Управление ассортиментом товаров в организации общественного питания и пути повышения его результативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе речь пойдет о товароведной характеристике продукции. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и в конечном счете определяют эффективность работы торгового предприятия.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом блюд столовой ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть теоретические основы управления ассортиментом;
• дать краткая производственно-экономическая характеристика столовой №54 ОАО «Полоцк-Стекловолокно»;
• обосновать и разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления ассортиментом товаров
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров
1.2 Показатели и свойства ассортимента товаров
1.3 Управление ассортиментом товаров и факторы, влияющие на его формирование
2. Анализ ассортимента товаров столовой №54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.1. Организационно – экономическая характеристика цеха №910 общественного питания ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.2 Анализ ассортимента товаров столовой № 54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
3. Пути повышения результативности управления ассортиментом.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Ассортиментный перечень
Приложение 2 Анкета для опроса потребителей

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС1.docx

— 88.00 Кб (Скачать)

 

  2. Анализ ассортимента товаров столовой №54 ОАО   «Полоцк – Стекловолокно»

 

2.1. Организационно – экономическая  характеристика цеха №910 общественного  питания ОАО «Полоцк – Стекловолокно»

 

Цех №910 является  структурным подразделением ОАО «Полоцк – Стекловолокно» без права юридического лица, без выделения самостоятельного баланса, имеющий субсчет для хранения денежных, средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Деятельность цеха №910 регулируется Положением о цехе №910 общественное питание, действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом ОАО «Полоцк – Стекловолокно», а также другими нормативными правовыми и организационно-распорядительными актами ОАО «Полоцк – Стекловолокно». Предприятие зарегистрировано по адресу: Республика Беларусь, г. Полоцк, ул. Строительная, 30.

Имущество цеха №910 является собственностью ОАО «Полоцк – Стекловолокно» и принадлежит цеху №910 на праве хозяйственного ведения. Источником формирования имущества цеха являются:

  • доходы, полученные от реализации покупных товаров и продукции собственного производства, работ, услуг, а также от других видов деятельности;
  • внебюджетные средства ОАО «Полоцк – Стекловолокно», кредиты банков, капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • иные источники, не запрещенные действующим законодательством Республики Беларусь.

Основной целью деятельности согласно Положению о цехе №910 общественное питание, является хозяйственная деятельность, направленная на:

  • решение государственной социально-значимой задачи – наиболее полное удовлетворение потребности в питании, товарах и услугах работников предприятия и других потребителей;
  • удовлетворение социальных и экономических интересов коллектива и интересов собственника имущества структурного подразделения;
  • получение прибыли.

Предметом деятельности цеха № 910 является:

  • организация питания работников ОАО «Полоцк – Стекловолокно»;
  • доработка, производство и реализация товаров и услуг;  
    торгово-закупочная деятельность;
  • коммерческая деятельность;
  • выполнение других работ.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года №17  «О лицензировании отдельных видов деятельности»  цех № 910 осуществляет следующие виды деятельности:

  • розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия);
  • общественное питание.

Лицензия  №24350/0417843от 28.11.2007г. продлена на основании решения Полоцкого городского исполнительного комитета на 5 лет и действительна до 28.11.12г.

Цех № 910 самостоятельно занимается поиском поставщиков товаров, формирует пакет заявок и заключает хозяйственные договора от ОАО «Полоцк – Стекловолокно». По результатам хозяйственной деятельности цех №910 составляет и предоставляет в установленные сроки необходимые отчетные документы. В своем составе цех № 910 имеет 16 структурных подразделений, представленных в таблице 1

Таблица 1 – Структурные  подразделения цеха № 910

Наименование структурного подразделения

Количество посадочных мест

Бар

12

Буфет базы отдыха " Алеся"

20

Буфет Дворца ОАО "Полоцк - Стекловолокно"

24

Буфет общежития №1 ОАО "Полоцк - Стекловолокно"

24

Закусочная для иностранных специалистов

10

Кафе Дворца ОАО "Полоцк - Стекловолокно"

60

Кафе "Зодиак"

40

Отдел кулинарии

-

Молокопункт

-

Магазин

-

Торговый киоск

-

Столовая № 54

130

Столовая № 59

60

Столовая санатория - профилактория

40

Столовая цеха №5

50

Столовая ДОЛ "Космос"

72

Итого

546


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Столовые  относятся к III-ей наценочной категории, и продукция собственного производства реализуются с наценкой 50 %. Буфетам, кафе и барам присвоена II–ая наценочная категория, с наценкой на продукцию собственного производства 70%.

В столовых, кафе, буфетах меню сформировано согласно ассортиментному перечню и включает холодные блюда и закуски, первые и вторые горячие блюда, мучные кулинарные и кондитерские изделия, сладкие  блюда и десерты, горячие и  холодные напитки.

Организационная структура управления цеха № 910 представляет собой структуру линейного типа, изображенную на рисунке 1. Возглавляет  цех начальник цеха, которому подчиняется  зам. начальника цеха. Заведующий производством, главный бухгалтер и экономист  находятся в подчинении у зам. начальника цеха и начальника цеха. Кухонные рабочие, повара подчиняются  зав. производству.

 


 


 


 

 




 



 


 



 

 

Рисунок 1 -  Организационная  структура управления цеха №910

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

По состоянию  на январь 2011 года, списочная численность  работников цеха составила 70 человек  из них 3 мужчины, 67 женщин, в т.ч: 4 женщины  в отпуске по уходу за ребенком до исполнения возраста 3 года. По сравнению  с 2010 годом, когда списочная численность  составила 76 человек.

Основные  показатели товарооборота представлены в таблице 2. Информационной базой  для составления таблиц являют отчет  по общественному питанию и ведомость  прибылей и убытков за 2011 г.

 

 

 

 

Таблица 2 – Динамика товарооборота  цеха № 910

Показатели

Единицы измерения

2010 г.

2011 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Реализованная продукции

млн р.

3810,2

5414,9

1604,7

142,12

Розничный т/о общественного питания

млн р.

3383,7

4947,0

1563,2

146,20

Общий т/о по цеху

млн р.

3598,6

5223,0

1624,5

145,14

Реализация торговой сети

млн р.

240,8

352,4

111,5

146,31

Розничный т/о торговой сети

млн р.

215,0

276,1

61,1

128,43

Продукция собственного производства

млн р.

1959,6

2619,7

660,1

133,69

Уд. вес продукции собственного производства в розничном т/о общественного питания

%, к РТО ОП

57,9

52,9

-5,0

91,36


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Показатели  в сопоставимых ценах 2011г представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика товарооборота  в сопоставимых ценах

Показатели

Единицы   измерения

2010 г.

сопоставимые цены 2011 г.

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

Реализованно продукции

млн р.

3810,2

3534,5

-275,7

92,8

Розничный т/о общественного питания

млн р.

3383,7

3229,1

-154,6

95,4

Общий т/о по цеху

млн р.

3598,6

3409,3

-189,3

94,7

Реализация торговой сети

млн р.

240,8

352,4

111,5

146,3

Розничный т/о торговой сети

млн р.

215,0

180,2

-34,8

83,8

Продукция собственного производства

млн р.

1959,6

1710,0

-249,6

87,3


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

По полученным данным можно сказать о негативном влиянии процесса девальвации белорусского рубля. Все показатели в фактических  ценах за 2011 год превысили показатели 2010 года. Так, в 2011 году прирост объема реализованной продукции в фактически действующих ценах по отношению  к 2010 году составил 1604,7 млн р. или 42,12%, однако, в сопоставимых ценах эти показатели оказались отрицательными: соответственно -275,7 млн р. или     -7,2%.   Отрицательный результат в сопоставимых ценах был и по розничному т/о общественного питания: - 154,6 млн р. (-4,6%), также не было положительной динамики в общем т/о по цеху  -5,3% или в сумме -189,3 млн р. Отрицательная динамика в сопоставимых ценах оказалась в розничном т/о и по реализации продукции собственного производства: соответственно  - 34,8 млн р. ( - 16,2%) и -249,6 млн р. или темп прироста  - 12,7%. Положительная динамика в сопоставимых ценах была лишь по реализации торговой сети 352,4 млн р.,  отклонение составило 111,5 млн р., а темп прироста - 46,3%. Удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте общественного питания в 2011 году снизился на 5% по отношению к 2010 году и составил 52,9%.

2.2 Анализ ассортимента  товаров столовой № 54 ОАО «Полоцк  – Стекловолокно»

 

 

Чтобы проанализировать ассортимент, необходимо проанализировать его основные показатели, такие как  коэффициент широты  и полноты.

Согласно  ассортиментному перечню (см. Приложение 1) продукции собственного производства и товаров для столовой № 54 III-ей наценочной категории, в меню должны присутствовать (не менее, чем):

Таблица 4 – Ассортиментный перечень продукции собственного производства и покупных товаров

1. холодные блюда и закуски, в  том числе молоко и/или кисломолочные  продукты

7 наименований

2. супы

2 наименования

3. горячие блюда

4 наименования

4. сладкие блюда, десерты

2 наименования

5. напитки (горячие, холодные)

3 наименования

6. мучные кондитерские и булочные  изделия собственного и/или промышленного  производства

2 наименования

7. фруктовые и/или минеральные воды (напитки), соки отечественного производства

2 наименования

8. кондитерские изделия (шоколад,  конфеты орешки и др.)

2 наименования


Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

По результатам 5-ти дневного обследования были получены следующие данные о наличие в  меню позиций с учетом ассортиментного  перечня. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Результаты обследования ассортимента столовой №54

Наименование блюда

Дата проведения обследования и количество наименований

02.04.

03.04.

04.04.

05.04.

06.04.

1

2

3

4

5

6

1. холодные блюда и закуски, в  том числе молоко и/или кисломолочные  продукты

10

11

10

10

8

2. супы

2

2

2

2

2

3. горячие блюда

7

6

7

8

8

4. сладкие блюда, десерты

2

2

2

2

2

5. напитки (горячие, холодные)

7

8

8

8

7

6. мучные кондитерские и булочные  изделия собственного и/или промышленного  производства

9

9

8

8

8

Окончание таблицы 5

1

2

3

4

5

6

7. фруктовые и/или минеральные воды (напитки), соки отечественного производства

8

8

8

8

6

8. кондитерские изделия (шоколад,  конфеты, орешки и др.)

5

5

4

4

5

Итого

50

52

49

50

46

Информация о работе Управление ассортиментом товаров в организации общественного питания и пути повышения его результативности