Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа
В данной курсовой работе речь пойдет о товароведной характеристике продукции. Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и в конечном счете определяют эффективность работы торгового предприятия.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом блюд столовой ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть теоретические основы управления ассортиментом;
• дать краткая производственно-экономическая характеристика столовой №54 ОАО «Полоцк-Стекловолокно»;
• обосновать и разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в ОАО «Полоцк-Стекловолокно».
Введение
1. Теоретические основы управления ассортиментом товаров
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров
1.2 Показатели и свойства ассортимента товаров
1.3 Управление ассортиментом товаров и факторы, влияющие на его формирование
2. Анализ ассортимента товаров столовой №54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.1. Организационно – экономическая характеристика цеха №910 общественного питания ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
2.2 Анализ ассортимента товаров столовой № 54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно»
3. Пути повышения результативности управления ассортиментом.
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Ассортиментный перечень
Приложение 2 Анкета для опроса потребителей
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления коммерческой деятельностью на внутренних и внешних рынках
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Коммерческая деятельность
на тему: Управление ассортиментом товаров в организации общественного питания и пути повышения его результативности
Студент
ФЭУТ, 3-курс, ДГГ
Руководитель
канд. экон. наук,
профессор
МИНСК 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы управления ассортиментом товаров 4
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров 4
1.2 Показатели и свойства ассортимента товаров 5
1.3 Управление ассортиментом товаров и факторы, влияющие на его формирование 10
2. Анализ ассортимента товаров столовой №54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно» 14
2.1. Организационно – экономическая характеристика цеха №910 общественного питания ОАО «Полоцк – Стекловолокно» 14
2.2 Анализ ассортимента товаров столовой № 54 ОАО «Полоцк – Стекловолокно» 19
3. Пути повышения результативности управления ассортиментом. 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приложение 1 Ассортиментный перечень 33
Приложение 2 Анкета для опроса потребителей 34
ВВЕДЕНИЕ
На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объемы спроса потребителей и, соответственно, на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.
Рыночные
отношения обусловили предъявление
повышенных требований к формированию
и рациональному управлению ассортиментом
потребительских товаров, что служит
одним из критериев
В данной курсовой
работе речь пойдет о товароведной
характеристике продукции. Ассортимент
товаров и такие его
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом блюд столовой ОАО «Полоцк-Стекловолокно»
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
В работе были использованы экономико-математические методы, анкетирование, сравнительного анализа, группировок.
Объектом исследования является ассортимент блюд столовой №54 ОАО «Полоцк-Стекловолокно». Предметом исследования является совершенствование управлением ассортиментом блюд столовой ОАО «Полоцк – Стекловолокно».
В процессе работы были использованы нормативно - правовые акты Республики Беларусь, финансовая отчетность ОАО «Полоцк - Стекловолокно», а также книги ведущих отечественных и зарубежных ученых – экономистов, интернет ресурсы.
1. Теоретические основы
управления ассортиментом
1.1 Понятие и классификация ассортимента товаров
Ассортимент
представляет собой набор товаров,
объединенных по одному или совокупности
признаков, а также все многообразие
товаров, находящихся в сфере
обращения в оптовой и
Этот термин произошёл от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.
Наряду с данным понятием применяется термин товарная номенклатура - это перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Таким образом,
приведённые выше понятия близки
между собой. Их объединяет то, что
они оба являются перечнями товаров.
Отличие заключается в
|
Рисунок 1 – Классификация торгового ассортимента
Примечание – Источник: [15, с.186 ]
По объекту рассмотрения различают ассортимент товарной группы и ассортимент торговой организации.
Ассортимент товарной группы – разновидности продуктов с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.
По широте охвата товаров различают постой и сложный.
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством видов, групп и разновидностей наименований товаров, которые удовлетворяют самые разнообразные потребности.
По назначению товаров выделяют групповой, развернутый, сопутствующий и смешанный ассортименты.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности и объединенных общностью признаков.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество видов, подгрупп, наименований, разновидностей, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, выполняющий вспомогательные функции и не являющийся основными для данной торговой организации.
Смешанный ассортимент - набор товаров различных групп, видов, наименований, разновидностей, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
Для сравнительной оценки ассортимента торговой организации с точки зрения соответствия требованиям потребителей и торговой организации применяются понятия рационального и оптимального торгового ассортимента.
Рациональный торговый ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни. С помощью данного понятия пытаются учесть степень соответствия набора товаров, предлагаемого данной организацией, требованиям потребителей.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя организации. Максимальный полезный эффект в данном случае – это максимум прибыли от данного ассортимента при минимуме затрат на организацию его продаж.
По наличию на данный момент выделяют реальный и прогнозируемый ассортимент [10, с.87].
В различной литературе выделяют и другие классификации ассортимента.
1.2 Показатели и свойства ассортимента товаров
Ассортименту
товаров присущи такие
Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента - это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров [9,с.56].
Единицей
измерения показателей
Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Это свойство
характеризуется двумя
Действительная широта - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
Коэффициент широты - выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому [14, с.87]
Известны
два подхода к определению
термина «широта ассортимента».
С одной стороны она
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.
Коэффициент полноты - отношение действительного показателя полноты, к базовому [15, с.87].
Устойчивость (стабильность) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп [8, с.60].
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и их поступлении.
Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определённых видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на данные товары; во-вторых, от отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залёживаются на складах и прилавках; в-третьих, от несоответствия товарных запасов возможностям реализации. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.
Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте) [8, с.61].
Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и /или производственных мощностей, необходимых для производства раннее выпускавшихся товаров.
Структура ассортимента товаров - это соотношение выделенных по определённому признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товаров в общем наборе [Виноградова 215].
Различают также
понятия макро – и
Под макроструктурой понимают соотношение между группами товаров в общем ассортименте, а под микроструктурой – соотношение видов и разновидностей в каждой товарной группе [4, с.215].
Кроме данных
основных показателей ассортимент
также характеризуется
Глубина ассортимента - это количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций - одна из них.