Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:01, дипломная работа
Актуальность темы определена тем, что процесс жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений.
Показатель, тыс. руб.
2004
2005
2006
2007
1
2
3
4
5
Товарооборот
111945
134577
162111
195395
1 квартал
17962
47652
26979
25296
услуги спец. станция
-
-
-
6659
2 квартал
26744
59911
43189
47260
услуги спец. станция
-
-
9100
3 квартал
29784
13572
-
41617
услуги спец. станция
-
-
45374
9600
4 квартал
37456
44214
-
45783
услуги спец. станция
-
-
46570
10140
Издержки в т.ч:
109480
133494
-
196143
-стоимость товара
43423
51167
162038
34035
- материалы, используемые при ремонте
-
-
61400
12166
- аренда и коммунальные платежи
6030
6210
-
7125
- административные
4250
7145
6320
8956
- оплата труда сотрудникам
29545
32457
9560
43652
-налоги
9548
9231
34120
12511
-питание
2103
2468
10250
2874
-приобретение основных средств
4870
1644
2576
2548
- связь, информационные услуги
316
531
3674
463
-содержание автотранспорта
1023
1455
562
2145
- общеторговые
855
1520
1987
2650
- технологические расходы
1020
1999
2630
2880
- транспортировка товара
3507
3658
5012
4950
- общехозяйственные нужды
410
623
755
987
- строительство
6903
13386
21205
18201
Финансовый результат
2465
1083
73
-748
Рассматривая динамику реализации, заметим, что основной спрос на предлагаемые потребителю товары и услуги приходится на второй, третий и четвертый квартал в году. Очень большое значение имеет сезонность спроса на продукцию. Сравнивая четыре года, заметим, что каждый год происходит увеличение товарооборота примерно на 20 процентов. Это связано с открытием в 2005 году магазина Котовского, в 2006 – магазина Подмосковье, а в 2007 – специализированной станции на Часовой. В 2004 году была выкуплена территория, на котором началось строительство специализированной станции и продолжается на сегодняшний день. В связи с этим в последующие три года максимально увеличились затраты предприятия на: содержание дополнительно привлеченных рабочих; приобретение строительных материалов и ТМЦ; основных средств. Из таблицы можно увидеть стабильный рост издержек: в 2005 по сравнению с 2004 выросли на 21,9 %; в 2006 по сравнению с 2005 на 21,4%; в 2007 на 21%, а по сравнению с 2004 – на 79,2%. Диаграмма и график изменения доходов и расходов изображены на рисунке 3.15 соответственно.
Рис.3.1. Диаграмма изменения доходов и расходов
Рис.3.2. График изменения доходов и расходов
По диаграмме удобно изучать
изменение доходов и расходов
за четыре года. Изучая график сразу
можно обратить внимание на точку
пересечения дохода и расхода. В
этой точке предприятие находится
на пороге прибыли или убытков.
В связи с расширением
С увеличением товарооборота увеличились затраты на транспортировку товара на 38,7 %.
На строительство станции потребовались значительные денежные средства. Собственных средств у предприятия, оставшихся от нераспределенной прибыли, было не достаточно, в связи с этим, были привлечены кредитные ресурсы, проценты по которым увеличили статью «административные расходы» почти на 100 процентов.
Административные расходы также увеличились за счет: затрат на подбор персонала, услуги охраны, юридические услуги (оформление документов).
Аренда, коммунальные платежи, связь, информационные услуги, общехозяйственные нужды за четыре года существенно не изменились.
Хотя товарооборот также увеличился по сравнению с 2004 годом - на 74,5%, можно сделать вывод, что управляющий персонал в главе с генеральным, финансовым директором и главным бухгалтером не отслеживали рост затрат, не применяли меры для их минимизации. Это привело к плачевному результату: к началу 2007 года прибыль сменилась на убыток (748 тыс. руб.). А также выросли долги по заработной плате на 12132.
Для дальнейшего анализа и управления издержками целесообразно их классифицировать на переменные и постоянные.
Переменные:
- стоимость товара;
- транспортировка товара;
- материалы, используемые при ремонте;
- оплата труда работникам;
- международные переговоры;
- технологические расходы.
Постоянные:
- аренда и коммунальные платежи;
- административные;
- питание;
- приобретение основных средств;
- связь, информационные услуги;
- содержание автотранспорта;
- общехозяйственные нужды.
Итак, оценка эффективности реализации решений является наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений. Вместе с тем это и самое слабое звено в процессе управленческой деятельности, о чем свидетельствуют наблюдавшиеся в практике менеджмента затягивание сроков осуществления и недостаточная эффективность реализованных решений.
В деятельности компании необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса (собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и др.).
Предприятие по объему товарооборота
считается достаточно крупным, но организация
деятельности находится на уровне мелкого
предприятия и в настоящее
время как таковой
3.2 Рекомендации по
Для внедрения подсистемы
управленческого учета
После проведения диагностики
разрабатывается концепция
1) Этап. Предварительный
a) Анализ финансового состояния организации для обоснования необходимости введения управленческого учета
b) Определение целей, задач и принципов построения структуры управленческой системы
2) Этап. Организационный
a) Разработка политики введения управленческого учета
b) Формирование центров финансовой ответственности
c) Обучающие мероприятия для менеджеров подразделений
3) Этап. Основной
a) Определение сроков подачи бюджетов на рассмотрение и утверждение
b) Разработка формы и формирование бюджетов по центрам затрат и прибыли
c) Формирование консолидированного и общего бюджетов
d) Внедрение системы бюджетного управления на базе программы 1С
4) Этап. Контролирующий
a) Внедрение системы контроля экономической группы за произведенными расходами
b) Ежеквартальные совещания по результатам отчетного периода
Внедрение финансовой системы идет по двум направлениям:
· разрабатывается основной бюджет компании, который представляет собой систему комплексного бюджетного планирования всей деятельности и зависит от бизнес процессов;
· строятся бюджеты структурных
подразделений и
В конце года, до пятнадцатого декабря, на рассмотрение руководства каждое подразделение подает свой бюджет на следующий год, расписанный поквартально. До 25 числа комиссия в составе генерального директора, финансового директора, главного бухгалтера и директоров подразделений, утверждают бюджет на следующий отчетный период.
При построении финансовой системы необходимо предусмотреть и построить систему контроля за выполнением бюджетов. Заключается он не только в своевременном представлении бюджетных данных и создании бюджетов, но и в анализе отклонений фактических значений бюджетных статей от запланируемых. На базе анализа отклонений принимаются соответствующие управленческие решения.
Рассмотрим пример анализа фактических результатов. Пусть доход запланирован на сумму 5000,00 рублей, расход на 4500,00 рублей, тогда прибыль 500,00 рублей.
1) доход – 4800,00, расход
– 4200,00, прибыль – 600,00. В данном
случае менеджер подразделения
план по доходу не довыполнил
на 4%, зато снизил издержки на
6,7 % , тем самым увеличил прибыль
на 100,00 рублей (на 20%). По большому
счету этот вариант может
2) доход – 5200,00, расход
– 4800,00, прибыль – 400,00. Обратная
ситуация, - доход по сравнению
с планом увеличился на 4%, а
расход увеличился на 6,7%, что привело
к уменьшению прибыли – на
100,00 рублей. Вывод – нужно ввести
мероприятия по уменьшению
3) доход – 5200,00, расход
– 4300,00, прибыль – 900,00. Идеальная
работа менеджера,
4) доход – 4800,00, расход – 4900,00, убыток – 100,00. В этом случае менеджер план по доходу не выполнил на 4%. Увеличение издержек на 9%, привело к убытку. В подразделении нужно пересмотреть статью издержек для их уменьшения.
Контроль за произведенными расходами производится руководителем подразделения – центра затрат, прибыли, а до оплаты необходимой затраты они должны визироваться финансистом, подтверждая, что оплата прошла через бюджет подразделения. Внебюджетные платежи производятся на основании служебной записки и корректировки бюджета.
Система контроля за исполнением бюджетов предполагает проведение совещаний в составе руководства предприятия и директоров подразделений в конце каждого отчетного периода – квартала, где обсуждаются: причины отрицательных отклонений прибыли и затрат от бюджета; необходимость проведения мероприятий для увеличения объема продаж и минимизации издержек. В конце каждого квартала по положительным результатам исполнения бюджетов подразделения выполнивши план премируются в соответствии с установленными премиальными ставками.
Система бюджетного управления может быть реализована на базе программы 1С, что даст возможность ежедневно отслеживать исполнение бюджета, как отдельными подразделениями, так и по предприятию в целом.
Основные оборотные средства предприятие направляет на оплату товара. В связи с этим, проблема контроля за своевременностью оплаты и соответствия сроков договорным условиям очень важна. Для возможности контролировать оплаты поставщикам, необходимо разработать форму по планированию платежей, из которой будет видно не только общую задолженность, договорные сроки оплаты, просроченную задолженность и стоимость складских запасов, но и товарооборот по поставщику. Вся эта информация позволит оценить эффективность работы с конкретным поставщиком, и обеспечить автоматический контроль за сроками оплаты, что приведет к контролю над себестоимостью продукции. В ООО»МАКСИ»проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота за 2004-2007 гг. позволяет сделать следующие выводы:
· розничный товарооборот ООО»МАКСИ»из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
· достигнут рост товарооборота всеми товарным группам, которыми торгует фирма;
· прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
· фирма в 2007 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителя и других поставщиков.
Вместе с этим предприятие ООО «МАКСИ»не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2004-2007 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
· улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов;
· повышения: эффективности использования трудовых ресурсов;
повышения эффективности
использования материально-
Расчет сезонных колебаний товарооборота исследуемого предприятия приведен в таблице 3.11.
Таблица 3.1 Расчет сезонных колебаний товарооборота ООО «МАКСИ»(тыс. руб.)
Месяц |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Всего |
Средний оборот одноименных месяцев
(гр.5:3) |
Индекс сезонности (гр. 6: итог тр, 6) |
Январь |
425 |
440 |
450 |
1315 |
438,5 |
0,950 |
Февраль |
420 |
460 |
470 |
1350 |
450 |
0,980 |
Март |
480 |
560 |
580 |
1620 |
540 |
1,172 |
Апрель |
460 |
530 |
540 |
1530 |
510 |
1,107 |
Май |
445 |
480 |
500 |
1425 |
475 |
1,031 |
Июнь |
420 |
425 |
430 |
1275 |
425 |
0,922 |
Июль |
415 |
420 |
425 |
1260 |
420 |
0,911 |
Август |
415 |
405 |
425 |
1245 |
415 |
0,901 |
Сентябрь |
450 |
430 |
440 |
1320 |
440 |
0,955 |
Октябрь |
460 |
440 |
470 |
1370 |
456,7 |
0,991 |
Ноябрь |
400 |
440 |
500 |
1400 |
466,7 |
1,013 |
Декабрь |
430 |
450 |
600 |
1480 |
493,3 |
1,070 |
Итого: |
5220 |
5480 |
5890 |
16590 |
460,8(16590:36) |
1,000 |