Управление человеческими ресурсами: сущность, концепции, модели, тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Они создают исключительно широкие возможности участия в хозяйственных решениях. Они относятся к своим работникам не как к наемным лицам, а как к членам общей корпоративной сети. Они развивают систему общих ценностей. Исходя из критической важности долгосрочного благосостояния корпорации, их руководители проявляют реальную преданность бизнесу вместо погони только за финансовыми результатами.
В чем же заключается секрет их успеха? В управлении человеческими ресурсами, основы которого представлены в данной работе.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 2
1. Сущность управления человеческими ресурсами……………………………….... 4
2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации……………… 9
3. Теория результативности руководства Фидлера………………………………….. 14
4. Модели УЧР…………………………………………………………………………. 15
4.1. Модель соответствия…………………………………………………………... 15
4.2. Модель 4C………………………………………………………………………. 15
4.3. Жесткая и мягкая модели УЧР………………………………………………… 19
5. Организация управления человеческими ресурсами на предприятии………….. 20
6. Кадровая политика………………………………………………………………….. 23
6.1. Управление человеческими ресурсами и конкурентное преимущество…… 23
6.2. Этические аспекты управления человеческими ресурсами…………………. 24
6.3. Использование консультантов………………………………………………… 25
7. Аудит человеческих ресурсов……………………………………………………… 27
8. Современные тенденции УЧР……………………………………………………… 32
8.1. Последние достижения УЧР…………………………………………………... 32
8.2. Децентрализация и передача функций……………………………………….. 32
8.3. Перспективы УЧР………………………………………………………............ 33
9. Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе……………... 34
Заключение…………………………………………………………………………... 37
Библиографический список………………………………………………………… 38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа!.docx

— 98.04 Кб (Скачать)

Последствия для управления человеческими ресурсами

По мнению исследователей из Гарварда, эффективность результатов  управления человеческими ресурсами  следует оценивать по четырем  направлениям: корпоративная преданность, компетентность, командная согласованность, корпоративная эффективность с точки зрения затрат (англ. 4С — commitment, competence, congruency, cost-effectiveness. — Прим. пер.).

(а) Под корпоративной преданностью подразумевается лояльность сотрудников по отношению к организации, личная мотивация и привязанность к своей работе. Степень преданности работника своей компании можно оценить, изучив взгляды работников, уровень текучести кадров, статистику прогулов, а также проведя последнюю беседу с сотрудниками, берущими расчет.

(б) Компетентность касается уровня квалификации работников, их профессиональных навыков, необходимости их подготовки и переподготовки и потенциала для исполнения работы более высокого уровня. Этот показатель можно оценить через системы аттестации сотрудников и подготовку перечня профессиональных навыков. Политика HRM должна быть сконструирована таким образом, что бы привлекать, удерживать и мотивировать высокопрофессиональных компетентных работников.

(в) Командная согласованность означает, что и руководство, и сотрудники компании разделяют взгляды на цели организации и работают совместно для их достижения. В правильно управляемой организации работники всех уровней разделяют общие взгляды на факторы, определяющие процветание организации и будущие перспективы. Эти общие взгляды касаются основных принципов, которые лежат в основе управления работой организации.

В некоторой степени эти  представления могут быть созданы  руководством через систему внутренних коммуникаций, стиль руководства, организационную систему и методы работы, но поддерживаться и выполняться изо дня в день в процессе рутинной работы они могут только работниками организации. Персонал организации должен чувствовать, что все работники имеют общие цели. Работники должны испытывать чувство сопричастности с организацией, они должны хотеть делать общее дело. Несомненным признаком наличия в организации согласованности является отсутствие жалоб и конфликтов и гармоничность трудовых отношений.

(г) Корпоративная эффективность в отношении затрат касается эффективности операций компании. Человеческие ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы с наибольшей продуктивностью использовались бы их преимущества. Объем выпуска продукции должен максимизироваться с наименьшими затратами ресурсов и материалов, организация должна уметь оперативно реагировать на возможности, предлагаемые рынком, и на изменения среды бизнеса.

Проблемы, связанные с моделью 4С

Гарвардская модель предполагает, что политика в области человеческих ресурсов должна быть направлена на повышение уровня каждого С. Например, корпоративная преданность должна усиливаться через совершенствование потока коммуникаций между руководством и наемными работниками, тогда как уровень компетентности должен увеличиваться за счет дополнительной тренировки и обучения. В связи с этом основными проблемами данного подхода являются следующие.

• Как точно измерить эти четыре основные переменные.

• Вероятность возникновения  конфликтов между эффективностью с точки зрения затрат и согласованностью (особенно если стремление к первому означает более низкий заработок). Огромное разнообразие переменных, потенциально подходящих практически к любой ситуации с человеческими ресурсами. Зачастую просто невозможно выделить ключевые факторы, определяющие настоящий характер конкретной ситуации с человеческими ресурсами.

Признание того факта, что  иногда технология или условия работы делают практически невозможным  повышение уровня любого из четырех  С. Некоторые виды работы неизбежно  являются грязными, скучными, повторяющимися, и все равно они должны кем-то выполняться.

 

 

 

 

Жесткая и мягкая модели УЧР.

 

Д. Стори (1989) различал жесткий и мягкий варианты УЧР. Жесткий подход к УЧР подчеркивает, что люди — это важный ресурс, благодаря которому

организация добивается конкурентного  преимущества. Поэтому этот ресурс следует приобретать, разрабатывать  и использовать таким образом, чтобы  организация смогла получить выгоду. Акцент на количественных, поддающихся  расчету и связанных со стратегией бизнеса аспектах управления трудовыми  ресурсами столь же рационален, как  и методы, применимые к другим экономическим  факторам. Д. Гест (1999) комментирует это  так: «Движущей силой для применения УЧР является такая ситуация в  бизнесе, при которой необходимо реагировать на внешние угрозы нарастающей  конкуренции. Эта теория обращена к  тем руководителям, которые стремятся  усилить конкурентное преимущество, и понимают, что для достижения этого они должны вкладывать средства не только в технику, но и в человеческие ресурсы». Он также отмечает, что  УЧР «отражает давнюю капиталистическую  тенденцию, при которой работник рассматривается как товар». Поэтому  акцент делается на интересах управления, интеграции с бизнес - стратегией, получении  от людей добавленной стоимости  с помощью процесса развития человеческих ресурсов, менеджмента качества работы и потребности в сильной корпоративной  культуре, выраженной в формулировке миссии и ценностей и подкрепленной  коммуникацией, обучением и процессами управления качеством

работы.

Мягкая модель УЧР берет  свое начало в школе человеческих взаимоотношений; она делает акцент на коммуникациях, мотивации и лидерстве. Как описано в работе Д. Стори (1989), она включает в себя «обращение с работниками как с ценным видом активов, источником конкурентного преимущества в том случае, если они привержены компании, адаптивны и обладают определенными способностями (навыками и т. д.) или добились определенных результатов (показателей деятельности и т. д.)». Следовательно, эта модель рассматривает работников, выражаясь словами Д. Геста (1999), скорее в качестве средства, а не цели. Мягкая модель УЧР подчеркивает необходимость заслужить приверженность — «сердца и умы» работников, вовлекая их в деятельность или коммуникацию, а также развивая высокий уровень приверженности организации другими способами. Кроме того, ключевая роль отводится организационной культуре.

В 1998 г. Карен Легге определила жесткую модель УЧР как процесс, делающий упор на «тесную интеграцию политики в отношении человеческих ресурсов со стратегией бизнеса, который рассматривает работников как ресурс, которым нужно управлять столь же рационально, как любым другим ресурсом, используемым для получения максимального дохода». В противоположность этому взгляду мягкий вариант УЧР считает работников «ценным активом и источником конкурентного преимущества благодаря их приверженности, адаптивности и высокому уровню мастерства и качества работы».

Тем не менее, как было замечено К. Трассом (1999), «даже если словесная формулировка УЧР — мягкая, реальность часто бывает достаточно жесткой, и интересы организации превалируют над интересами отдельных работников».

Исследование, проведенное  Л. Грэттеном и др. (1999), выявило, что в тех восьми организациях, которые они рассматривали, применялась смесь жесткого и мягкого подходов. Это позволило исследователям предположить, что различие между жестким и мягким УЧР не так очевидно, как считают некоторые специалисты.

 

Организация управления человеческими ресурсами на предприятии.

 

Процесс управления человеческими  ресурсами на предприятии будет  эффективен лишь в том случае, когда  имеется стратегия, а также взаимосвязь  между стратегией, политикой и  системой управления. При этом важно, чтобы цели были поставлены правильно  и система управления человеческими  ресурсами выстроена таким образом, чтобы работать на достижение этой цели.

Процесс организации управления человеческими ресурсами на предприятии  состоит из ряда этапов.

1-й этап. Анализ влияния факторов внутренней и внешней среды

На этапе разработки миссии, корпоративной стратегии  и стратегии управления человеческими  ресурсами анализ факторов внутренней и внешней среды необходим  для правильной постановки целей  и задач. Однако будет неверно  учитывать их влияние лишь на начальных  этапах. Среда, в которой действует  предприятие, динамична, и ее изменения (особенно это касается факторов внешней  среды, на которые предприятие порой  не имеет возможностей воздействовать) могут привести к существенным изменениям в управлении человеческими ресурсами.

2-й этап. Разработка стратегии управления человеческими ресурсами

В основе лежит миссия предприятия, которая служит основой для разработки корпоративной стратегии. Исходя из корпоративной стратегии разрабатывается стратегия в области управления человеческими ресурсами.

Существуют различные  классификации стратегии. С точки  зрения выбора стратегии управления человеческими ресурсами интерес  представляет классификация стратегии  предприятия на:

— стратегию минимизации  затрат;

— стратегию улучшения  качества;

— инновационную стратегию.

Одним из способов сокращения издержек при стратегии минимизации  затрат является оптимизация численности  персонала, зачастую сопровождающаяся его сокращением. Отрицательными моментами  при этом является то, что нарушается нормальный ритм работы, осложняются отношения в коллективе, а сама программа сокращения персонала требует дополнительных средств.

Ориентация на стратегию  улучшения качества предполагает построение системы стимулирования таким образом, чтобы обеспечивать максимальную заинтересованность работников в повышении качественных показателей.

Для поддержания стратегии  улучшения качества проводится обучение в области использования новых  технологий, современных методов  обработки сырья, использования  материалов.

При инновационной стратегии  развития предприятия система управления человеческими ресурсами формируется  таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для инновационной  деятельности работников, непрерывное  обновление знаний и развитие.

На этапе разработки стратегии управления человеческими  ресурсами руководство принимает  решение о том, готово ли оно инвестировать  средства в человеческий капитал  своего предприятия, а если готово, то в каком объеме и во что именно? Соответственно, следующим этапом в организации управления человеческими ресурсами на предприятии является определение бюджета затрат и расчет показателей эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал.

3-й этап. Составление долгосрочного бюджета. Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта

Для того чтобы произвести оценку вложений в человеческий капитал, необходимо выделить расходы на человеческие ресурсы среди всех расходов предприятия  в отдельный бюджет. В последнее  время на многих российских предприятиях вопросы бюджетирования стали особенно актуальными. Структурные подразделения, руководители и специалисты, работающие в сфере управления человеческими  ресурсами, становятся «центрами финансовой ответственности», а расходы на человеческие ресурсы — «центром затрат» —  направлением расходования материально-финансовых ресурсов предприятия.

Существуют несколько  классификаций бюджетов и методов  бюджетирования. На этапе разработки и утверждения стратегии в  области человеческих ресурсов лучше  составлять долгосрочный бюджет с применением  методов программно-целевого планирования (постановка управления по целям), а  в текущей деятельности — краткосрочные  бюджеты (до одного года), используя  метод постатейного бюджетирования.

В последующем бюджет служит основной для расчета показателей  оценки инвестиционных вложений в человеческий капитал.

4-й этап. Разработка кадровой политики

Стратегия дает лишь общий  вектор направления движения предприятия  в области управления человеческими  ресурсами. Кадровая политика выступает  как промежуточное звено между  стратегией управления человеческими ресурсами и системой управления персоналом, которая, по своей сути, устанавливает правила игры в оперативной деятельности.

Документом, выражающим кадровую политику на предприятии, зачастую является коллективный договор.

5-й этап. Разработка системы управления человеческими ресурсами

После того как выработана стратегия и разработана кадровая политика, начинается этап разработки системы управления человеческими  ресурсами. Это самый объемный по количеству подготавливаемых документов процесс. В зависимости от того, какая  из трех представленных выше стратегий  выбрана на предприятии, расставляются  акценты в подсистемах (функциях) управления человеческими ресурсами. Для реализации всех трех стратегий  необходимо особое внимание уделить  разработке таких подсистем, как  использование, оценка и вознаграждение. При стратегии «минимизации затрат»  также важна функция комплектования (в данном случае — увольнения) персонала, при стратегии «улучшения качества»  — функция обучения и развития, а при «инновационной стратегии» изменения затрагивают все подсистемы в системе управления человеческими  ресурсами.

6-й этап. Составление краткосрочного бюджета

Экономическое содержание системы управления человеческими  ресурсами находит свое отражение  в краткосрочном бюджете затрат на ее реализацию.

7-й этап. Реализация системы управления человеческими ресурсами. Исполнение текущего бюджета

Реализация системы управления человеческими ресурсами является самым длительным по времени этапом. Здесь очень важно, чтобы основные элементы изменений, проводимых на предприятии, были доведены до всех работников. Это  способствует формированию соответствующей  организационной культуры, устранению неоправданных трудовых конфликтов, помогает снять у работников беспокойство, преодолеть сопротивление изменениям. Отсутствие же информации может привести к затягиванию процесса внедрения  системы, негативной реакции персонала  и сильно ухудшить ситуацию в коллективе.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами: сущность, концепции, модели, тенденции