Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами в компании ООО «Тревэл холл» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические основы исследования конфликтов в компании: их сущность и способы разрешения.
Провести анализ разрешения конфликтов в компании ООО «Тревэл холл».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Общая теория конфликтов………………………………………...5
1.1. Природа и понятие конфликта…………………………………………….5
1.2. Граница конфликта………………………………………………………...6
1.3. Структура, типы и функции конфликта…………………………………..8
1.4. Конструктивный характер………………………………………………..11
1.5. Деструктивный характер…………………………………………………11
Глава II. Причины возникновения конфликтов………………………...12
2.1. Объективные факторы возникновения конфликтов……………………12
2.2. Современные методы разрешения конфликтов………………………...14
2.2.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов………………….14
2.2.2. Конструктивное разрешение конфликтов………………………..15
2.2.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны………16
Глава III. Управление конфликтами………………………………………18
3.1. Методы управления конфликтами……………………………………….18
3.2. Поведение участников в конфликте……………………………………..19
3.3. Общая схема разрешения конфликтов…………………………………..20
Глава IV. Практическая часть……………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………27
Приложение…………………………………………………………………….
Компромисс - состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Обычно эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он его соперник обладают равными возможностями наличия взаимоисключающих интересов, удовлетворения временным решением, угрозы потерять все.
Приспособление - или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы, мотивы: признание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений, сильная зависть от него, незначительность проблемы.
Уход
- попытка уйти при минимуме затрат.
Избегание применяется при
Сотрудничество
- наиболее эффективный подход к
решению конфликта. Предполагает направленность
оппонентов на конструктивное обсуждение
проблемы. Наиболее удобно при сильной
зависимости партнеров, важности решения
для обеих сторон.
2.2.3. Урегулирование
конфликта с участием
третьей стороны
Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации, с участием третьей стороны, процесса поиска решения проблемы.
В
роли третьей стороны могут
Неофициальными медиаторами могут выступать: психологи, старшие по возрасту, друзья, соседи, неформальные лидеры групп и др.
Несколько ролей третьей стороны: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
Третейский судья обладает большими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Он выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.
Арбитр - также выслушивает стороны, обсуждает конфликт, выносит решение, которое обязательно для выполнения.
Посредник играет более нейтральную роль, его задача обеспечить конструктивное разрешение конфликта, а решение остается за оппонентами.
Помощник
участвует с целью
Наблюдатель
своим присутствием удерживает стороны
от нарушения ранее принятых договоренностей.
Глава III. Управление конфликтами
3.1. Методы управления конфликтами
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию, (взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп). В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. Управление конфликтами это целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами.
1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
2)
структурные, т.е. методы по
устранению организационных
3)
межличностные методы или
4) переговоры;
5) ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждений.
Межличностные
методы. При создании конфликтной ситуации
или начале развертывания самого конфликта
его участникам необходимо выбрать форму,
стиль своего дальнейшего поведения с
тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось
на их интересах.
3.2. Поведение участников
в конфликте
Выделяют следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
1) уступчивость;
2) уклонение;
3) противоборство;
4) сотрудничество;
5) компромисс.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
Уклонение (избежание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.
Противоборство,
конкуренция характеризуется
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.
При
компромиссе действия участников направлены
на поиски решения за счет взаимных
уступок, на выработку промежуточного
решения, устраивающего обе стороны, при
котором особо никто не выигрывает, но
и не теряет.
3.3. Общая схема разрешения
конфликтов
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1)
Признать существование
2)
Определить возможность
3)
Согласовать процедуру
4)
Выявить круг вопросов, составляющих
предмет конфликта. Основная
5)
Разработать варианты решений.
Стороны при совместной работе
предлагают несколько
6)
Принять согласованное решение.
7)
Реализовать принятое решение
на практике. Если процесс совместных
действий заканчивается только
принятием проработанного и
Глава IV. Практическая
часть
Ситуация
1.
В
связи с резко возросшей
Последствия:
«напряженность» внутри коллектива фирмы;
уменьшение работоспособности сотрудников;
распространение различных слухов;
атмосфера недоверия к руководству фирмы;
тенденция к уходу хороших сотрудников.
распространение слухов и домыслов внутри фирмы;
настороженному отношению части общественности к фирме;
распространению слухов за пределами фирмы о ее, якобы, неустойчивом физическом состоянии.
недоверие со стороны клиентов;
действия
со стороны конкурентов, ухудшающие
положение туристской фирмы (от целенаправленного
распространения порочащих
Решение проблемы:
закрытие
всех возможных каналов
назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой;
создание
внутри организации атмосферы
пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;
выявление внутри коллектива "неформальных лидеров" и активная работа с ними
Обращение к сотрудникам фирмы с "посланием", которое должно стать традиционным и содержать:
• краткий отчет о результатах работы фирмы за прошедший период (например, месяц);
• описание современной ситуации на рынке;
• краткое и доступное изложение программы оптимизации;
• точные даты начала и, главное, завершения работ по программе;
• разъяснения в свете программы сути принятых ранее решений (распоряжения относительно питания сотрудников, режима работы складов и др.);
• описание перспектив и планов фирмы на текущий период.