Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа
В данной курсовой работе речь пойдет о товароведной характеристике продукции. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и в конечном счете определяют эффективность работы торгового предприятия.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом блюд столовой ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть теоретические основы управления ассортиментом;
• дать краткая производственно-экономическая характеристика столовой №54 ОАО «Полоцк-Стекловолокно»;
• обосновать и разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в ОАО «Полоцк-Стекловолокно».
Введение
1. Теоретические основы управления ассортиментом товаров
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров
1.2 Показатели и свойства ассортимента товаров
1.3 Управление ассортиментом товаров и факторы, влияющие на его формирование
2. Анализ ассортимента товаров столовой №54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.1. Организационно – экономическая характеристика цеха №910 общественного питания ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.2 Анализ ассортимента товаров столовой № 54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
3. Пути повышения результативности управления ассортиментом.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Ассортиментный перечень
Приложение 2 Анкета для опроса потребителей
Примечание – Источник: собственная разработка.
Первым рассчитаем коэффициент широты, который находится по формуле: , где – фактическое количество наименований в позиции согласно ассортиментному перечню; А – количество наименований в позиции по ассортиментному перечню; n - количество проверок.
Так, по холодным блюдам и закускам
[15,с.86]
Таким образом, ассортимент холодных блюд и закусок устойчив и полностью соответствует ассортиментному перечню.
Рассчитаем
аналогичным образом
Таким образом, общий коэффициент
устойчивости будет равен также
1, так как (1+1+1+1+1+1+1+1) : 8 = 1. Это свидетельствует
о полном соответствии меню столовой
ассортиментному перечню и
Теперь рассчитаем коэффициент полноты по формуле:
++…+)/А : n; [15 ,с.87]
где … - фактическое количество наименований в позиции;
А – количество наименований в позиции по ассортиментному перечню;
n – количество проверок.
Коэффициент полноты для холодных блюд и закусок будет равен:
;
Коэффициент высок, что свидетельствует
о том, что более полно
И так, общий коэффициент полноты
равен 1,4+1+1,8+1+2,5+4,2+3,8+2,3=2,
Все коэффициенты равны или больше
единицы, что положительно сказывается
на выборе потребителя, который может
более полно удовлетворить свои
потребности. Однако, этот коэффициент
не должен быть слишком высоким, так
как это может повлечь
Для более полного изучения ассортимента проведем ABC – анализ ассортимента продукции собственного производства. АВС – анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции ассортимента.
Порядок проведения анализа [17]:
1. Определяем, с какой целью будем анализировать ассортимент.
Цель анализа – наладить управление ассортиментом, путем сбора данных об объеме товарооборота продукции собственного производства и подготовки данных для проведения в дальнейшем XYZ – анализа.
2. Составляем список блюд по убыванию значения выручки (годовой):
3. Рассчитываем долю выручки
каждой ассортиментной позиции
от общей суммы с
4. Выделяем категории А, В,
С, распределяя ассортиментные
позиции по ним. При
Результаты представлены в таблице 6
Таблица 6 – АВС – анализ ассортимента продукции собственного производства
наименование позиции |
т/о, млн р. |
% от итога |
нарастающий % |
категория позиции |
Холодные блюда |
839,35 |
32,04 |
32,04 |
A |
Мясные блюда |
721,99 |
27,56 |
59,6 |
A |
Мучные блюда |
516,60 |
19,72 |
79,32 |
A |
Рыбные блюда |
199,88 |
7,63 |
86,95 |
B |
Блюда из птицы |
133,60 |
5,1 |
92,05 |
B |
Супы |
112,65 |
4,3 |
96,35 |
C |
Гарниры |
95,62 |
3,65 |
100 |
C |
Итого |
2619,7 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, получили, что к категории А относятся холодные, мясные и мучные блюда. Однако, в нашей ситуации не соблюдается правило Парето, что 20% ассортимента обеспечивает 80% выручки, в данном случае 80% выручки обеспечивает 43%. К категории В относятся рыбные блюда и блюда из птицы, которые составляют 28,5% и обеспечивают 12,73% выручки, в категорию С входят супы и гарниры, составляющие также 28,5% ассортимента и обеспечивающие 7,95% выручки. Как видно из результатов, одного АВС – анализа недостаточно, так как ABC-анализ не дает точных результатов при небольшом количестве позиций в ассортименте.
Поэтому проведем еще и XYZ – анализ, а затем - совмещенный анализ для получения более точных результатов.
Суть XYZ- анализ заключается в группировании объектов по коэффициенту вариации. Коэффициент вариации находится как отношение стандартного отклонения и среднего значения за рассматриваемые периоды.
Данные для проведения XYZ – анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7 – XYZ – анализ
Наименование блюд |
Т/о за I квартал, млн р. |
Т/о за II кватал, млн р. |
Т/о за III квартал, млн р. |
Т/о за IV квартал млн р. |
Срединй т/о за квартал, млн р. |
Стандартное отклонение |
Коэфф. вариации |
XYZ |
Холодные блюда |
211,4 |
209,96 |
205,9 |
212,1 |
209,84 |
2,402 |
1,1 |
X |
Мясные блюда |
180,08 |
179,9 |
180,7 |
181,32 |
180,5 |
0,559 |
0,3 |
X |
Мучные блюда |
128,85 |
129,3 |
128,9 |
129,55 |
129,15 |
0,289 |
0,2 |
X |
Рыбные блюда |
51,6 |
48,3 |
49,8 |
50,3 |
50 |
1,181 |
2,4 |
X |
Блюда из птицы |
32,98 |
33,8 |
33,45 |
33,37 |
33,4 |
0,291 |
0,9 |
X |
Супы |
30,9 |
29,2 |
25,6 |
26,94 |
28,16 |
2,039 |
7,2 |
X |
Гарниры |
25,7 |
26,8 |
19,2 |
23,9 |
23,9 |
2,904 |
12,2 |
Y |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Класс X – товар меньше всего подвержен колебаниям спроса, продажи легко прогнозируемы, количество которое всегда должно присутствовать в ассортименте, легко вычислить.
Класс Y – средняя прогнозируемость продаж.
Класс Z – продажи/спрос товара не поддаётся прогнозу.
В нашем случае блюда группы Z отсутствуют, так как это столовая при промышленном предприятии, которая намного меньше подвержена сезонным колебаниям, колебаниям спроса потребителей. Этим объясняется и наличие только одной позиции группы Y.
Теперь совместим АВС и XYZ – анализы. В результате получим 6 групп (вместо 9 из-за отсутствия в ассортименте группы Z): AX, AY, BX, BY, CX, CY.
Таблица 8. Совмещение АВС - и XYZ - анализа
AX Холодные, мясные, мучные, рыбные блюда, блюда из птицы, супы |
AY Холодные, мясные, мучные блюда, гарниры |
BX Холодные, мясные, мучные, рыбные блюда, блюда из птицы, супы |
BY Рыбные блюда, блюда из птицы, гарниры |
CX Холодные, мясные, мучные, рыбные блюда, блюда из птицы, супы, гарниры. |
CY Супы, гарниры |
Примечание- Источник: собственная разработка.
Блюда групп А и В обеспечивают основной товарооборот. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления ассортиментом. Блюда группы АХ и ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие блюд, но для этого не нужно производить их в избытке. Спрос на товары этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Блюда группы С должны составлять до 80% ассортимента, в нашем случае это лишь 28,5%. По блюдам группы СХ можно снизить количество порций и ежедневно производить их в одинаковом количестве.
Блюда, входящие в группу CY должны быть всегда в наличии, но нет необходимости производить их в значительном количестве. Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность спроса, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить объем их производства .
Из-за небольшого количества исследуемых позиций, проведение ABC - анализа не дало необходимых результатов, также и XYZ – анализ не выявил позиций, по которым требуются корректировки.
В результате изучения показателей ассортимента не было выявлено нарушений, связанных с невыполнением требований ассортиментного перечня, также коэффициент полноты был довольно высоким, что свидетельствует о более полном удовлетворении потребностей потребителей.
3.
Пути повышения