Автор: a*******************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется высокой социальной и экономической значимостью проблемы анализа и управления деловой карьерой персонала в организациях на современном этапе развития России. В условиях роста конкуренции, увеличения роли человеческого фактора успешность управления организацией напрямую зависит от эффективности процессов формирования, использования и развития ее руководящих кадров. Это подтверждается опытом преуспевающих зарубежных корпораций, давно осознавших важность того, как и кто продвигается в структуре иерархии организации и распоряжается ее ресурсами, и большое внимание уделяющих формированию деловой карьеры персонала организации.
Таблица 4. Количество специалистов ТНК-ВР, прошедших тренинги для развития профессиональных навыков в г. Бузулуке за 2010 г. и 9 месяцев 2011 года.
Наименование тренинга | 2010 | 9 мес. 2011 | Всего: | Изменение кол-ва специалистов, прошедших обучение |
Технические корпоративные тренинги по развитию навыков: бурение, разработка пластов, геология, скважинные работы, управление проектами | 93 | 116 | 209 | 23 |
"Основы экономики |
14 | 4 | 18 | -10 |
"Строительный контроль" | 28 | 31 | 59 | 3 |
"Системы энергетического |
30 | 30 | 30 | |
Всего человек, прошедших тренинги: | 135 | 181 | 316 | 46 (34.1%) |
Также важной целью кадрового менеджмента является управление «оттоком», проявляющееся в гибком подходе к высвобождению персонала, когда текучесть кадров в основном обусловлена в большей степени кадровой конкуренцией и не несет за собой негативных последствий, по причине взаимозаменяемости сотрудников.
Таким образом, исследование модели управления карьерой сотрудников ТНК-ВР позволяет сделать вывод об ее эффективности, сильными сторонами данной модели является мощная система обучения персонала, отлаженные каналы привлечения самых лучших и перспективных кадров, стимулирование лидерства, результативности и мотивации на карьерный рост.
В
следующем подразделе будут приведены
несколько возможных вариантов
карьеры в компании и рассмотрен
пример карьеры отдельного сотрудника,
что позволит сделать вывод об ограничениях
и недостатках типовых карьерных маршрутов
компании и возможностях совершенствования
системы менеджмента карьеры персонала
ТНК-ВР.
2.3.
Карьерные маршруты
в компании ТНК-ВР
Изучив модель работы системы управления персоналом ТНК-ВР в целом, мы можем перейти к рассмотрению карьерных маршрутов, типичных для данной компании.
Типовой
карьерный маршрут можно
Затем
через 2-3 года, при условии роста
профессиональных знаний, качественного
выполнения должностных обязанностей
и глубокого понимания
Через 5-6 лет работы с углублением профессиональных знаний, если работник начинает проявлять лидерские и управленческие качества, возможно его назначение на должность руководителя группы.
Карьера:
«специалист – ведущий
Управленческие модели подразумевают поступательное, должность за должностью, продвижение сотрудника вверх по карьерной лестнице (например, с уровня Департамента КЦ или ДО – на уровень Управления и т.д.). Экспертная модель, в свою очередь, направлена на развитие профессионализма работника в рамках своей узкой специальности (от уровня эксперта, к ведущему эксперту, советнику и т.д.). Управленческое развитие возможно также и в рамках набирающего силу проектного направления деятельности Компании в связи с расширением географии деятельности, внедрением новых технологий и т.п. Компания готова поощрять развитие по всем этим направлениям. В том числе, материальная мотивация «продвинутых» сотрудников во всех моделях развития должна быть сопоставимой.
Ступая на путь управленческой карьеры, сотрудник становится менеджером. Менеджером может стать сотрудник, обладающий лидерским потенциалом, и готовый:
Экспертная модель карьеры продвигает сотрудника сначала до эксперта, а потом до советника. Экспертом может стать сотрудник, обладающий:
В том, чтобы выявить, какое направление развития наиболее интересно и перспективно для сотрудника, большую роль будет играть умение руководителя общаться и слышать своих подчиненных.
Роль руководителей компании в рамках этой модели очень высока, особенно это касается линейных руководителей, они являются главными кадровыми специалистами для своих подчиненных. Роль кадровой службы сводится к тому, чтобы разработать современные практики, процедуры и обеспечить единый подход к управлению персоналом по всей компании, однако непосредственно работать с подчиненными по их карьерному развитию должны линейные руководители.
Для этого разработана специальная процедура, называемая в компании «PEOPLE REVIEW». Она заключается в периодическом рассмотрении вопросов эффективной расстановки персонала на управленческих должностях и развития кадрового потенциала в подразделениях руководителями соответствующего уровня.
В состав комиссии при рассмотрении входят:
Задачами комиссии являются:
Комиссия оценивает как профессиональные качества сотрудника (знания в сфере, определенной предполагаемой должностью: бурение, внутрискважинные работы, геология, капитальное строительство, аудит, переводческая поддержка, энергетика и т.д.), так и корпоративные (лидерские) качества.
Корпоративные качества, которые приветствуются у сотрудника:
Рассмотрев, насколько сотрудник подходит для предполагаемого повышения в должности, комиссия передает консолидированную информацию на высший уровень для принятия решения и утверждения результатов.
Мы
изучили общие карьерные
Горизонтальное
карьерное перемещение
Пример
индивидуального карьерного маршрута
с горизонтальными
В приведенном примере сотрудник, придя на работу стажером и получив начальные опыт, знания и навыки в карьерной группе «Ремонты», горизонтально перемещается на должность полевого супервайзера уже в другой карьерной группе «Химия». Дальше его ждет вертикальный рост до ведущего специалиста и горизонтальное перемещение в ведущего специалиста другой карьерной группы.
Таким образом, он, зная специфику работы в двух областях («Химия» и «Ремонты»), и обладая определенными лидерскими навыками, сможет получить должность руководителя группы.
Исследованные
маршруты продвижения работников и
методика «PEOPLE REVIEW», в целом позволяют
компании эффективно управлять карьерой
персонала, однако имеют некоторые недостатки
и ограничения в применении. В частности,
с помощью данной методики трудно достичь
полной мобильности персонала – свободного
перемещения не только в вертикальном
направлении или горизонтальном между
карьерными группами, но и перемещению
между регионами. Вопрос повышения мобильности
персонала будет рассмотрен в разделе
3 курсовой работы.
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАРЬЕРОЙ ПЕРСОНАЛА
ТНК-ВР
3.1.
Мобильность персонала
– мощный инструмент
карьерного роста сотрудников
В предыдущем разделе была рассмотрена программа управления карьерой сотрудников компании ТНК-ВР, которая характеризуется развитой системой обучения персонала, сотрудничеством с ВУЗами, стимулированием лидерства, результативности и мотивации на карьерный рост. Однако исследование типовых карьерных маршрутов показало, что перемещение сотрудников осуществляется в основном в пределах одного региона.
В
третьем разделе будет
Мобильное управление карьерой - управление перемещением сотрудников между регионами присутствия компании, что необходимо для решения трудных задач, связанных с расширением, диверсификацией и многогранностью бизнеса. При этом должна создаваться эффективная системы преемственности, возможностей для смены рода деятельности в рамках компании, а также профессионального развития для наших сотрудников. Ротация позволяет сотрудникам получить новые знания и опыт, лучше понять объемы работ и масштабы бизнеса компании. Такой опыт повышает уверенность сотрудника и его настоящего и будущего руководителя в том, что он сможет эффективно решать задачи более высокого уровня сложности.