Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:46, курсовая работа
Управленческие решения руководителя. 31
1. Проблемное осмысление информации
В теории менеджмента управленческие решения руководителя определяются как его главный интеллектуальный продукт. Руково¬дитель фирмы и его менеджеры постоянно находятся в очень разно¬родном информационном пространстве, которое необходимо ежеднев¬но упорядочивать. Информационная циркуляция, с одной стороны, порождает многочисленные замыслы руководителя, а с другой — ме¬шает их реализации. В сознании руководителя
Если же авторитет у руководителя подорван, если он использует прежде всего власть, то гибкость обращения подменяется прямолинейностью, а формы обращения к работникам проявляются как указание, распоряжение, приказ в резком, раздражительном тоне.
В специализированном экспертном опросе выявились следующие методы обращения руководителя к работникам:
побуждение («Доверительно поручаю. Психологически стимулирую. Морально поддерживаю»). Уважительный тон;
убеждение («Разъясняю ситуацию. Объясняю задание. Даю компетентные советы»). Доброжелательный тон;
увещевание («Прошу. Уговариваю. Обещаю. Высказываю пожелания»). Дружеский тон;
понуждение («Настоятельно рекомендую. Даю указания. Ставлю в альтернативную ситуацию»). Официальный тон;
принуждение («Безоговорочно требую. Приказываю. Распоряжаюсь»). Властный топ вплоть до угроз санкциями.
Выбор того или иного метода зависит от того, как сочетаются доверие и требовательность руководителя по отношению к работникам. Чем больше требовательности, тем более категоричной может быть и форма обращения руководителя к работникам. И наоборот, чем больше доверия, тем менее категоричным по форме может быть и обращение. Построим шкалу, отражающую эту закономерность (рис. 65).
Позитивная мотивация: заинтересовать! Негативная мотивация: заставить! +10 987654321 01 23456789-10
Побуждение (+); убеждение (+) Понуждение (-); принуждение (-) Увещевание (+:-)
Рис, 65. Шкала оценки методов обращения руководителя 176
Каждый метод имеет свое содержание, свой диапазон психологических вариантов управленческого воздействия. Побуждение стимулирует работников, вызывает отклик в разнообразной позитивной мотивации; убеждение помогает преодолевать разнообразные психологические барьеры; увещевание эффективно тогда, когда работников нужно уговорить, признав 'свои ошибки; понуждение необходимо в случаях, когда их следует поставить перед выбором «или-или», чтобы они сами отказались от нежелательного варианта поведения; принуждение бывает крайней мерой и применяется тогда, когда необходимо жестко заставить работников выполнить задание.
В профессиональном общении руководителю чрезвычайно важно находить индивидуальный подход к каждому исполнителю в зависимости от того, какие мотивы у него доминируют. Это предполагает чаще всего искусство совмещения разных методов в какой-то ситуации: «Я хочу поручить вам эту работу. К сожалению, обстоятельства складываются так, что ее некому сделать, кроме вас. Вы можете, конечно, и отказаться, но я думаю, что этого делать не стоит. Сегодня вы кого-то выручите, завтра выручат вас. К тому же этой работе фирма придает большое значение». В этом обращении к работнику применяются и убеждение, и легкое понуждающее воздействие, и побуждение.
Опытный руководитель психологически подготавливает работников к «запуску» управленческих решений, организуя этот процесс как делегирование полномочий. Работники должны прежде всего почувствовать смысл тех заданий, которые они будут выполнять, взвесить степень своего участия, определить для себя личные выгоды, понять трудности, которые им предстоит преодолеть, знать, что эти трудности могут быть преодолены с помощью руководителя. Тогда они готовы взять на себя и определенную ответственность за выполнение заданий, которая должна быть очень точно оговорена руководителем по срокам, объему и качеству исполнения. Работники вправе попросить руководителя наделить их определенными полномочиями в решении тех проблем, которые у них возникнут: тогда появляется свобода маневра, помогающая выполнять задания более успешно. Руководитель преодолевает «узкий коридор» выдачи заданий в режиме исполнения, ориентируя работников на более высокий уровень делового сотрудничества, где они имеют право па риск.
Резюме
В каждой фирме формируется определенное информационное пространство, в котором принимаются те или иные управленческие решения. Исходным условием их проработки является проблемное осмысление информации. Информационное пространство фирмы может быть
сильно деформировано, если ее руководство плохо справляется с решением ключевых проблем. Для того чтобы понять циркуляцию информации, важно знать, как она оценивается, перерабатывается и усваивается в сознании работников в зависимости от психологических типов личности.
Информационное пространство фирмы является полигоном принятия управленческих решений. В принятии управленческих решений руководитель сталкивается с множеством вопросов, на которые он должен получить ответ. Можно выделить пять-шесть этапов проработки управленческих решений, прежде чем они принимаются окончательно.
Специфика принятия управленческих решений зависит от предрасположенности руководителя к определенному психогеометрическому типу.
Процессом принятия управленческих решений можно управлять, если заранее продумать организационно-психологические механизмы их «запуска». Передача управленческих решений на исполнение предполагает использование пяти основных методов, благодаря которым работники так или иначе откликаются или не откликаются на обращение руководителя.