Управление контролем качества продукции на ОАО «Керамин»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является совершенствование организации контроля качества продукции на предприятии на основе требований ИСО 9000.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции на основе требований ИСО 9000;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические вопросы обеспечения качества продукции ……………………………………………………………………. 4
1.1. Понятие качества и его роль в обеспечении конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………… 4
1.2. Сущность технического контроля и требования к его организации…….. 8
1.3. Типы и организационные формы технического контроля……………….
1.4. Международные стандарты по управлению качеством и организация технического контроля на предприятии………………………………………. 16
2. Организация технического контроля на предприятии... 19
2.1. Производственная характеристика предприятия………………………… 19
2.2. Проблемы качества продукции на предприятии………………………….
2.3. Структура и функции ОТК. Организация работы ОТК на предприятии..31
3. Предложения по совершенствованию контроля качества на предприятии…………………………………………….. 33
3.1. Мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов ИСО-9000 на предприятии……………………………………………………...33
3.2. Экономическое стимулирование повышения качества продукции на предприятии …………………………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Список использованных источников……………………………40
приложение 1…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Менеджмент Управление крнтролем качества продукции на предприятии.doc

— 740.00 Кб (Скачать)

При кольцевом контроле продукция проходит контроль на месте ее изготовления. За контролером закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он обходит «по кольцу» периодически в соответствии с часовым графиком.

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы контроля качества, использование которых является одним из требований к системе менеджмента качества согласно ИСО серии 9000-2001. [11, с. 177]

Под статистическим методом контроля понимается контроль качества продукции или состояния технологического процесса, проводимый с использованием теории вероятности и математической статистики.

Целью статистических методов контроля являются исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить своевременно.

Преимущество статистического контроля заключается в возможности обнаружения отклонений от технологического процесса не тогда, когда весь тираж изготовили, а в процессе производства. Применение статистического контроля также связано с сокращением издержек на проведение контрольных операций по сравнению со сплошным контролем.

Среди используемых разновидностей статистических методов контроля качества на предприятиях:

статистический анализ производственного процесса;

статистический анализ точности и надежности технологических процессов;

статистический приемочный контроль качества и др. [12, с. 118]

Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки.

Использование статистических методов контроля эффективно при налаженных, стабильных технологических процессах. Отсюда встает необходимость стабильности производства. Самым надежным способом такой стабилизации является создание на предприятии системы управления качеством.

Для успешного применения статистических методов контроля качества продукции необходимо разработать руководства и стандарты, в доступной форме раскрывающие существо данных методов для работников предприятия.

Текущий предупредительный контроль выполняется с целью предупреждения брака в начале и в процессе обработки. При этом контроле производят: проверку первых экземпляров изделий; контроль соблюдения технологических режимов; проверку вступающих в производство материалов, технологической оснастки и др.

Распространенной формой контроля на предприятиях является самоконтроль, осуществляемый непосредственными исполнителями на рабочих местах. При самоконтроле осуществляется текущий контроль с регистрацией данных о качестве и без такой регистрации, качественное завершение операций с заполнением сопроводительной документации, принимается решение об исправлении дефектов и недостатков. Другие виды работ по техническому контролю должны выполняться специалистами: работниками ОТК, а также мастерами. Самоконтроль сокращает затраты на контрольные операции, повышает ответственность исполнителей, играет большую воспитательную роль. [11, с. 109]

В практике работы предприятий, особенно малых, в целях экономии на исполнителя необоснованно возлагаются обязанности выполнения всех контрольных операций. Это часто отрицательно сказывается на качестве продукции, так как непосредственный исполнитель не имеет возможности осуществлять контроль по всем параметрам изделий и технологических процессов, не имеет специальных навыков и необходимых приборов. На самоконтроле могут также работать бригады, участки.

Внедрение автоматизированного оборудования во всех случаях требует обеспечения автономии исполнителей-операторов и расширения выполняемых ими функций, в число которых в обязательном порядке включается самоконтроль. Необходимым условием перехода к самоконтролю является переподготовка персонала и изменение структуры предприятия. В комплексе эти меры обеспечат улучшение качества продукции.

Состав исполнителей и структура службы технического контроля определяются принятой на предприятии организацией технического контроля.

1.4 Международные стандарты по управлению качеством и организация технического контроля на предприятии

 

В современных условиях для обеспечения убежденности потребителей, в высоком качестве выпускаемой предприя­тием продукции важной становится не только сертифика­ция самой этой продукции, но и сертификация всей систе­мы управления качеством, используемой на предприятии. Конкурентная борьба в большинстве сегментов современно­го рынка носит международный характер, поэтому такая сертификация предполагает проверку соответствия систе­мы качества предприятия требованиям международных стандартов. Наибольшее распространение и признание в данной области получили международные стандарты сис­тем качества серии ИСО-9000. Стандарты серии ИСО-9000 представляют собой пакет документов по обеспечению качества, подготовленный од­ним из комитетов Международной организации по серти­фикации (ISO) и пригодный для достижения стабильно вы­сокого качества работы практически любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности. Семейство стандартов серии ИСО-9000 (версия стандар­тов 2000 г.) имеет структуру. Основными стандартами серии ИСО-9000 являются стан­дарты ИСО-9001: 2000 и ИСО-9004: 2000. [1, с. 106]

Стандарт ИСО9001:2000 "Система менеджмента качест­ва. Требования" является ключевым стандартом, на соот­ветствие требованиям которого в системе ИСО сертифици­руются системы качества предприятий. Данный стандарт устанавливает минимально необходимый набор требований к системам менеджмента качества предприятий и организа­ций независимо от их отраслевой принадлежности. Стан­дарт ИСО-9001:2000 полностью заменяет ранее действовав­шие стандарты ИСО-9001, ИСО-9002, ИСО-9003, в которых фиксировались требования к механизмам обеспечения ка­чества на разных стадиях жизненного цикла продукции, логически объединяет основные положения данных стан­дартов и дополняет их рядом новых пунктов. В структуру стандарта ИСО-9001:2000 входят пять основных разделов, в отношении которых системой ИСО устанавливаются обяза­тельные требования:

система менеджмента качества;

ответственность руководства;

менеджмент ресурсов;

процессы жизненного цикла продукции;

измерение, анализ и улучшение. [2, с. 113]

Стандарт ИСО-9001:2000 позволяет организациям достаточно гибко подходить к изме­нениям в документации системы управления качеством и раз­рабатывать минимальное количество документов, необходи­мых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения сис­темы управления качеством. В соответствии с данным стан­дартом обязательным является документирование следую­щих шести процедур: управление документацией; управление записями о качестве; внутренние аудиты; управление несоответствующей продукцией; корректирующие действия; предупреждающие действия.

Если стандарт ИСО-9001:2000, предназначенный для сертификации систем качества, содержит минимальные обязательные требования к построению таких систем на предприятиях, то стандарт ИСО-9004:2000 "Система менедж­мента качества. Руководящие указания по улучшению ка­чества" описывает механизм дальнейшего развития таких сис­тем до уровня, превышающего требования стандарта ИСО-9001:2000. Стандарт ИСО-9004:2000 внедряется уже после установки и сертификации на предприятии системы качест­ва, отвечающей требованиям стандарта ИСО-9001:2000, и нацелен на совершенствование всей деятельности в органи­зации. Данный стандарт ориентирует организацию на учет и максимально возможное удовлетворение требований всех заинтересованных в ее деятельности сторон: потребителей, владельцев бизнеса, персонала, поставщиков, общества в целом

В стандарте ИСО9004:2000 в общем виде содержится ме­тодика постоянного улучшения деятельности предприятия.

Стандарты серии ИСО-9000 содержат минималь­ные требования, которым должна соответствовать органи­зация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управ­ления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ИСО, то потребителями это воспринимается как убедительное доказательство способности фирмы обеспе­чить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг требуемого уровня качества.

Отличительной особенностью международных стандартов ИСО-9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Данные стандарты указывают на то, что руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, создание, внедрение и функционирование сис­темы управления качеством, что должно четко опреде­ляться и оформляться документально.

В последнее время в экономически развитых странах все большее значение приобретает сертификация систем качест­ва предприятий на соответствие требованиям стандартов серии ИСО-14000, устанавливающих требования к экологи­ческим параметрам производства. Сертификация пред­приятий на соответствие стандартам ИСО-14000 становится важным инструментом получения доступа на рынки мно­гих развитых стран. Базовыми стандартами серии ИСО-14000 являются стан­дарты ИСО-14001 и ИСО-14004. [7, с. 118]

Основным предметом стандартов ИСО-14000 является сис­тема экологического менеджмента, поэтому основным до­кументом серии считается ИСО-14001 «Системы экологичес­кого менеджмента. Спецификация и руководство по применению».

Стандарты ИСО-14001 и ИСО-14004 разрабатывались с учетом опыта применения принципов всеобъемлющего менеджмента качества (отра­женного и в стандартах ИСО серии 9000) к вопросам охра­ны окружающей среды и рационального использования ре­сурсов. В свою очередь опыт разработки и применения стан­дартов ИСО-14001 и ИСО-14004 был учтен при создании стандартов ИСО-9001 и ИСО-9004 версий 2000 г. Серии стандартов ИСО-9000 и ИСО-14000 являются полностью совместимыми.

Предприятия могут использовать стандарты ИСО-14000 как для внутренних, так и для внешних целей. Внутренние цели могут быть связаны с использованием данных стан­дартов в качестве инструкций по созданию на предприятии систем экологического менеджмента, а также в качестве ос­новы для проведения внутреннего аудита системы экологи­ческого менеджмента. Создание такой системы дает органи­зации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью воздействий на окру­жающую среду и приводить свою деятельность в соответ­ствие с разнообразными требованиями. Внешние цели внед­рения стандартов серии ИСО-14000 связаны с тем, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. [5, с. 166]

Формально сертификация по стандартам серии ИСО-14000 является добровольной.

2 Организация технического контроля на предприятии

 

2.1 Производственная характеристика предприятия

 

 

Открытое акционерное общество «Керамин» - крупнейшее в Европе предприятие по производству керамической продукции и строительных материалов. ОАО «Керамин» обеспечивает не только свой белорусский рынок, более 75% производимой продукции напрямую поставляется в Россию, Украину и другие страны СНГ, а также продукция экспортируется в Прибалтику, Италию, Польшу, Румынию, Австрию.

Сегодня ОАО «Керамин» - многоотраслевое предприятие, в состав которого входят при производственных предприятия (не являющихся юридическими лицами и не имеющих собственного баланса): головное предприятие (основная продукция-плитка для внутренней облицовки стен), Керамический завод (выпускает глиняный кирпич, архитектурную керамику, уралитовые мелющие тела) и завод «Стройфарфор» (выпускает умывальники, унитазы, бачки, пьедесталы и т.д.).

Ассортимент производимой продукции характеризуется широтой и разнообразием.

Динамика объемов производства различных товаров, производительности труда представлена в приложении 1.

Сложившаяся сегодня на «Керамине» структура собственности создает своего рода экономическую заинтересованность работников в умножении капитала, поскольку от этого зависят выплачиваемые им дивиденды. Таким образом, государству принадлежит 2,3% акций предприятия, 0,5% - субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности, 77,1% - членам трудового коллектива, 7,1% - прочим участникам.

Мощности предприятия позволяют выпускать 14 млн.м2 различных видов керамической плитки в год (это почти 90% от общего объема производства акционерного общества в денежном выражении; доли кирпичного и сантехнического производства составляют соответственно 5,14 и 5,53%).

На предприятии создан Центр современного дизайна, где активно работает творческая группа художников и дизайнеров. Основная задача специалистов Центра – создание новых дизайнов и коллекций керамической плитки, керамического гранита и санитарной керамики. Дизайны разрабатываются комплексно, т.е. определяются формат, фактура, рисунок плитки, композиция и виды декоративных элементов, цветовые решения, материалы, которые необходимы для их производства, поэтапно определяется процесс создания желаемых эффектов и фактур. При создании новых коллекций учитываются тенденции «керамической моды», ожидания покупателей и специфика современного рынка. Процесс творческого поиска не прекращается. Художники и дизайнеры посещают все крупные международные выставки, графические студии Италии и Испании. Специалисты Центра разрабатывают концепции и макеты каталогов и других рекламных материалов ОАО «Керамин», создают проекты выставочных павильонов и стендов для представления предприятия на международных выставках, форумах, семинарах и ярмарках.

ОАО «Керамин» принимает участие в международных и региональных отраслевых выставках, является победителем и лауреатом многочисленных государственных и международных конкурсов, имеет престижные награды и дипломы:

«Бренд года 2004» (Беларусь), «Бренд года 2005» (Беларусь), «Бренд года 2005» (Молдова), «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации», "Факел Бирмингема" (США) - престижная награда Международной Академии лидеров бизнеса и управления "За успешное экономическое выживание и развитие в трудных экономических условиях, «Золотой глобус» (Дания), «Золотая звезда» (Испания), «Гран-при» (Франция), «Золотой орёл» (Германия-Голландия) и другие…

Информация о работе Управление контролем качества продукции на ОАО «Керамин»