Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………5
Понятие организационного конфликта………………………..5
Виды и типы организационных конфликтов…………………10
Структура и предпосылки организационных конфликтов…..12
Этапы организационного конфликта……………………………16
Глава II. «Влияние особенностей организационного конфликта на поведение
людей»…………………………………………………………….17
Стратегии конфликтного взаимодействия…………………....17
Влияние противоречий на течение конфликта……………….20
Инициаторы организационных конфликтов………………….22
Глава III. «Управление организационным конфликтом»…………….…25
Методы управления организационными конфликтами……….25
Общие правила, принципы, рекомендации, используемые при управлении организационными конфликтами………………....26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………31
Введение…………………………………………………………
Глава I. «Организационный конфликт в современном мире»…………5
Глава II. «Влияние особенностей организационного конфликта на поведение
людей»…………………………………………………………….
Глава III. «Управление организационным конфликтом»…………….…25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность изучаемой
Объект исследования. Объектом исследования моей работы стало такое уникальное явление как конфликт. Человек-существо социальное, поэтому в процессе его взаимодействия с окружающей средой ему нередко приходится сталкиваться с различного рода конфликтами, происходящими на разных уровнях и имеющими разные последствия.
Предмет исследования. Однако в данной работе будет рассматриваться не конфликт в целом, происходящий везде и повсеместно, а именно организационный конфликт, решение которого на сегодняшний день приобретает все большую значимость для дальнейшего успешного развития организаций.
Цель исследования. Цель исследования показать, какими методами, способами, приемами на сегодняшний день можно наиболее эффективно решать конфликты в организации, используя накопленный опыт по данному вопросу.
Задачи.
Основные задачи в исследовании проблематики конфликта и его управлении:
Глава 1. Что такое организационный конфликт.
1.1. Понятие организационного конфликта.
Понятие самого слова "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Существует множество
Одна группа ученых-социологов считает,
что конфликт должен включать особую
переменную – разногласия. Согласно
мнению других ученых-социологов, конфликт
существует в том случае, когда
налицо устранимые разногласия или
противоречия интересов. Для этих представителей
социологической
Согласно бихевиористской (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других.
Социально-психологическое
Из всех этих подходов сложно представить определенное определение конфликтам, поэтому рассмотрим различные определения конфликтам данные в учебных пособиях, выявим в них общее и недостатки и попытаемся синтезировать свое определение.
1. Поскони Альберта Хедоури:
«Конфликт - отсутствие согласия
между двумя и более сторонами,
То есть:
а) определяя конфликт, оперируют термином согласие, отождествляют конфликт с состоянием "согласие - несогласие". Чем выше степень разногласия, тем выше конфликтность
б) выделяют участников - лица или группы в организации
в) конфликт проявляется через внешние формы поведения его участников
г) в качестве предмета конфликта называют - согласование точек зрения или целей участников. Недостатки определения:
- конфликт - это не только разногласия
- конфликт - это не только деятельность
по утверждению своей позиции
и отрицанию чужой, не
2. "Социология труда" под
ред. Дряхлова, Кравченко, Щербины.
Конфликт - "любые виды борьбы
между индивидами, цель которых
- достижение (либо сохранение) средств
производствам экономических
То есть:
а) определяя конфликт, оперируют понятиями «борьба», «противник»
б) участники - индивиды
в) конфликт рассматривается через поведение участников в различных формах борьбы
г) предмет конфликта - достижение или сохранение ценностей, интересов, подчинение или устранение противника
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Организационные конфликты привлекают пристальное внимание как исследователей, так и практиков, которые рассматривают их в качестве одного из факторов, способных повлиять на эффективность деятельности организации. Было установлено, что 20% своего времени работники тех или иных организаций тратят на урегулирование конфликтов самого различного характера. Таким образом, понимание основ конфликтного взаимодействия является одной из важнейших задач не только для руководителей, но и служб управления персоналом.
Рассмотрим это явление в объеме, необходимом для того, чтобы наметить основные направления в урегулировании конфликтов.
Понятие организационного конфликта
является одним из определяющих в
формировании личности работника, именно
поэтому изучением этого
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Следует отметить, что в управленческой науке отношение к организационным конфликтам с течением времени меняется от понимания их как исключительно негативного фактора к рассмотрению конфликтов в качестве индикатора необходимых изменений в конкретных аспектах деятельности организации и инструмента развития последней. Ряд авторов отмечает, что слишком высокая гармоничность и стабильность могут привести к снижению эффективности в деятельности организации, тем самым ими признается положительное влияние на ее развитие определенного уровня конфликтности.
Понимание конфликта как
условия развития организации возникло
в теории управления лишь в 50-е гг.
ХХ века и разрабатывалось в рамках
концепции, получившей название «ОР» (организационное
развитие). Таким образом, конфликт
может рассматриваться как
Что же такое организационный конфликт? Рассмотрим различные определения.
Автор многих научных исследований
в области управления организационными
конфликтами Т.С.Кабаченко
По словам исследователя этой
же темы В.Р.Веснина, под орган
Таким образом, в различных определениях конфликта можно увидеть некую общую черту, указывающую на то, что в основе этого феномена лежит противоречие между вовлеченными субъектами.
Вследствие большого разнообразия возможных вариантов поведения участников, обусловленного их психологией, скрытыми целями, случайными факторами, исход конфликтов часто непредсказуем. Но, тем не менее, конфликты и их последствия можно прогнозировать.
Некая фоновая неудовлетворенность
работников существует всегда, но лишь
после некоторого порога принимает
взрывоопасный характер и ищет выход
в виде недовольства и агрессии.
Но даже если такой порог перейден,
работник организации вступает в
конфликт лишь в значимой для него
ситуации и только тогда, когда не
видит возможности его
Не стоит прежде всего
забывать о том, что конфликт напрямую
связан с человеческой психикой, поэтому
важно знать и то, что главную
роль в возникновении
В силу того, что люди преследуют разные цели, по-разному воспринимают ситуацию, получают различное вознаграждение за труд, в организациях возникают конфликты.
Итак, придем к общему выводу, что организационный конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие (другой) стороны и, в результате, приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращению совместной деятельности или другим негативным последствиям.2
1.2.Виды и типы
Чтобы эффективно управлять организационным конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают и как их можно разрешать.
В литературе существует огромное множество
различных классификаций