Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель курсовой работы является совершенствование организации контроля качества продукции на предприятии на основе требований ИСО 9000.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции на основе требований ИСО 9000;
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические вопросы обеспечения качества продукции ……………………………………………………………………. 4
1.1. Понятие качества и его роль в обеспечении конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………… 4
1.2. Сущность технического контроля и требования к его организации…….. 8
1.3. Типы и организационные формы технического контроля……………….
1.4. Международные стандарты по управлению качеством и организация технического контроля на предприятии………………………………………. 16
2. Организация технического контроля на предприятии... 19
2.1. Производственная характеристика предприятия………………………… 19
2.2. Проблемы качества продукции на предприятии………………………….
2.3. Структура и функции ОТК. Организация работы ОТК на предприятии..31
3. Предложения по совершенствованию контроля качества на предприятии…………………………………………….. 33
3.1. Мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов ИСО-9000 на предприятии……………………………………………………...33
3.2. Экономическое стимулирование повышения качества продукции на предприятии …………………………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Список использованных источников……………………………40
приложение 1…………………………………………………
Международный гуманитарно-экономический институт
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Управление контролем качества продукции
на ОАО «Керамин»
Исполнитель:
Студент 3 курса ______________________________
гр. эк 3-02 шифр 298/2006
Руководитель: ______________________________
Минск 2010
Введение ………………………………………………………………………
1. Теоретические вопросы обеспечения качества продукции …………………………………………………………………….
1.1. Понятие качества и его роль в обеспечении конкурентоспособности продукции………………………………………………………
1.2. Сущность технического контроля и требования к его организации…….. 8
1.3. Типы и организационные формы технического контроля……………….
1.4. Международные стандарты по управлению качеством и организация технического контроля на предприятии……………………………………….
2. Организация технического контроля на предприятии... 19
2.1. Производственная характеристика предприятия…………………………
2.2. Проблемы качества продукции на предприятии………………………….
2.3. Структура и функции ОТК. Организация работы ОТК на предприятии..31
3. Предложения по совершенствованию контроля качества на предприятии……………………………………………..
3.1. Мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов ИСО-9000 на предприятии…………………………………………………
3.2. Экономическое стимулирование повышения качества продукции на предприятии …………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………40
приложение 1………………………………………………………………..
приложение 2………………………………………………………………..43
В современных условиях одной из ключевых проблем экономического развития становится обеспечение конкурентоспособности продукции. Ее можно обеспечить за счет улучшения качества и четкой ориентацией на заказчика. Стало очевидным, что изготовители продукции не могут привлечь и удержать потребителей (заказчиков), если они не рассматривают качество как стратегическую цель.
Обеспечение качества продукции на производственных предприятиях определяется целым рядом внутренних факторов: технических, организационных, экономических, социально-психологических. Важное место среди этих факторов занимают организационные факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда и др. Именно с этими факторами связано использование эффективного подхода к решению проблем качества на предприятии - системного управления качеством.
Сегодня каждое предприятие независимо от его масштабов и отраслевой специфики рискует довольно быстро оказаться вне сферы решения проблемы качества, если оно откажется от внедрения системы управления качеством. Конечно, каждое предприятие индивидуально и абсолютно одинакового подхода к решению проблемы качества быть не может. Существуют также отличия при создании систем управления качеством на крупных и малых предприятиях.
Цель курсовой работы является совершенствование организации контроля качества продукции на предприятии на основе требований ИСО 9000.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы качества и конкурентоспособности продукции на основе требований ИСО 9000;
проведен анализ качества и конкурентоспособности продукции по техническим и экономическим параметрам с помощью различных методов;
обоснованы пути по повышению качеству продукции с помощью дальнейшего внедрения стандартов ИСО 9000.
Объектом исследования в работе выступала продукция ОАО «Керамин».
Предмет исследования – контроль качества продукции.
Особое значение проблемы качества продукции определяется тем, что является комплексной и затрагивает интересы, как производителей, так и потребителей и общества в целом. Качество продукции для потребителя означает пригодность к применению, надежность, соблюдение сроков поставки, наличие системы технического сервиса, снижение удельных издержек. Для общества в целом повышение качества продукции рассматривается в аспекте ограничения риска от ее применения или потребления, минимизации загрязнения окружающей среды, сбережения ресурсов, решения социальных задач. Выпуск качественной продукции предприятиями-изготовителями является фактором ее конкурентоспособности и успешного продвижения на внутренние и внешние рынки, обеспечения роста объема продаж и прибыли, эффективности использования производственных ресурсов, повышения степени адаптивности к изменяющимся условиям внешней среды, активизации процесса поиска и внедрения инноваций. Высокое качество продукции отечественных предприятий обеспечивает целый ряд преимуществ и для национальной экономики: увеличение экспортного потенциала, усиление экономической независимости государства и его безопасности, ускорение научно-технического прогресса, рост благосостояния общества, создание предпосылок для устойчивого экономического роста.
В 1987 году Международной организацией по стандартизации ИСО была разработана терминология в области качества продукции. В соответствии с данной терминологией под качеством продукции понимается совокупность характеристик, придающей ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Описание качества продукции производится с помощью единичных, комплексных и обобщающих показателей. [1, с. 89]
Единичные показатели качества, характеризующие определенное свойство продукции, объединяются в следующие группы:
назначения – характеризуют область применения и функции продукции (производительность, мощность, точность работы и др.);
надежности как свойство изделия сохранять эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность);
технологичности, которая отражает эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.).
эстетические - характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность, рациональность формы и др.).
эргономические - отражают взаимодействие в системе «человек - изделие - среда» и. характеризуют соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека (вибрация, освещенность, шум и т.п.);
стандартизации и унификации - показывают степень использования стандартизированных и унифицированных узлов, деталей;
патентно-правовые - отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия;
транспортабельности - приспособленность продукции для транспортировки
экологические – уровень воздействия на окружающую среду (содержание вредных примесей, вероятность выброса вредных веществ);
безопасности для покупателя и обслуживающего персонала.
Для определения значений показателей качества применяются различные методы:
измерительный – реализуется с помощью специальных приборов, инструментов;
регистрационный – основан на регистрации числа определенных событий (отказов), подсчете предметов (унифицированных, защищенных патентами);
вычислительный – предусматривает применение математических моделей;
органолептический – в основе лежит анализ восприятия органов чувств;
социологический - сбор и анализ мнений фактических или потенциальных потребителей;
экспертный – реализуется группой специалистов (дизайнеров, дегустаторов и др.). [2, с. 119]
Комплексные показатели качества характеризуют несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценке ее конкурентоспособности. Для расчета комплексных показателей качества продукции используются аналитический или коэффициентный метод. Аналитический метод применим при возможности установления функциональной зависимости комплексного показателя от единичных. При коэффициентном методе комплексный показатель образуется в результате суммирования единичных показателей, взвешенный на коэффициенты значимости.
Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества всей продукции в целом. В качестве таковых используют удельный вес новой продукции, продукции, поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества, сертифицированной продукции в ее общем объеме.
В условиях рыночно ориентированной экономики, в которой определяющее значение имеет рынок потребителей, конкурентоспособность продукции является важнейшим фактором и индикаторам успешной деятельности предприятий.
Под конкурентоспособностью продукции понимается относительная интегральная характеристика, отражающая отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и затратам на ее удовлетворение.
В математической форме условие конкурентоспособности продукции может быть выражено двумя условиями:
- технические параметры потребности ≤ технические параметры товара;
- финансовые возможности потребителя для удовлетворения данной потребности ≥ цена продукции. [3, с. 110]
Таким образом, составляющими конкурентоспособности продукции являются:
экономические параметры (цена продукции);
технические параметры (в совокупности выражают качество продукции);
социально-организационные факторы (отражают социальную структуру потребителей, национальные особенности организации производства, сбыта, рекламы).
В основе оценки конкурентоспособности продукции лежит сопоставление полезного эффекта и затрат по ее использованию. Для практических расчетов в зависимости от цели определения уровня конкурентоспособности и полноты информационной базы могут применяться следующие методы:
дифференциальный, что предполагает использование единичных параметров сопоставляемых изделий. Единичный параметрический показатель отражает процентное отношение величины параметра к такой его величине, которая обеспечивает полное удовлетворение потребности;
комплексный. Данные метод связан с определением групповых и интегральных показателей. Групповой показатель представляет собой сумму единичных параметров, взвешенных на их значимость или долю статьи затрат в общей сумме по стоимостным характеристикам. Интегральный показатель - это отношение группового показателя по техническим параметрам к экономическим параметрам. [5, с. 101]
Конкурентоспособность конкретной продукции, как уже отмечалось, является обобщающей характеристикой и формируется под влиянием совокупности факторов. В силу этого при разработке мер по повышению уровня конкурентоспособности продукции необходим комплексный подход, затрагивающий практически все сферы деятельности предприятия. Основными направлениями повышения конкурентоспособности продукции являются:
снижение себестоимости продукции;
повышения качества продукции;
материальное стимулирование высоких конечных результатов деятельности работников предприятия;
активизация инновационной деятельности предприятия;
реструктуризация объемов производства в целях сокращение условно-постоянных расходов;
развитие на предприятии системы маркетинга;
создание и совершенствование системы сервисного обслуживания;
анализ и учет качества и преимуществ товаров-конкурентов;
развитие рекламной политики. [5, с. 104]
В системе менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000-2001 определенное место отводится контролю, под которым понимается процедура оценивания соответствия путем наблюдений и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями. Эти измерения должны осуществляться с помощью методов, которые должны подтверждать способность процессов достигать запланированных результатов.
Для выполнения этой процедуры в ИСО 9004-2001 рекомендуется определить методы измерения, требования к измерениям для оценки функционирования процессов и их улучшения, спланировать измерения.
При выборе методов измерения для обеспечения соответствия продукции требованиям необходимо учитывать:
виды характеристик продукции, от которых затем зависят виды измерений, подходящие средства измерений, необходимая точность и требующиеся навыки;
необходимое оборудование, программные средства и инструменты;
расположение точек измерения в последовательности процесса;
Информация о работе Управление контролем качества продукции на ОАО «Керамин»