Управление конфликтами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3



Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………5


Понятие организационного конфликта………………………..5
Виды и типы организационных конфликтов…………………10
Структура и предпосылки организационных конфликтов…..12
Этапы организационного конфликта……………………………16



Глава II. «Влияние особенностей организационного конфликта на поведение

людей»…………………………………………………………….17


Стратегии конфликтного взаимодействия…………………....17
Влияние противоречий на течение конфликта……………….20
Инициаторы организационных конфликтов………………….22



Глава III. «Управление организационным конфликтом»…………….…25


Методы управления организационными конфликтами……….25
Общие правила, принципы, рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………....26



Заключение……………………………………………………………………..29



Список литературы……………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 55.57 Кб (Скачать)
  1. С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают:
  • Адаптационный конфликт связан чаще всего с переходом на новое место работы. Он является результатом резкого качественного изменения системного окружения, новых требований.
  • Конфликт взаимоотношений руководитель-подчиненный. Этот тип конфликта связан с личностными особенностями их участников.
  • Конфликты, связанные с ошибками. Такой тип конфликтов отмечен в 15% случаев от общего количества конфликтов в организациях. Конфликты, определяемые такими ошибками, выполняют функции получения эмоционально окрашенной информации о системном окружении. Например, изменение отношения к людям происходит на основе установления в ходе конфликта закономерности: «со временем люди изменяются» Интересно также и то, что 6% конфликтов связано с ошибками других людей, а 9%-  с собственными.1
  • Конфликт-противостояние. Данный тип конфликтов связан  с противопоставлением мнения одного человека групповому воздействию. Противостояние может касаться разных вопросов. Иллюстрацией этого положения служит конфликтная ситуация, до некоторой степени курьезная. Директор завода зашел в комнату мастеров одного из цехов и, беседуя с одним из них, съел два яблока, лежащих на столе. Вернувшийся из цехов мастер возмутился поведением директора, который съел его яблоки. Через некоторое время мастер был повышен в должности. Он впервые за шесть лет возразил и, по его словам, первый раз понял, «чтобы тебя замечали, надо быть настойчивым, твердым и иметь чувство собственного достоинства.
  1. С точки зрения участников организационного  конфликта различают:
  • Межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения.
  • Внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющее на результаты работы группы или организации в целом.
  • Межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
  1. С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
  • Горизонтальный конфликт может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступают как конфликты целей, оценки вклада или оценки значимости.

–Вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в                                                   организации. Его возникновение в организации может быть обусловлено тем, что влияет на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, распределение функций и доходов, коммуникации, культура и т. п.

  1. С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
  • При конструктивном (функциональном) разрешении конфликта создаются предпосылки для нормализации эмоционального фона: смягчается враждебность, настороженность, уменьшается чувство несправедливости, формируются установки на сотрудничество, социальную активность.
  • При деструктивном развитии конфликта возникает отрицательный эмоциональный фон, нарушаются социальные связи, возникают установки конфликтного взаимодействия, препятствующие в дальнейшем рациональному поведению в подобных ситуациях.

Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой  даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.

1.3. Предпосылки возникновения организационных  конфликтов

Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают  и развиваются. В одних случаях  она способствует конфликту, в других – тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.

Застраховаться от конфликтов практически  невозможно, так как в любой  организации существует масса объективных  причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к  возникновению напряженности. Появление  информации, приемлемой для одной  стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Примером такой ситуации может служить проведение аттестации в коллективе, когда работников не поставили в известность об изменении системы отбора и возможных сокращениях. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является весьма существенной причиной для развития споров. Существовали, и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.

Поводом для конфликта на работе могут служить:

    • События, произошедшие вне производства, например, в личной жизни работника.
    • Болезненное состояние.
    • Усталость.
    • Повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня.

Вместе с тем вполне закономерным является вопрос, что же оказывает  большее влияние на вероятность  преодоления конфликтных барьеров? Выделяются несколько подходов в  изучении предпосылок организационного конфликта:

Во-первых, личностно-ориентированный, когда причины вовлечения человека в конфликты в организации  видятся в эмоционально-волевых  различиях людей;

Во-вторых, мотивационно-ориентированный  подход, выдвигающий на первое место  мотивационные предпосылки поведения  и совместной деятельности;

В-третьих, интегральный подход, объединяющий два предыдущих.

Американскими исследователями К.Томасом  и Л.Ронди выявлено, что конфликтность  в значительной степени обусловлена  субъективностью в оценках собственного поведения и действий людей. Источник конфликтности, по их мнению, кроется  в склонности усматривать причину  разногласий в поведении, мнениях  и нормах других. Негативные проявления в этом случае преувеличиваются, оцениваются  как фрустрирующие, более необоснованные по сравнению с собственными2. Рассмотрим подтверждающие эти положения статистические данные в таблице, которые наиболее полно смогут показать, какие тенденции в поведении являются приоритетными для людей в своем собственном поведении и в поведении других людей (табл.1):

 

Таблица 1: «Источники организационных  конфликтов»

Направленность конфликтного поведения

Отмечается испытуемыми в собственном  поведении, %случаев

Отмечается испытуемыми в поведении  других, %случаев

Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта

41 %

4%

Склонность к компромиссным  решениям

25%

6%

Направленность на перестройку  собственного поведения

8%

2%

Конкурентный тип реагирования, неуступчивость

21%

73%

Игнорирование конфликта

5%

16%


 

Интересные данные были получены и  Т.Г. Закранец. Она показала, что преобладающий  в организации тип конфликтного поведения, в первую очередь, связан с социально-экономическими и демографическими факторами, такими как возраст, структура  профессиональной деятельности. Кроме  того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия большое влияние  оказывает тип ситуации или природа  противоречия, вызывающего конфликтное  поведение. В организации наибольшая дифференциация реакций причастных к конфликту лиц характерна для  ситуаций, обусловленных материально-техническим  и кадровым обеспечением деятельности, при подготовке нововведений.1

Таким образом, следует помнить  об отсутствии однозначной прямой связи  между личностными особенностями, типом конфликтного реагирования. К  такому пониманию роли различных  факторов склоняется мнение большинства  исследователей конфликта.

Итак, конфликт-явление действительно  многоплановое, характеризующееся  возникновением непонимания между  его участниками. Оно встречается  в различных формах и видах  в организации в зависимости  от занимаемых должностей сотрудников, от количества субъектов, вовлеченных  конфликт и от характера причины, поведшей за собой конфликт. Не менее  важным для понимания того, что  происходит в рамках конфликта, является изучение его особенностей.

 

 

1.4. Этапы конфликта

Основные этапы или фазы конфликта  могут быть обозначены следующим  образом:

1. Исходное положение дел; интересы  сторон, участвующих в конфликте;  степень их взаимопонимания. 

2. Инициирующая сторона - причины  и характер ее действий.

3. Ответные меры; степень готовности  к переговорному процессу; возможность  нормального развития и разрешения  конфликта - изменения исходного  положения дел. 

4. Отсутствие взаимопонимания,  т.е. понимания интересов противоположной  стороны. 

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании  своих интересов. 

6. Использование силы или угрозы  силой (демонстрация силы) в ходе  отстаивания своих интересов;  жертвы насилия. 

7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация  конфликта с помощью идей справедливости  и создания образа врага; проникновение  конфликта во все структуры  и отношения; доминирование конфликта  в сознании сторон над всеми  иными отношениями. 

8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее  воздействие. 

9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров  конфликтующих сторон.

10. Переосмысление, переформулировка  собственных интересов с учетом  опыта тупиковой ситуации и  понимание интересов противостоящей  стороны. 

Глава II. Влияние особенностей организационного конфликта на поведение людей.

 

2.1 Стратегии конфликтного  взаимодействия.

 

В ситуации конфликта люди не всегда рационально выбирают ту или иную стратегию взаимодействия. Как указывает  В.А.Фокин, «…существует два принципиально  различных способа реагирования в конфликтных ситуациях:

1)  рациональный - поведение субъекта  определяется осознанными им  целями, а средства, используемые  для достижения своих целей,  адекватны сложившейся ситуации, тогда его поведение в основном  предсказуемо;

2)  иррациональный - цели субъекта  не вполне ясны ни ему самому, ни окружающим; используемые средства  неадекватны целям, и поведение  его характеризуется тем, что  оно не является привычным  для него в аналогичных ситуациях…»1

Автор видит причины этого в  особенностях и глубине межличностных  отношений, особенностях личности, социокультурной  ситуации, в частности, степени действенности  традиционных норм и ценностей поведения.

Таким образом, реальное конфликтное  поведение может сочетать как  сложные рациональные стратегии, так  и некоторые иррациональные включения, что чрезвычайно затрудняет его  анализ и психологическую помощь конфликтующим сторонам.

Стратегии, которые реализуются  в конфликтном взаимодействии, находят  отражение в поведении людей  в организации. Как правило, выделяют пять стилей конфликтного взаимодействия.

 Различные авторы используют  сходные, но не идентичные классификации.  Так, Блейк и Моутон к их  числу относят: уклонение, сглаживание,  принуждение, компромисс, решение  проблем.1

У. Томас и Р.Килмен, используя  две переменные: напористость (внимание к своим интересам) и кооперацию (внимание к интересам другого), выделили следующие стили конфликтного взаимодействия: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование. Соревнование реализует стратегию, направленную на удовлетворение своих собственных  интересов в ущерб другому. Приспособление означает принесение собственных интересов в жертву ради другого. Избегание как стратегия примечательно тем, что для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сутью компромисса является тактика второстепенных уступок. Стратегия сотрудничества реализуются в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.1 Существует перечень обстоятельств, для которых признается целесообразным реализация той или иной стратегии.

Информация о работе Управление конфликтами в организации