Управление конфликтами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
1.1 . Понятие конфликта и его виды......................................................................5
1.2. Основные причины конфликтов в организациях и методы их предотвращения......................................................................................................8
1.3. Управление конфликтами…………………………………….....………10
2.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ООО «ЭНЕРГИЯ»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Энергия».............................13
2.2 Краткий анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...…………....17
2.3. Анализ системы управления конфликтами на ООО «Энергия» ...…...18
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО ”ЭНЕРГИЯ”………...….…...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ............................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ ......................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 344.01 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

1. Теоретические анализ возникновения конфликтных ситуаций, их последствия и пути разрешения

1.1 . Понятие конфликта и его виды......................................................................5

1.2. Основные причины конфликтов в организациях и методы их предотвращения......................................................................................................8

1.3. Управление конфликтами…………………………………….....………10

2.Анализ системы управления конфликтами на  ООО «Энергия»

2.1 Общая  характеристика предприятия ООО  «Энергия».............................13

2.2 Краткий анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...…………....17

2.3. Анализ системы управления конфликтами на ООО «Энергия» ...…...18

3. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами на предприятии ООО ”Энергия”………...….…...26

Заключение......................................................................................................30

Список  использованных источников ............................................32

Приложение  ......................................................................................................33 
 
 
 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

     Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и  играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

     Работающие  в организации люди различны между  собой. Собственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются в силу своих  индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к  тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает  тогда, когда ситуация действительно  носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

     Руководитель  организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать  всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной  из важнейших  функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для  большинства  людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных  ситуаций.

     Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения и закономерности развития конфликтной ситуации. 

     Цель  курсовой работы - изучить управления деловыми конфликтами.

     Объект  исследования- ООО ”Энергия”.

     Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение и выявить сущность конфликтов;
  2. Рассмотреть классификацию существующих конфликтов;
  3. Выявить существующие методы регулирования конфликтных ситуаций;
  4. Провести анализ конфликтных ситуаций на предприятии;
  5. Разработать мероприятия по оптимизации системы управления конфликтами на ООО «Энергия».

     Для написания работы были использованы учебные пособия, методические рекомендации и  периодическая литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические анализ возникновения  конфликтных ситуаций, их последствия и  пути разрешения
 
      1. . Понятие конфликта и его виды

     Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется  множество определений. Например, конфликт можно представить как отсутствие согласия между двумя сторонами  или более, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает всё, чтобы  принята была её точка зрения или  цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Допустим, когда готовится  смета какой-либо компании на следующий  год, начальники отдела новостей и отдела спорта, возможно, оба стараются  убедить совет директоров, что  именно он заслуживает большей доли ресурсов компании. Или представим себе двух инженеров на собрании, где  каждый настойчиво предлагает принять  его спецификацию продукта.

     Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

     Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным  управлением некоторые  конфликты  не только возможны, но даже, может быть, и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может  мешать удовлетворению потребностей отдельной  личностью и  достижению целей  организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень  удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность  группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей, даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также даёт людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического выполнения.[2]

     Структура конфликта представлена на рис.1.1(Приложение А)

     Конфликты – явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и  последствиям.

     С точки зрения менеджмента группировка  конфликтов, их классификация ориентируется  преимущественно на экономику и  социальную сферу, т. е. на хозяйственное  управление организацией, действующей  в условиях рынка, проблемы формирования, развития и поведения персонала  под воздействием рыночных отношений. Следовательно, в плане управления персоналом приоритетно предметное изучение конфликтов социально-экономического типа, которые главным образом  связаны с практикой хозяйствования, отношениями людей в сфере  труда и предпринимательской  деятельности, удовлетворением материальных и духовных потребностей работников, их социальной защитой, устройством  быта, отдыха и досуга. Некоторое  представление о возможной классификации  конфликтов даёт рис.1.2. (Приложение А), указывающий на типы и виды конфликтов в организации.

     Как показано на рисунке, по источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Им может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда – всё то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта – работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

     Свою  специфику имеет классификация  конфликтов и по другим признакам. Так, по формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.); стихийным, т. е. спонтанно возникшим, и преднамеренным, заранее спланированным или спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, закономерными; либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишёнными всякой целесообразности.

     Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга; вертикальные, т. е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношение подчинения и неподчинения. Особую печать несёт вертикальный конфликт, выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчинённый, работодатель – работник и т. п.). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что скажется на ходе и развязке конфликта.

     По  масштабам и продолжительности конфликты бывают локальными, вовлекая в свою орбиту часть персонала предприятия, какого-то региона или отдельно взятой отрасли, а также общие, втягивающие в конфликтное противоборство всех (или большинство) работников организации, либо основную массу наёмных лиц региона или занятых в той или иной отрасли народного хозяйства. Обычно такого рода конфликты приобретают затяжной характер, возникают из-за разногласий и противоречий по поводу недостатков в организации, включая безопасность, охрану, оплату и другие условия труда, выполнение коллективных договоров и трудовых соглашений, исполнение работодателями и органами власти законодательных актов о социальных гарантиях и социальной защите работников.[8]

1.2. Основные причины  конфликтов в организациях  и методы их  предотвращения

     Перечислить все вероятные причины возникновения  конфликта в организациях не представляется возможным. Основными из них являются ограниченность ресурсов, которые нужно  делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, представлениях и  ценностях, манере поведения, уровне образования, а также плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация  и т. д.

     Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.

     Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта. 

     Различия  в целях. Возможность конфликта увеличивается по  мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации. Причиной конфликта, как правило, является и то, что ни функции, ни средства, ни обязанности, ни власть, ни ответственность не распределены четко по подразделениям и рабочим местам.

     Различия  в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достичь определённой цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

     Различия  в манере поведения  и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. И вот такие ершистые личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом. Исследования показывают, что люди с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными, безразличными к такому понятию, как самоуважение, скорее вступают в конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Информация о работе Управление конфликтами на предприятии