Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами в компании ООО «Тревэл холл» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические основы исследования конфликтов в компании: их сущность и способы разрешения.
Провести анализ разрешения конфликтов в компании ООО «Тревэл холл».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Общая теория конфликтов………………………………………...5
1.1. Природа и понятие конфликта…………………………………………….5
1.2. Граница конфликта………………………………………………………...6
1.3. Структура, типы и функции конфликта…………………………………..8
1.4. Конструктивный характер………………………………………………..11
1.5. Деструктивный характер…………………………………………………11
Глава II. Причины возникновения конфликтов………………………...12
2.1. Объективные факторы возникновения конфликтов……………………12
2.2. Современные методы разрешения конфликтов………………………...14
2.2.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов………………….14
2.2.2. Конструктивное разрешение конфликтов………………………..15
2.2.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны………16
Глава III. Управление конфликтами………………………………………18
3.1. Методы управления конфликтами……………………………………….18
3.2. Поведение участников в конфликте……………………………………..19
3.3. Общая схема разрешения конфликтов…………………………………..20
Глава IV. Практическая часть……………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………27
Приложение…………………………………………………………………….
Введение…………………………………………………………
Глава I. Общая теория конфликтов………………………………………...5
1.1. Природа и понятие конфликта…………………………………………….5
1.2. Граница
конфликта………………………………………………………
1.3. Структура,
типы и функции конфликта………………
1.4. Конструктивный характер………………………………………………..11
1.5. Деструктивный характер…………………………………………………11
Глава II. Причины возникновения конфликтов………………………...12
2.1. Объективные факторы возникновения конфликтов……………………12
2.2. Современные
методы разрешения конфликтов……
2.2.1 Прогнозирование и профилактика конфликтов………………….14
2.2.2. Конструктивное разрешение конфликтов………………………..15
2.2.3. Урегулирование конфликта с участием третьей стороны………16
Глава III. Управление конфликтами………………………………………18
3.1. Методы управления конфликтами……………………………………….18
3.2. Поведение
участников в конфликте……………………
3.3. Общая
схема разрешения конфликтов………
Глава IV. Практическая часть……………………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………27
Приложение……………………………………………………
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus - столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире при быстром темпе развития рыночных отношений, своевременность и правильность принятия управленческого решения во многом зависит от того, насколько эффективно организована работа персонала. Поэтому для обеспечения эффективной работы коллектива необходимо свести к минимуму количество конфликтных ситуаций.
В каждом трудовом коллективе всегда есть место трениям, недовольству, противоречивым мнениям и интересам, а значит, в межличностных отношениях конфликты неизбежны. В любой организации уже изначально заложено объективное рассогласование интересов между разными людьми и подразделениями. Эти рассогласования существуют либо в виде конфликта, либо в виде потенциального конфликта.
Объект исследования – трудовой персонал.
Предмет исследования - методы и способы предотвращения конфликтов в ООО «Тревэл холл».
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами в компании ООО «Тревэл холл» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические основы исследования конфликтов в компании: их сущность и способы разрешения.
Провести анализ разрешения конфликтов в компании ООО «Тревэл холл».
3)
Разработать рекомендации по
предотвращению конфликтов в
ООО «Тревэл холл».
Понятие
конфликта принадлежит как
В обыденной речи слово "конфликт" используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных и супружеских разногласий. Мы называем конфликтом супружескую ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и многое другое.
Слово "конфликт" происходит от латинского conflicts - столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки.
Проблемы, возникающие с определением конфликта, сегодня все еще не решены. Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов Р. Марка и Р. Снайдера, которые еще более двух десятилетий назад, в период особенного и интенсивного развития исследований в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов, и проанализировали ряд понятий, таких как антагонизм интересов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и т.д. Признав, что ни одно из них не является синонимом конфликта, авторы были вынуждены констатировать: "Очевидно, "конфликт" представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать, и полученное использовать в своих целях". При этом разные дисциплины наделяют "конфликт" своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи - с "трудностями", "напряженностями", социологи заменяют им понятия "дебаты", "оппозиция".
Сегодня многие, особенно западные конфликтологи, весьма скептически относятся к возможности создания единой универсальной теории конфликта.
Однако в дальнейшей работе нам необходимо от чего-то отталкиваться.
Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
Иными словами, конфликт - это процесс, в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу, достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.
Для
уяснения сути конфликта важно выделить
его основные признаки и сформулировать
необходимые и достаточные
Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием для возникновения конфликта.
Конфликт
- это всегда противоборство субъектов
социального взаимодействия, которое
характеризуется нанесением взаимного
ущерба (морального, материального, физического,
психологического и т.д.). Исходя из вышесказанного
можно сформулировать необходимые условия
возникновения (наступления) конфликта.
Таким образом, условиями являются наличие
у субъектов социального взаимодействия
противоположно направленных мотивов
или суждений, а также состояние противоборства
между ними.
Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени.
Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной, внутрисистемный.
Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой он происходит. Четкое определение пространственных границ конфликта важно, главным образом, в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта.
Временные границы - это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени. Это особенно важно для оценки роли вновь присоединившихся к конфликту лиц.
Начало конфликта определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознаёт эти акты как направленные против него и им противодействуют. Эта несколько усложненная формула означает, что конфликт будет признан не начавшимся, если:
1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику, при этом под действиями понимаются как физические действия, так и передача информации (устное слово, печать, телевидение и т.д.);
2)
второй участник (противник) осознает,
что указанные действия
3) второй участник предпринимает активные ответные действия, направленные против второго участника.
Сказанное означает, что, если действует только один участник или участниками производится лишь мысленное обдумывание прогнозирование хода будущего конфликта, говорить о наличии конфликта неправомерно.
Однако этому не противоречат предложенное некоторыми специалистами выделение скрытой стадии развития конфликта. Выделение этой стадии существенно для анализа крупных конфликтов международного значения (например, планирование войны).
Завершение конфликта также неоднозначно. Конфликт может быть исчерпан примирением сторон, но может прекратиться выходом из конфликта одной из сторон либо её уничтожением. Наконец, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Этим способом в ряде случаев заканчиваются криминальные конфликты. Таким образом, окончанием конфликта нужно считать прекращение действия всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой они имели место.
Внутрисистемный аспект развития конфликта и определение его границ. Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Эти внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частичным, ограниченным.
Определение
внутрисистемных границ конфликта тесно
связано с четким выделением конфликтующих
сторон из всего круга его участников.
Это связанно с тем, что кроме самих участников
могут быть подстрекатели, пособники,
организаторы конфликта, а также третейские
судьи, советники, сторонники или противники
тех или иных лиц, конфликтующих между
собой. Границы конфликта в системе зависят,
таким образом, от того, насколько широк
круг вовлеченных в него участников. Значение
внутрисистемных границ необходимо для
воздействия на происходящие процессы,
для предотвращения разрушения системы
в целом.
1.3. Структура, типы и
функции конфликта
Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни.
Кроме понятия конфликт часто используется понятие "конфликтная ситуация". Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, целый эпизод его развития, своеобразный фотографический снимок конфликта на определенный момент времени. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Субъективное содержание конфликтной ситуации участники конфликта.