Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………5
Понятие организационного конфликта………………………..5
Виды и типы организационных конфликтов…………………10
Структура и предпосылки организационных конфликтов…..12
Этапы организационного конфликта……………………………16
Глава II. «Влияние особенностей организационного конфликта на поведение
людей»…………………………………………………………….17
Стратегии конфликтного взаимодействия…………………....17
Влияние противоречий на течение конфликта……………….20
Инициаторы организационных конфликтов………………….22
Глава III. «Управление организационным конфликтом»…………….…25
Методы управления организационными конфликтами……….25
Общие правила, принципы, рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………....26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………31
Так, сотрудничество рекомендуется в тех случаях, когда каждый из подходов к проблеме слишком важен; когда необходима интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников, имеющих различные подходы к решению проблемы; если необходимо преодолеть негативные эмоции, препятствующие развитию отношений.
Стиль приспособления лучше использовать,
когда наиболее важной задачей является
восстановление спокойствия и стабильности,
а не разрешение конфликта; когда
необходимо признать собственную неправоту;
если необходимо упрочить взаимное доверие
и стремление прислушиваться к мнению
других; если существует возможность
позволить оппоненту
Игнорирование признается целесообразным, если необходимо время для того, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации; отсутствие согласованности, отчужденность, непримиримость, которые могут еще больше проявиться в процессе решения конфликта.
Компромиссный подход признается уместным,
когда необходимо приять срочное
решение при дефиците времени; сотрудничество
и директивное решение
Анализ результатов практики и их обобщения на основе теоретических исследований конфликта позволили выделить многочисленные стратегии оппонентов в случае противодействия.
К таким стратегиям можно отнести следующие варианты поведения:
– физическое устранение оппонента;
– физическое или психологическое давление, подавляющее активность оппонента;
– демонстрация потенциальному оппоненту возможных негативных для него последствий;
– использование «обманных
ходов», в том числе ослабление
позиции оппонента на основе
ложной информации о нем,
– использование жертвы для усиления своего авторитета, в том числе стратегия жертвы малым ради большего, двуличие, выражающееся в смене партнеров по коалиции, стратегия «крысы, бегущей с тонущего корабля»;
– использование любых промахов оппонента, даже в сфере далекой от той, где пересекаются интересы противоборствующих сторон;
– ослабление позиции оппонента на основе стратегии «делания из мухи слона», когда преувеличивается значение реального, но малозначимого промаха оппонента;
– приобретение статуса «жертвы нападения», что достигается посредством провокации активных наступательных действий со стороны оппонентов на фоне имитации «утечки информации»;
– выход из конфликтной ситуации
в случае обнаружившийся слабости собственной
позиции на фоне надвигающейся угрозы
расплаты за предшествующие действия,
в том числе методом «смещения
фокуса внимания», «разжиганием групповых
предрассудков», во время которого
формируется отрицательный
– использование тактики «
– манипулирующее или истинное приобщение оппонентов к собственной системе целей, интересов.
Как мы видим, стратегия принуждения
при решении задач
2.2. Влияние противоречий на течение конфликта.
Противоречия, порождающие конфликты,
могут быть классифицированы, исход
из характера противодействия
Люди, вовлеченные в конфликт, могут проявлять себя во всем многообразии реализуемых ими ролей вне зависимости от сюжета и характера противоречия.
Существует определенная связь между участниками конфликта и сущностью противоречий.
Так, причиной конфликта между личностью и группой может быть нарушение установленных группой норм поведения. Содержание противоречий межгрупповых может быть связано с различными сферами деятельности в организации. Межличностные конфликты чаще обусловлены нарушением этики в форме проявления грубости, неуважительного отношения или обмана, нетерпимостью к иному мнению.
Но существуют противоречия, по поводу
которых могут конфликтовать
субъекты самого разного уровня. Наиболее
общая классификация
1. объективные целенаправленные;
2. объективные
3. субъективные целенаправленные;
4. субъективные
Чаще всего к числу
Не менее часто причинами конфликтов оказываются так называемые субъективные факторы, связанные с личными качествами человека.
Многообразие причин, порождающие
конфликты, предполагает и различные
способы их разрешения. В тех случаях,
когда в основе противоречий лежат
объективные предпосылки, лучшим выходом
из положения является создание нормальных
условий деятельности в организации.
Было выявлено, что конфликты, имеющие
в своей основе субъективные предпосылки,
могут быть разрешены как на личностном,
так и на объективном уровне, в
то время как объективные только
за счет изменения объективных
Таким образом, решение конфликтного
взаимодействия будет обеспечиваться
психологической помощью на основе
анализа связей между эмоциями, которые
переживаются участниками конфликта,
а также вовлечением
Непременным условием в прогнозировании
путей урегулирования конфликта
связаны с целым комплексом личностных,
индивидуально-психологических
2.3. Инициаторы организационных конфликтов.
Поведение работника в той или иной конфликтной ситуации порой напрямую зависит от его психологических особенностей. Развернутую достаточно образную классификацию инициаторов конфликта дает английский промышленный конфликтолог Р.Брамсон.1 Он делит их на следующие пять типов: агрессивные, «жалобщики», «нерешительные», «тревожные личности», «всезнайки».
«Танки» - наиболее явно выраженный тип агрессивных личностей. Для них характерны самоуверенность, громкий голос, невнимание к окружающим. Они абсолютно уверены в своей компетентности и в прекрасном знании интересов и мнений коллег. С «танками» сложно, но можно ладить. Для этого нужно смотреть им прямо в глаза, называть по имени и фамилии.
«Снайперы» действуют иначе, преимущественно исподтишка. Они ехидничают, отпускают в адрес людей всякие колкости, остроты и тем самым сеют недоверие между членами группы. Самое эффективное оружие против «снайперов» - прямая атака. Ставя их на место, важно избегать прямых оскорблений, давать им возможность сохранить свое лицо.
«Взрывники» - люди, которые способны внезапно оглашать помещение криками, обрушиваться на оппонентов с бранью. Они часто так аристократично выходят из себя, что создают впечатление, будто их действительно обидели. Нейтрализовать конфликтный потенциал довольно легко: им надо дать выплеснуть из себя накопившиеся эмоции.
Обращение с каждым
из рассмотренных типов
Таким образом, основными особенностями, влияющими на течения конфликта, являются стратегии конфликтного поведения, используемые участниками конфликта в зависимости от сложившейся ситуации; противоречия, объективные и субъективные и, наконец, главная особенность конфликта, от которой, в первую очередь, зависит ход его течения, это личностные характеристики инициаторов конфликта, особенности их поведения и методы их взаимодействия. Знание этих особенностей поможет в дальнейшем ориентироваться в решении конфликтных ситуаций и, возможно, будет способствовать их профилактике.
Глава III. Управление организационным конфликтом.
3.1. Методы управления организационными конфликтами.
Методы управления конфликтами - это приемы и способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Эти методы делятся на две группы: структурные и персональные методы.1
Структурные методы предполагают воздействие
через организационные факторы
и направлены на предотвращение формирования
либо устранение конфликтной среды,
почвы, на ликвидацию источников конфликта.
К структурным методам
Персональные методы управления:
В общем плане эффективность применения различных методов управления конфликтами зависит от конкретной ситуации, специфики организации, ее структуры и культуры и ряда других факторов.