Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………5
Понятие организационного конфликта………………………..5
Виды и типы организационных конфликтов…………………10
Структура и предпосылки организационных конфликтов…..12
Этапы организационного конфликта……………………………16
Глава II. «Влияние особенностей организационного конфликта на поведение
людей»…………………………………………………………….17
Стратегии конфликтного взаимодействия…………………....17
Влияние противоречий на течение конфликта……………….20
Инициаторы организационных конфликтов………………….22
Глава III. «Управление организационным конфликтом»…………….…25
Методы управления организационными конфликтами……….25
Общие правила, принципы, рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………....26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………31
–Вертикальный
конфликт - это конфликт между уровнями
управления в
Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.
Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других – тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих сторон.
Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Примером такой ситуации может служить проведение аттестации в коллективе, когда работников не поставили в известность об изменении системы отбора и возможных сокращениях. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является весьма существенной причиной для развития споров. Существовали, и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т. д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.
Поводом для конфликта на работе могут служить:
Вместе с тем вполне закономерным
является вопрос, что же оказывает
большее влияние на вероятность
преодоления конфликтных
Во-первых, личностно-ориентированный,
когда причины вовлечения человека
в конфликты в организации
видятся в эмоционально-
Во-вторых, мотивационно-ориентированный
подход, выдвигающий на первое место
мотивационные предпосылки
В-третьих, интегральный подход, объединяющий два предыдущих.
Американскими исследователями К.Томасом
и Л.Ронди выявлено, что конфликтность
в значительной степени обусловлена
субъективностью в оценках
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов»
Направленность конфликтного поведения |
Отмечается испытуемыми в |
Отмечается испытуемыми в |
Направленность на сотрудничество
и взаимопонимание при |
41 % |
4% |
Склонность к компромиссным решениям |
25% |
6% |
Направленность на перестройку собственного поведения |
8% |
2% |
Конкурентный тип реагирования, неуступчивость |
21% |
73% |
Игнорирование конфликта |
5% |
16% |
Интересные данные были получены и
Т.Г. Закранец. Она показала, что преобладающий
в организации тип конфликтного
поведения, в первую очередь, связан
с социально-экономическими и демографическими
факторами, такими как возраст, структура
профессиональной деятельности. Кроме
того, на выбор стратегии конфликтного
взаимодействия большое влияние
оказывает тип ситуации или природа
противоречия, вызывающего конфликтное
поведение. В организации наибольшая
дифференциация реакций причастных
к конфликту лиц характерна для
ситуаций, обусловленных материально-
Таким образом, следует помнить
об отсутствии однозначной прямой связи
между личностными
Итак, конфликт-явление
1.4. Этапы конфликта
Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
1. Исходное положение дел;
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
3. Ответные меры; степень готовности
к переговорному процессу; возможность
нормального развития и
4. Отсутствие взаимопонимания,
т.е. понимания интересов
5. Мобилизация ресурсов в
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов;
8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
10. Переосмысление, переформулировка
собственных интересов с
Глава II. Влияние особенностей организационного конфликта на поведение людей.
2.1 Стратегии конфликтного взаимодействия.
В ситуации конфликта люди не всегда рационально выбирают ту или иную стратегию взаимодействия. Как указывает В.А.Фокин, «…существует два принципиально различных способа реагирования в конфликтных ситуациях:
1) рациональный - поведение субъекта
определяется осознанными им
целями, а средства, используемые
для достижения своих целей,
адекватны сложившейся
2) иррациональный - цели субъекта
не вполне ясны ни ему самому,
ни окружающим; используемые средства
неадекватны целям, и
Автор видит причины этого в особенностях и глубине межличностных отношений, особенностях личности, социокультурной ситуации, в частности, степени действенности традиционных норм и ценностей поведения.
Таким образом, реальное конфликтное поведение может сочетать как сложные рациональные стратегии, так и некоторые иррациональные включения, что чрезвычайно затрудняет его анализ и психологическую помощь конфликтующим сторонам.
Стратегии, которые реализуются в конфликтном взаимодействии, находят отражение в поведении людей в организации. Как правило, выделяют пять стилей конфликтного взаимодействия.
Различные авторы используют
сходные, но не идентичные
У. Томас и Р.Килмен, используя две переменные: напористость (внимание к своим интересам) и кооперацию (внимание к интересам другого), выделили следующие стили конфликтного взаимодействия: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование. Соревнование реализует стратегию, направленную на удовлетворение своих собственных интересов в ущерб другому. Приспособление означает принесение собственных интересов в жертву ради другого. Избегание как стратегия примечательно тем, что для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сутью компромисса является тактика второстепенных уступок. Стратегия сотрудничества реализуются в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.1 Существует перечень обстоятельств, для которых признается целесообразным реализация той или иной стратегии.