Управление человеческими ресурсами: сущность, концепции, модели, тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Они создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо погони только за финансовыми результатами.
В чем же заключается секрет их успеха? В управлении человеческими ресурсами, основы которого представлены в данной работе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 2
1. Сущность управления человеческими ресурсами……………………………….... 4
2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации……………… 9
3. Теория результативности руководства Фидлера………………………………….. 14
4. Модели УЧР…………………………………………………………………………. 15
4.1. Модель соответствия…………………………………………………………... 15
4.2. Модель 4C………………………………………………………………………. 15
4.3. Жесткая и мягкая модели УЧР………………………………………………… 19
5. Организация управления человеческими ресурсами на предприятии………….. 20
6. Кадровая политика………………………………………………………………….. 23
6.1. Управление человеческими ресурсами и конкурентное преимущество…… 23
6.2. Этические аспекты управления человеческими ресурсами…………………. 24
6.3. Использование консультантов………………………………………………… 25
7. Аудит человеческих ресурсов……………………………………………………… 27
8. Современные тенденции УЧР……………………………………………………… 32
8.1. Последние достижения УЧР…………………………………………………... 32
8.2. Децентрализация и передача функций……………………………………….. 32
8.3. Перспективы УЧР………………………………………………………............ 33
9. Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе……………... 34
Заключение…………………………………………………………………………... 37
Библиографический список………………………………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!.docx

— 98.04 Кб (Скачать)

(б) Все возрастающее  беспокойство, связанное с внедрением  этических аспектов в работу по управлению персоналом.

(в) Проведение политики  равных возможностей.

(г) Последствия практики  применения гибкой рабочей силы  для управления персоналом .

(д) Все более осознаваемая уверенность в необходимости расширения эффективного участия наемных работников компании в производственной системе, подогретая ощутимыми успехами японских компаний, действующих в Великобритании.

(е) Последствия демографической  мины замедленного действия для  управления персоналом.

(ж) Заметная демократизация  взглядов и готовность к компромиссам руководителей и членов профсоюзов (частично объясняемая повысившимся в последние 15 лет уровнем безработицы), что предоставляет управляющим более широкий выбор вариантов построения трудовых отношений с наемными работниками.

(з) Увеличившаяся вовлеченность законодательства в личные трудовые проблемы наемного работника, в том числе действие законов, регулирующих порядок найма, увольнения, предоставления равных возможностей и ведение трудовых отношений.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ  РЕСУРСАМИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.

 

Управление человеческими  ресурсами (УЧР) международной фирмы  существенным образом отличается от управления человеческими ресурсами  в своей стране. Международное УЧР отличается более значительным влиянием факторов внешней среды, большей разнородностью функций управления и дифференцированным подходом к подготовке управленческого персонала.

 

На выделение особенностей международного УЧР прежде всего  влияют: культурные и экономические  факторы, стиль и практика управления, различия рынков труда и трудовых затрат, проблемы перемещения рабочей  силы, факторы отношений в промышленности, национальная ориентация и факторы  контроля.

Функции управления человеческими  ресурсами в многонациональных  компаниях чрезвычайно усложняются  потребностью приспособления политики и процедур, связанных с персоналом, к различиям между странами, в  которых находится каждый из филиалов. В частности, культурные различия стран, различия в экономическом развитии и законодательных системах могут  потребовать от международной компании адаптации программ найма, увольнения, обучения и оплаты труда для каждой страны, в которой открываются  филиалы международной компании.

Особенно большие трудности  возникают, когда культура и законы родной страны компании противоречат культуре и законам принимающей  страны. Например, действующий в  США закон о равноправии при  трудоустройстве, запрещающий дискриминацию  по половому признаку, противоречит законам  и обычаям Саудовской Аравии в  отношении роли женщин. Подобные конфликты  вызывают проблемы у американских МНК, стремящихся к тому, чтобы их женщины-руководители имели такие же возможности для работы за рубежом, как и их коллеги-мужчины.

С серьезными проблемами сталкиваются все международные компании и  при организации процесса обучения, и развития персонала. Руководителям, отобранным для работы за рубежом, необходимо дополнительно обеспечить обучение соответствующим навыкам межкультурного общения. Аналогично программы обучения производственных рабочих в принимающих  странах должны быть скорректированы  с учетом уровня образования, обеспечиваемого  местной образовательной системой. Например, Toyota, как и другие крупные японские корпорации, следующие традиции пожизненной занятости, идет на многое, лишь бы нанимать на свои заводы и в офисы действительно нужных людей. В Японии Toyota сотрудничает с системой среднего образования, обучая и подбирая себе будущих работников прямо со школьной скамьи. Однако этот подход применим не во всех странах, где работает Toyota, потому что местные школьные системы зачастую не готовы к подобным партнерствам с отдельными фирмами. В Германии система среднего образования обеспечивает учащимся обширную профессиональную подготовку, но эта подготовка не настолько ориентирована на конкретные фирмы, как в Японии. В государственных школах США, наоборот, основной акцент делается на общее образование, а возможности профессиональной подготовки весьма ограничены. Кроме того, во многих странах существует и совершенно необразованная, и неквалифицированная рабочая сила. В этой связи Toyota скорректировала свою практику набора, отбора и обучения персонала в соответствии с требованиями каждой страны, где она осуществляет свою деятельность.

Наконец, в разных странах  могут существенно различаться  условия труда и прожиточный  минимум, поэтому международным  компаниям часто приходится подстраивать свои системы оплаты под нужды  рынка труда конкретной принимающей  страны. Они должны учитывать особенности  местных законов, которые могут  требовать выплаты минимальной  заработной платы или обязывать  компании предоставлять работникам определенные льготы, такие как годовые  премии или медицинские страховки. Кроме того, менеджеры должны определять, как оплачивать труд руководителей, работающих за рубежом, потенциально сталкивающихся с более высокой стоимостью жизни, ухудшением жизненных условий и  стрессом, связанным с отрывом  от друзей и родственников.

Между национальным предприятием и предприятием, действующим на международной  арене, существует ряд принципиальных отличий. В области планирования международные компании ориентируются  на мировой рынок, а национально  ориентированные предприятия - на двусторонний рынок; при формировании кадровой политики национальные компании исходят из ситуации на национальном рынке труда и  руководствуются, как правило, принципом  этноцентризма. Международные компании отличает в основном геоцентрическая ориентированность.

По мнению специалистов, в случае управления международными ЧР крайне опасно избыточное внимание к производительности в ущерб интересам сотрудников. Многонациональные компании, как правило, прислушиваются только к своему персоналу в "родительской" стране, тогда как люди за границей - не более чем анонимные затраты, которые следует "оптимизировать" и перебрасывать туда-сюда по мере необходимости. Отношение к людям за границей как к "ресурсам", а не как к людям, только усугубляет отрицательное восприятие глобализации. Эффективная кадровая политика в многонациональной компании должна основываться на сопоставлении ряда факторов, обеспечивающих достижение стратегических бизнес - целей организации и удовлетворение потребностей персонала.

Перемещение сотрудников с его оперативной и стратегической ролью в международных организациях представляет собой главный компонент в исследованиях и практике международного управления человеческими ресурсами (МУЧР) . Перемещение персонала предполагает перевод по службе наемных работников (и часто членов их семей) в интересах работы на другое место и на продолжительный период, который связан с изменением места жительства и необходимостью приспособления к местным условиям. По мнению специалистов, перемещения в МНП крайне важны. Именно они позволяют максимизировать отождествление штатного персонала с корпорацией и способствовать накоплению знаний о глобальной организации, учитывая специфику, связанную со всеми местами нахождения ее подразделений.

В международном управлении человеческими ресурсами можно  выделить 3 основных источника привлечения персонала:

1. Подданные исходной ("родительской") страны, той, где находится штаб-квартира  транснациональной организации,  или граждане этой страны (parent country nationals - PCNs).

2. Подданные страны, в  которой организовано дочернее  отделение компании ("страны-хозяйки", "принимающей страны"), или граждане  самой этой страны (host country nationals - HCNs).

3. Подданные третьих стран (third country nationals - TCNs), которые не являются ни гражданами страны, в которой расположена штаб-квартира международной компании, ни гражданами страны, в которой страна осуществляет свои коммерческие операции.

Причины использования PCNs, HCNs или TCNs различны и многообразны. Европейские МНК в условиях нарастающей глобализации и конкуренции на международной арене используют назначение на работу за границу как механизм для развития ориентации своих менеджеров на международную деятельность.

Степень использования сотрудников - PCNs, HCNs или TCNs на различных уровнях управления зависит и от географического местонахождения дочерних компаний. Так, например, западноевропейские и американские МНК используют HCNs в значительно большей степени в развитых странах мира. Это вполне логично, так как в этих странах достаточно просто найти сотрудников, обладающих необходимой квалификацией и навыками для того, чтобы занять управленческие позиции в МНК.

В странах с сильно отличающейся культурой, системой ценностей и  коммерческими методами от стран  западного мира HCNs используются крайне редко.

Японские МК при своих  заграничных назначениях на уровне высшего и среднего звена управления используют, в основном, PCNs. Это объясняется тем, что японский стиль управления в значительной степени отличается от других, и это может вызвать серьезные проблемы при проведении интеграционных процессов, особенно на уровне высшего руководства. Другая причина - языковая. Практически все коммуникации со штаб-квартирами и зарубежными дочерними филиалами осуществляются на японском языке. Использование японскими международными компаниями преимущественно PCNs на высшем и среднем уровнях управления за пределами Японии свидетельствует, что процесс интернационализации международных японских компаний проходит начальную стадию. За исключением основных крупных торговых компаний, большинство японских корпораций только в 1960-е годы вышло на международный рынок, а на начальных стадиях в ТНК существует более сильная тенденция к использованию сотрудников - представителей PCNs.

Еще одной отличительной  чертой практики УЧР на международной  арене в японских ТНК является ограниченное использование сотрудников - представителей TCNs. Они используются японскими корпорациями только в Африке.

В американских международных  компаниях в последнее время  усиливается тенденция использования  сотрудников - HCNs на всех уровнях управления заграничными операциями. Выгоды, которые получают от этого американские корпорации, очевидны. Это, прежде всего, снижение производственных издержек, более высокая степень осведомленности персонала об особенностях местной среды бизнеса. Ограничением для повсеместного использования сотрудников - HCNs является сложность осуществления контроля за действиями дочерних предприятий, связанная с географической удаленностью и культурными отличиями.

 

Заключение.

 

Обострение конкуренции  и глобализация не только экономики, но и социокультурной сферы заставляет специалистов в области общего менеджмента разрабатывать все более дерзкие стратегии развития организаций. Практика свидетельствует, что многие компании – лидеры профильных рынков завоевали собственные позиции незаметно для конкурентов, опередив тех, кто имел хорошую финансовую и материальную платформу для развития своего бизнеса. Во многом этому способствовал грамотный подбор сотрудников и их адекватный настрой. Быстро развивающиеся компании способствуют и быстрым карьерам. В современных условиях никого не может удивить превращение вчерашнего маркетолога или финансового аналитика в генерального директора крупной компании. Фактически каждый специалист в одной из областей современного менеджмента имеет шанс сделать головокружительную карьеру в организации любого сектора экономики – на промышленном предприятии, в торговой сети, в государственном учреждении. Речь идет о кадровых менеджерах, уже привычно не только для рынка, но и для академического круга именуемых HRM-и (специалистами в области управления человеческими ресурсами - УЧР).

 

Инновационная роль УЧР заключается  в том, что всеобщее признание субъективности менеджмента, влияния на его развитие характеристик конкретных людей, их рациональности и эмоциональности, воли и желаний, требует и иного подхода к определению роли человека в организации. Люди – это не просто главный ресурс компании, люди – это и есть сама компания. Такими, какими они сами являются, будут их планы и результаты. Одна из проблем современного менеджмента состоит как раз в том, что сотрудники часто не понимают, в чем состоят реальные результаты их деятельности, а руководители дезориентируют подчиненных, выставляя требования на основании одних критериев, и оценивая результаты по другим критериям. Именно поэтому для каждой организации, стремящейся к лидерству на профильном и кадровом рынке, необходимо решить вопрос о статусе УЧР именно как части общего менеджмента компании, а специалистам развивать компетенции в области общего менеджмента и профильной специализации компаний, в которых они работают.  
 

 

 

 

Библиографический список.

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание. Серия: Классика МВД. - СПб.: Питер, 2009.
  2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  3. Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. - СПб.: "Издательство "Питер", 2000.
  4. Грэхем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  5. Десслер Г. Управление персоналом: Пер. с англ.-М.: Бином, 1997.
  6. "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2010, N 5
  7. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. - М.: ИНФРА – М, 2007. –( Учебники для программы MBA).
  8. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного HR-менеджмента.- М.: Дело, 2007.
  9. Мескон М.,  Альберт М.,  Хедоури Ф.  Основы менеджмента. – М:  Дело, 2002
  10. Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами: 17 - модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”.  Модуль 16. – М.: ИНФРА - М,  2000.
  11. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  12. "Руководитель бюджетной организации", 2010, N 2
  13. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Добрая книга, 2006.
  14. "Управление персоналом", 2009, N 23
  15. Управление персоналом.  Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002.
  16. Управление персоналом организации.  Под ред. Кибанова А.Я.- М.: ИНФРА - М, 2005.
  17. Управление человеческими ресурсами : менеджмент и консультирование. Под ред. В.В. Щербины. – М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
  18. Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005.
  19. Шибалкин Ю.А. Основы управления персоналом: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. - М.: МГИУ, 2000.
  20. http://www.link.msk.ru/

Информация о работе Управление человеческими ресурсами: сущность, концепции, модели, тенденции