Управление качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Полного смыслового аналога этому слову в русском языке нет. Контроль означает: 1) проверку кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств, для выяснения их пригодности к чему-либо.

Содержание

Виды контроля, методы контроля качества (самопроверка или самоконтроль, аудит)…………………………………………………………………………………………………3
Виды, этапы и методы контроля………………………………………………………………….3
Поведенческие аспекты контроля……………………………………………………………...10
Процессно-ориентированный подход в управлении качеством…………………………….15
Процессно-ориентированный подход и его преимущества………………………………….15
Внедрение и совершенствование процессно-ориентированного управления…………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

управление качеством (контрольная).docx

— 57.67 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»


Кафедра профессионального  педагогического образования

и социального  управления

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

на темы: 1. Виды контроля, методы контроля качества (самопроверка или самоконтроль, аудит).

2. Процессно-ориентированный подход.

 

 

 

Выполнила:

Шабурина В.А.

студентка гр. 0552зу

Проверила:

к.п.н. Крайнева Е.И.

 

 

 

Великий Новгород

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Виды контроля, методы контроля качества (самопроверка или самоконтроль, аудит)…………………………………………………………………………………………………3
    1. Виды, этапы и методы контроля………………………………………………………………….3
    2. Поведенческие аспекты контроля……………………………………………………………...10
  2. Процессно-ориентированный подход в управлении качеством…………………………….15
    1. Процессно-ориентированный подход и его преимущества………………………………….15
    2. Внедрение и совершенствование процессно-ориентированного управления…………………………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды контроля, методы контроля качества (самопроверка или самоконтроль, аудит).
    1. Виды, этапы, методы контроля.

 

Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Полного  смыслового аналога этому слову  в русском языке нет. Контроль означает: 1) проверку кого-либо или  чего-либо, чтобы удостовериться в  соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание  знаний, свойств, для выяснения их пригодности к чему-либо.

Таким образом, в упрощенном понимании контроль - это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться  в правильности чего-либо. Сильная  и стабильная власть невозможна без  контроля, дисциплины и ответственности. Ни одно государство не может функционировать  без развитой системы контроля. Контроль является одной из важнейших атрибутов  демократического государственного управления, отражающих интересы и волю граждан.

Контроль в  различных организациях осуществляется через специально созданные для  этого структуры, наделенные определенными  полномочиями. Полномочия дают власть. Власть - легитимный источник всякого  контроля. Властное воздействие представляет собой такую взаимосвязь, в процессе, которой люди добровольно или  по принуждению признают верховенство других людей.

Для многих людей  контроль означает в первую очередь  ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности  и т. п. - в общем, все то, что  прямо противоположно свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет  удерживать работников в определенных рамках. Один из аспектов контроля действительно  состоит в обеспечении подчинения чему-то. Действенность контроля, его  властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит  от «тяжести» допущенных нарушений. Однако сводить контроль просто к  неким ограничениям, наносящих вред организации и заставляющих каждого  вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.

Контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов  с запланированными. Представляет собой  систему наблюдения и проверки в  процессе любой деятельности для  выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели.

Сущностные  характеристики контроля, то есть необходимость  его ведения в организации  заключается в следующем:

Во-первых, в  любой организации имеет место  неопределенность. Неопределенность - одна из реалий жизни. Неопределенность нельзя исключить, так как с точки  зрения бытия мы не знаем, что произойдет в будущем, в том числе и  в сфере управления. Мы не можем  наверняка предсказать неустранимые реалии общественной жизни: НТП, перманентные социальные изменения, и другие «социальные колебания» в жизнедеятельности людей.

Во-вторых, контроль необходим для предупреждения возможных  кризисных ситуаций.

В-третьих, контроль позволяет определить, какие именно направления деятельности организации  наиболее эффективно способствовали достижению успеха, то есть контроль позволяет  вскрыть резервы, не лежащие на поверхности.

В-четвертых, именно контроль обеспечивает управляемость  организации, как важное качественное состояние управленческих отношений.

В-пятых, управленческий контроль призван обеспечить единство управленческого решения и его  реализации.

В-шестых, оно  является также одним из средств  повышения эффективности, так как  в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный  опыт, который в дальнейшем находит  распространение во всей системе.

В-седьмых, контроль способствует укреплению дисциплины и  соблюдению законности.

Исходя из выше перечисленного, мы можем сделать  вывод о необходимости контроля как единственной функции, которая  помогает проследить за деятельности организации и корректировать ее с точки зрения эффективности.

Особенность функции  контроля заключается в том, что  в информационные потоки о деятельности организации исходит от объекта  управления, а не наоборот как в  других функциях. То есть функция контроля обеспечивает обратную связь в системе  управления.

При помощи обратных связей контроль позволяет субъекту управления выявить на возможно более  раннем этапе негативное развитие ситуации и оперативно принять корректирующие меры для эффективного решения любой  из возникших проблем.

Г.В. Атаманчук  отмечает, что с точки зрения интересов  контроля необходимо учитывать и  анализировать два взаимосвязанных  между собой типа «обратных связей» - объективные и субъективные. При  этом объективные обратные связи  несут информацию о поведении, интересах  и других свойствах объекта управления, а субъективные обратные связи характеризуют  обоснованность применяемых мер  и процедур контроля.

Так же важно  отметить, что одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение норм и правил, несущие  в себе с одной стороны ограничение  действий работников, а с другой стороны защита прав от своеволия  и злоупотреблений.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка  понятия «контроль в управлении»  или (что одно и то же) контроля как  функции управления представлена в  нескольких аспектах:

1. Контроль - это  властное целенаправленное воздействие  одних людей на поведение других  для того, чтобы убедиться в  правильности чего-либо.

2. Контроль - это  процесс проверки и сопоставления  фактических результатов с заданными  параметрами.

3. Контроль - это  процесс, при помощи которого  субъект управления определяет, правильны ли его решения и  не нуждаются ли они в известной  корректировке.

4. Контроль - важная  составляющая управленческого воздействия  (сознательного, продуманного, преднамеренного  и зафиксированного в соответствующих  правовых и других нормативных  установлениях, обязательных для  исполнения) на людей через специально  созданные структуры, институты.

5. Контроль - неотъемлемая  составляющая процесса принятия  и реализации управленческих  решений (от его начала и  до завершения).

6. Контроль и  оперативное информирование (по  принципу обратной связи) - составная  часть управленческой деятельности, которая помогает исполнять управленческие  решения.

Таким образом, контроль представляет собой сложное, многогранное управленческое и социальное явление. Он абсолютно необходим  для упорядочения жизнедеятельности  людей во всех ее областях.

Функция контроля включает в себя определенные процедуры, которые должны быть выполнены в  определенной последовательности. Этими  процедурами являются:

1. Сбор информации  о результатах деятельности организации  на данный момент.

2. Оценка значимости  полученной информации.

3. Анализ причин, по которым возникли те или  иные проблемы.

4. Прогнозирование  последствий этих проблем и  предложение корректировки деятельности  организации.

5. Регулирование  - воплощение в реальные планы  предложений по корректировке.

Система контроля в организации классифицируется по различным характеристикам, таким  как: органам, ее осуществляющим, объему контрольных функций, периодичностью проведения и т. д.

К настоящему времени  сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно  разбить на две группы:

1. Самопроверка  или самоконтроль - персональная  проверка и контроль оператором  с применением методов, установленных  технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных  измерительных средств с соблюдением  заданной периодичности проверки.

2. Ревизия (проверка) - проверка, осуществляемая контролером,  которая должна соответствовать  содержанию карты контроля технологического  процесса.

Можно сказать  что, система контроля качества продукции  представляет собой совокупность взаимосвязанных  объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях  управления качеством.

Принципиальным  моментом для понимания сущности контроля является совпадение объектов управления и контроля. Соотношение  между управлением и контролем - это соотношение между целым  и частью: управленческая деятельность направлена на достижение объектом управления поставленной цели, а контрольная - на обеспечение такого состояния  и поведения этого же объекта  управления, которое позволяет достичь  поставленной цели.

Предметом контроля может быть деятельность организаций  и органов управления в целом (общий контроль) и деятельность организаций в отдельных сферах или касающаяся отдельных операций (частный контроль) в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями.

Субъекты контроля так же многочисленны и разнообразны как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.

Субъекты контроля различаются на следующие виды: где  субъектом выступает человек; где  субъектами выступают группы людей; где субъектом выступают организации  с участием человека.

По характеру  расположения и взаимоотношений  субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп, различают  контроль внутренний и внешний, общий  или частный, линейный, функциональный или операционный. Линейный контроль осуществляется директором предприятия, объединения или начальником  промышленного объединения по отношению  к предприятию, объединению, входящему  в состав ВПО. В первом случае субъект  контроля является внутренним, а во втором - внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля - контролируемость состояния и поведения предприятия  в целом.

Функциональному контролю подвергается не все состояние  предприятия, а только некоторая  группа характеристик. Он осуществляется, например, главным экономистом. Санэпидстанция, являющаяся внешним субъектом контроля по отношению к данному предприятию, также может провести функциональный контроль частного характера.

Операционный  контроль - контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения  предприятия, например, соотношения  темпов роста производительности труда  и заработной платы.

Наиболее развитым типом контроля является линейный, менее развитым - функциональный, элементарным - операционный.

Одной из важнейших задач  системы качества является задача организации  и проведения внутренних проверок качества и анализа их результатов. Такие  проверки являются разновидностью контрольной  деятельности, называемой аудитом.

Различают три основных вида аудитов:

  • финансовый аудит;
  • аудит материальных запасов;
  • аудит качества.

Все вместе они образуют систему контроля за основными результатами деятельности предприятия. Первые два  вида относятся к сфере экономического управления и здесь не рассматриваются.

Информация о работе Управление качеством