не банк, что, в свою очередь, экономит средства банка и рабочее время сотрудников кредитных подразделений и служб безопасности.
В работе по снижению времени рассматривания заявок в ОАО «АКИБАНК» рекомендуется выполнить мероприятия по устранению причин, вызывающих данную проблему:
1. Большой
пакет документов по
С целью привлечения большего количества клиентов нужно пересмотреть и сократить количество документов, необходимых для оформления кредита.
2. Ошибки специалистов (недоработки в документах)
Здесь необходима целенаправленная работа с персоналом: в данном случае ужесточение требований к работе, стимулирование (материальное (снижение оклада, повышение премии) и нематериальное (награждение, поощрение «лучшего аккуратного работника»).
Данные рекомендации, реализованные в комплексе, будут способствовать уменьшению времени обработки заявок, что значительно повысит конкурентоспособность ОАО «АКИБАНК» на фоне других коммерческих банков.
Заключение.
Особенности развития финансовой системы России привели к тому, что именно на коммерческие банки легла основная нагрузка перераспределения ресурсов. Основным же инструментом перераспределения стал банковский кредит, в результате чего кредитная деятельность приобрела для банков фундаментальное значение.
Оценка кредитной деятельности, полученная на базе проводимого анализа, является основанием для принятия стратегических решений в части перспективного развития банка. Актуальными стали вопросы формирования более полного и объективного подхода к управлению кредитным портфелем банка.
Объектом исследования в данной работе выступил ОАО «АКИБАНК», который за 14 лет успешной работы в банковском секторе зарекомендовал себя как универсальный коммерческий банк, предоставляющий широкий спектр банковских услуг юридическим и физическим лицам.
Анализ кредитной политики ОАО «АКИБАНК» выявил значительное увеличение кредитного портфеля, что объясняется следующими факторами:
В ходе анализа кредитной политики ОАО «АКИБАНК» были выявлены следующие проблемы: риск невозврата или несвоевременного возврата заемщиками кредитов и длительное оформление заявки на кредит.
В качестве
путей совершенствования
Решение
первого вопроса достигается, во-первых,
внимательностью к общим
По вопросу длительности оформления кредитных заявок рекомендовано пересмотреть и сократить количество документов, необходимых для оформления кредита, и разработать план мероприятий по работе с персоналом: ужесточение требований к работе, стимулирование (материальное (снижение оклада, повышение премии) и нематериальное (награждение, поощрение «лучшего аккуратного работника»)
Данные
рекомендации, реализованные в комплексе,
будут способствовать уменьшению времени
обработки заявок, что значительно повысит
конкурентоспособность ОАО «АКИБАНК»
на фоне других коммерческих банков.
Список литературных источников:
Информация о работе Управление кредитным портфелем коммерческого банка